С чего началась парламентская неделя
Верховная Рада приняла ряд законопроектов, которые касаются сферы права и критической инфраструктуры, а Дмитрий Разумков создал объединение депутатов
Экс-спикер Верховной Рады Дмитрий Разумков, создал собственное межфракционное объединение народных депутатов «Умная политика». Такое заявление 16 ноября сделал первый вице-спикер Александр Корниенко. В межфракционное объединение парламентариев вошло 25 народных избранников, из которых 21 депутат из «Слуги народа».
«Сообщаю о создании межфракционного депутатского объединения «Умная политика». Главой этого объединения избран народный депутат Украины Разумков Дмитрий Александрович», – зачитал с листа Корниенко.
При этом народного депутата Артема Дмитрука исключили из фракции «Слуга народа». Сам Дмитрук заявил, что был в командировке в Армении, когда в партии инициировали его исключение. Кроме того, Дмитрук заявил, что его якобы исключили из-за того, что он не голосовал за отставку Дмитрия Разумкова и не поддержал закон «об олигархах». Дмитрук подтвердил, что вступил в межфракционное объединение «Умная политика».
На сегодняшнем заседании Верховной Рады был принят ряд законодательных решений. Кроме того, сопредседателя Парламентского комитета Ассоциации (образован в соответствии со статьей 467 Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС как форум для членов Верховной Рады Украины и Европейского парламента для проведения заседаний и обмена мнениями) между Украиной и ЕС выступили с заявлением по поводу 12-го заседания Парламентского комитета ассоциации между Украиной и ЕС 10 ноября. Члены ПКА обсудили последние события в Украине и отношения между ЕС и Украиной, недавний двусторонний Саммит (состоялся 12 октября), а также обменялись мнениями относительно приоритетов будущего сотрудничества.
В заявлении в частности отмечается, что члены ПКА в который раз подтвердили проевропейский стратегический курс Украины, закрепленный в ее Конституции, и одобрили достигнутые результаты 23-го саммита УКРАИНА-ЕС. Члены ПКА признали важным продолжение переговоров относительно заключения Соглашения об оценке соответствия и приемлемости промышленной продукции (ACAA), активизации диалога относительно Европейского зеленого курса, а также энергетического партнерства, кибербезопасности и пунктов безопасности Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС как важнейших направлений сотрудничества в ближайшем будущем. Имплементация Соглашения об ассоциации, в частности ввод Углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли (УВЗСТ) является основным инструментом реформ.
Было также сказано о необходимости дальнейшего принятия мер относительно реформирования судебной системы и завершения построения антикоррупционной структуры с целью гарантирования функционирования независимых, эффективных и обеспеченных соответствующими ресурсами институций.
В сфере энергетической безопасности члены ПКА обсудили текущий острый энергетический кризис, сосредоточившись как на вопросах энергетической безопасности, так и на повышении цен на энергоносители, которые влияют на Украину, регион Восточного партнерства и ЕС. Они согласились с тем, что проблемы относительно умышленных действий России по использованию поставок энергоносителей как составной гибридной атаки против Украины требуют дальнейшего решения. Нынешний кризис актуализирует потребность в дальнейшем сотрудничестве и построении долгосрочного и стратегического энергетического партнерства, исходя из Меморандума о взаимопонимании (2016 год). Также участники заседания приветствовали начало Энергетического диалога высокого уровня.
Участники заседания обсудили взаимные выгоды от обновления инфраструктуры и дальнейших новых форм сотрудничества между ЕС и Украиной, признали заявленные обязательства и потенциал Украины играть активную роль в Европейском зеленом курсе с помощью декарбонизации ее экономики и повышения энергоэффективности.
16 ноября Верховная Рада также приняла (302 народных депутаты - «за») законопроект «о медиации». Этот документ закрепляет на законодательном уровне возможности проведения процедуры медиации, которая заключается в добровольном внесудебном урегулировании конфликта путем переговоров между его сторонами, с помощью медиатора.
Практика медиации распространена в мире и позволяет избирать досудебные и внесудебные способы для решения споров с сохранением возможности обращаться в суд для их решения. Теперь процедуру медиации в Украине смогут применять в любых спорах, которые возникают, в частности, в гражданских, семейных, трудовых, хозяйственных, административных правоотношениях, а также в уголовных производствах во время подписания соглашений о примирении между потерпевшим и подозреваемым, обвиняемым и в других сферах общественных отношений. Медиатором может стать любое физическое лицо, которое имеет высшее образование и прошло базовый курс подготовки в Украине или за рубежом.
На заседании также принят Закон «О критической инфраструктуре» (№5219). Закон определяет правовые и организационные принципы создания и функционирования критической инфраструктуры и является составляющей законодательства Украины в сфере национальной безопасности.
Законом предвидено создание уполномоченного органа в сфере защиты критической инфраструктуры. Независимая внешняя оценка деятельности системы защиты критической инфраструктуры осуществляется один раз в три года Счетной палатой в определенном ею порядке на основании международных стандартов оценки.
Закон предусматривает парламентский контроль в сфере защиты критической инфраструктуры и общественный надзор.
Также Радой принят за основу проект Закона «О правотворческой деятельности» (№5707), целью которого является урегулирование общественных отношений в сфере правотворческой деятельности в Украине, в частности, деятельности и регулирования отношений, связанных с ее планированием, разработкой, принятием (изданием), применением нормативно-правовых актов и правовым мониторингом. Законопроектом предлагается определить понятие правотворческой деятельности, установить ее принципы, участников и их полномочия, вопросы, которые связаны с делегированием правотворческих полномочий. Кроме того законопроектом предлагается определить понятие законодательства как иерархической системы нормативно-правовых актов и международных договоров Украины, определить виды нормативно-правовых актов и раскрыть содержание понятий «закон», «кодекс», «подзаконный нормативно-правовой акт», «модельный нормативно-правовой акт», «программный правовой акт», «основной и производный нормативно-правовой акт».
Законопроектом предлагается существенно обновить подходы относительно процедуры подготовки проектов нормативно-правовых актов. В частности, предвидено, что проект нормативно-правового акта должен разрабатываться на основе концепции проекта нормативно-правого акта, что отображает принципиальный подход к регулированию общественных отношений, цель и задачи правового регулирования, новые права и обязанности участников правоотношений, а также предсказуемые социально-экономические и другие последствия его реализации в случае принятия (издания) нормативно-правового акта.
Концепция проекта закона разрабатывается для важнейших по содержанию и значительных по объему проектов законов (проектов кодексов, законов в новой редакции, больших по содержанию проектов законов с ожидаемым количеством статей не менее ста, проектов законов со значительными по степени важности регулируемыми общественными отношениями, проектов законов, согласно которым осуществляется систематизация законодательства и тому подобное).
Законопроектом предлагается определить этапы разработки субъектом правотворческой деятельности проекта нормативно-правового акта и ввести современную практику, которая является распространенной во многих странах устойчивой демократии.