«Ковчег Марии Примаченко» в Киеве (фото)

В «Мистецькому Арсеналі» представили масштабную ретроспекцию произведений знаменитой украинской художницы

Цветы, которые радуются и грустят, люди-звери и другие космические существа - более 300 работ из коллекции Национального музея украинского народного декоративного искусства собрали на выставке «Мария Примаченко. Необъятное». Кроме картин, созданных с 1930 по 1980 годы, в рамках проекта представили керамику художницы и альбомы с ее рисунками. А кинорежиссер Александр Дирдовский создал видеоинсталляцию по мотивам произведений Марии Примаченко.

«Мы давно мечтали об этой выставке, но даже не мечтали о проекте такого масштаба, - делится генеральный директор «Мистецького Арсеналу» Наталья Заболотная. - Эта коллекция уникальна, и эта выставка - большой праздник. Возможно, многие сторонники творчества Марии Примаченко и не видели такого количества ранних работ художницы, где она настолько истинная и наивная. Сейчас мы шутим, что «Мистецький Арсенал» превратился в ковчег, как ковчег Ноя, благодаря произведениям Марии Примаченко».

Авторы проекта стремятся противопоставить творчество художницы советской действительности, которая нивелировала личность. Парадокс в том, что Мария Примаченко смогла сохранить свою идентичность и реализоваться - общее количество ее произведений переходит за тысячу, еще при жизни ее картины показывали на различных выставках в СССР и за рубежом.

«Один из «фигурантов» нашей выставки - Институт истории Украины НАН Украины. Представители института оказывали нам профессиональные консультации, - рассказывает Ольга Мельник, руководитель отдела развития музейного дела Комплекса «Мистецький Арсенал». - На выставке есть вещи, на первый взгляд, сугубо научные, но они помогут увидеть творчество Марии Примаченко под несколько другим углом. Ведь эта женщина прожила почти 90 лет - фактически весь ХХ век. Это - две мировые войны, революции, чернобыльская трагедия, другие печальные события в мире... И есть определенный парадокс. Мария Примаченко - вполне законопослушный человек в советские времена. Ее произведения активно использовали для пропаганды советского образа жизни. Но своим творчеством она отрицала эту систему, демонстрировала независимость от нее. И когда сегодня рассматриваем ее животных и читаем датировки под картинами, задумываемся, что на самом деле имела в виду художница, что диктовало ее подсознание. Например, работа «Звери судятся», созданная в 1937 году. Время репрессий, «троек» НКВД. Возможно, недаром на картине трое зверей, избран такой сюжет. Мир Марии Примаченко не так прост, и его еще надо изучать».

А что в произведениях уникальной художницы откроете вы? Выставка «Мария Примаченко. Необъятное» продолжится в Национальном культурно-художественном и музейном комплексе «Мистецький Арсенал», что в Киеве, до 13 марта.