Для развития современного сакрального искусства

Во Львове представляют произведения иконописцев из Новицкого пленэра

Выставка современной иконописи открыта в галерее Львовской национальной Академии искусств «Пори року» (ул. Армянская, 23). В показе –  несколько десятков работ, недавно созданных иконописцами Украины и Польши, – во время уже тринадцатого  по счету Международного пленэра «Новица». Правда, в этом году пленэр состоялся не в Польше, как обычно, а в нашей Криворивне, и это – Гуцульщина, Верховинский район, Ивано-Франковская область. Почему так? Если кратко, то из-за карантинных ограничений. Поэтому Новицкий пленэр-2021 и  стал выездным – Криворивненским. Впервые.

Журналисту «Дня» удалось пообщаться с несколькими участниками пленэра, и все они, как «под копирку», говорили о том, что в Криворивне, как и во все предыдущие годы в Новице, собралось исключительно хорошее общество, которое создало очень хорошее сообщество. И действительно две недели пребывания в Криворивне – это было очень хорошее время.  И очень важная составляющая творчества. Потому что когда работается с единомышленниками, коллективно, это дает много позитивных решений. Также помогает в персональном творчестве.

Впечатления от пленэра соорганизаторов и участников – немного позднее. А сейчас – краткая история проекта и его цель.

Впервые пленэр в селе Новица (Горлицкий уезд Малопольского воеводства – место рождения поэта, писателя, переводчика, литературоведа Богдана-Игоря Антонича) состоялся в 2009 году.

Цель пленэров и главное желание организаторов мероприятия – обратить внимание на многовековое наследие сакрального искусства, которое доныне существует в культуре Украины, Польши и Беларуси. Общая работа иконописцев, ежегодные итоговые выставки, каталоги, а также изучение и презентация уже достигнутых результатов сотрудничества иконописцев разного вероисповедания и национальностей должны служить ломке стереотипов, построению и укреплению отношений, что основываются на христианских корнях культуры региона.

Заявляют о своем желании к участию в пленэрах профессиональные художники и любители, а также – преподаватели художественных вузов и студенты, которые конфессионально принадлежат к разным церквям, говорят на разных языках и которых объединяет призвание к писанию икон.  Нынешние участники – шесть художников из Польши и свыше двадцати художников из Украины (из Львова, Луцка, Ивано-Франковска и Киева), и это как студенты кафедр сакрального и монументального искусства Львовской национальной академии искусств, так и известные иконописцы. Возрастные рамки – от 18 до 50 лет. Если сделать условное разделение на тех, кто приезжает на пленэр ежегодно, и новых его участников, то соотношение – 60:40.

Каждый пленэр имеет свою тему. Тема нынешнего – «Песня песен».

Важно, что эти встречи не только иконописные – краеведческие также. И об этом дальше в прямой речи.

«ОТОЙТИ ОТ ИЛЛЮСТРАТИВНОСТИ И ИСКАТЬ АССОЦИАТИВНОСТЬ»

Остап ЛОЗИНСКИЙ, соорганизатор  и постоянный участник Новицких пленэров:

– Во все предыдущие годы нашу выставку принимал Национальный музей во Львове. В этом году – галерея «Пори року» Львовской академии искусств. Очень благодарны академии – соорганизатору нашего пленэра. На открытие к нам пришло очень много людей – Новицкий пленэр всегда вызывает заинтересованность. Относительно темы пленэра, «Песня песен», и работ, то художники подходили к этому очень индивидуально, поэтому и работы такие разные. Кое-кто брал просто определенный стих из «Песни песен» и делал с него иллюстрацию. Кто-то подходил к этому более образно. Кто-то – более философски. В действительности тема «Песня песен» сложная тем, что очень легко прибегнуть к иллюстративности. И большой задачей, собственно, было отойти от иллюстративности и искать ассоциативность. И пробовать создать икону на эту тему. Ведь все  богословы считают, что «Песня песен» – это одна из важнейших христианских книг Ветхого Завета. Это не первая ли христианская книга, которая уже была в Ветхом Завете. Именно поэтому возникло, как по мне,  много очень интересных решений, композиций, и этот пленэр для развития современного сакрального искусства имеет большое значение. 

Мы все очень плодотворно и хорошо поработали. Очень хорошая локация – Карпаты, вдохновляющие к творчеству. Создавалось такое приятное, хорошее ощущение, что мы – почти как в Новице. Кроме, собственно, иконописи, было время на то, чтобы пойти в горы, поехать на экскурсию (например, в Дземброню, в монастырь, где есть иконостас на стекле одной из участниц нашего пленэра – Оксаны Винничок), вели духовные беседы со священником в Криворивне Иваном Рыбаруком – святой отец очень глубоко истолковывал нам тему «Песня песен», задал новые духовные векторы поиска. Это вдохновляло. Также немного путешествовали по Гуцульщине. Были в Музее Ивана Франко в Криворивне, ездили в Косово и Коломыю. Было среди нас достаточно людей, которые впервые в Карпатах или в Украине впервые, потому мы хотели насытить этот пленэр разносторонне, чтобы люди, которые у нас впервые, рассказывали об украинских Карпатах – и в Украине, и за ее пределами.

«ПЛЕНЭР – ЭТО ОКРУЖЕНИЕ, ВРЕМЯ И ВОЗМОЖНОСТЬ  РЕАЛИЗАЦИИ»

Екатерина КУЗИВ, участница Новицких пленэров:

– Дважды ездила на пленэр. И дважды дистанционно передавала работы на пленэр. Я выпускница кафедры монументальной живописи Львовской академии искусств. А сейчас работаю преподавателем «Львовской политехники» – кафедра дизайна и основ архитектуры. Для меня лично пленэр – это окружение, время и возможность реализации. Это прекрасно, когда есть две недели, выделенные сугубо на работу. Мы ставим перед собой задачу – развитие современной иконографии, и очень часто на пленэрах поднимаются вопросы, которым уделяется мало внимания в иконописи. Например, тема «Песня песен» встречается в иконописи очень редко. Также, например, тема «Псалмов», которую мы прорабатывали на одном из предыдущих пленэров. И очень хорошо, когда собираются вместе представители разных стран, что развивают эту иконографию, современную икону, помогают ей занимать свою нишу наряду с современным светским искусством, чтобы быть ближе к современному человеку. Потому что таким образом человеку, который не осведомлен в богословских вопросах,  легче обратиться к иконе, обратиться к Богу. Важно, чтобы икона не была артефактом, а была живой. Функция нашей иконы – визуальное проповедование. Поэтому я и говорю, что мы живем от Новицы до Новицы. Это – прекрасное время. Мы – единомышленники. И это – самое главное.

«ВМЕСТЕ МОЖЕМ ТВОРИТЬ БУДУЩЕЕ – СВЯЗЯМИ МЕЖДУ ХУДОЖНИКАМИ»

Катажина ЯКУБОВСКАЯ-КРАВЧИК, соосновательница и участница Новицких пленэров:

– Эти пленэры вдохновляют встречами представителей разных традиций, разных церквей, разных художественных сред, которые имеют возможность обмениваться опытом. Для меня очень важными являются польско-украинские встречи. Нас в Украине принимают очень радушно. И мы узнаем друг друга такими, какие мы есть. Самое важное, что вместе можем творить будущее – связями между художниками.  Во время таких встреч мы очень открыты и стираем определенные стереотипы нашей тяжелой общей польско-украинской истории. Очень часто у участников пленэра возникают новые идеи, которые уже вне пленэра способствуют созданию и реализации новых художественных проектов. Собственно, тем и интересен пленэр.

«ДЛЯ НАС ЧРЕЗВЫЧАЙНО ВАЖНА ПЛОСКОСТЬ ВЕРЫ – ЭТО ТО, ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ»

Матеуш СОРА, организатор Новицкого пленэра, глава Общества друзей Новицы:

– Я вырастал с произведением Ежи Новосельского (польский художник-иконописец, наш современник. – Т.К.) на стене. И вообще, это очень длинная история. Когда-то купил деревянный дом в лемковском селе (это не последний ли из аутентичных лемковских домов) и отреставрировал. Наша история началась с театральных фестивалей, которые мы начали организовывать в селе Новица,  известное тем, что в нем родился Богдан-Игорь Антонич. Тогда же я начал думать, какие еще художественные инициативы можно здесь основывать. Приглашал художников из Украины, которым мы организовывали выставки. Мы сотрудничали с львовянами Маркианом Иващишиным, Натальей Половинкой, Ульяной Горбачевской, львовским Театром имени Леся Курбаса. И у нас в Новице была очень хорошая репрезентация современного украинского искусства. Приглашали и Юрия Андруховича, с которым создали общий спектакль. Думал над тем, в каком еще варианте могут сотрудничать поляки и украинцы? И тогда мне показалось, что встречи через искусство и религиозный опыт будут чрезвычайно интересными и результативными. Для нас чрезвычайно важной является плоскость веры – это то, что объединяет. В пленэрах участвуют греко-католики, римо-католики и православные. Важно, что все мы – вместе. Важно также то, что современных художников интересуют сакральные вопросы – они обращаются по теме распятия,  теме Богородицы. Несмотря на то, что эта тематика в мировом искусстве – свыше тысячи лет. Мне интересно, что современные художники могут сказать в области сакрального искусства. Могут ли они сказать что-то новое? Или все же будут работать только в рамках традиций? И, собственно, это и были предпосылки, побуждающие меня к тому, чтобы делать такие встречи.

***

После экспонирования во Львове, в галерее «Пори року», выставка постпленэра, по традиции, будет путешествовать – поедет в Каменец-Подольский, потом – в Варшаву и не только, чтобы создать диалог древнего и современного искусства.