Продолжение постсоветского коммунального «колхоза»
Почему очередные инициативы власти обернутся лишь очередным повышением тарифов?Сейчас власть внедряет ряд якобы революционных инициатив в жилищно-коммунальной сфере. Таким образом правительство и парламентарии пытаются компенсировать многочисленные провалы в реформировании ЖКХ и создании конкурентного рынка ЖК-услуг. Но выигрывают ли от этих новаций потребители — особенно на фоне очередного повышения жилищно-коммунальных тарифов, которым чиновники пытаются подменить реальную реформу?
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ — «КОММУНАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ»?
Принятие законопроекта № 2458 от 4.12.20 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно урегулирования отдельных вопросов в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг» с легкой руки некоторых медиа и нардепов окрестили «коммунальной революции». Но соответствует ли такая масштабная оценка реалиям реформирования ЖК-сферы? Вряд ли. И вот почему.
Во-первых, хотя законопроект кардинально меняет алгоритм заключения договоров с потребителями на оказание жилищно-коммунальных услуг, это никоим образом не стимулирует внедрение рынка и конкуренции между поставщиками. Вводятся т.н. публичные договоры присоединения: если в течение 30 дней потребитель не заключит договор на обслуживание дома и придомовой территории с другой структурой, то считается, что он автоматически подписывается под публичным соглашением с аналогом муниципального ЖЭКа (то есть Управляющей компанией). Внедрение этой нормы означает, что жилищно-коммунальная реформа действительно провалена (как ранее констатировала нардеп от «Слуги народа» Людмила Буймистер). Ведь ранее профильным законом предусматривалось, что услуги в основном будут предоставлять частные сертифицированные компании — «дедлайны» проведения конкурсов местными властями по заключению коллективных договоров с ними потребителей постоянно откладывались, последний раз в определенный срок не уложились 1 мая э.г. (пандемия коронавируса — прекрасный повод).
Фактически, за последние три года центральная и местная власть ничего не сделали для создания полноценного рынка частных управляющих. Правда, в законе закреплено, что в случае решения собрания жильцов выбрать компанию-управляющего местные власти должны провести соответствующий конкурс, однако здесь также установлен дедлайн — 1 мая 2021 года. Успеют ли совладельцы, несмотря на пандемию, провести собрание раньше этого срока? Да и есть ли из кого выбирать? Так, на сегодняшний день зарегистрировано около 1000 таких компаний. И это — на 180 тыс. многоквартирных домов, насчитываемых в Украине! По экспертным оценкам, для того, чтобы этот рынок начал полноценно функционировать, нужно как минимум 4000 сертифицированных управляющих. Так может, муниципалитетам просто выгодно, чтобы средства потребителей массово текли на счета именно коммунальных предприятий и перетекали дальше? Причем — без приложения минимальных усилий (если работники ЖЭКа, выполняют хотя бы половину работ по обслуживанию домов и придомовых территорий из общего перечня, то это уже — счастье для жителей!).
Сегодня можем спрогнозировать автоматическое «присоединение» к публичным договорам с ЖЭКами 99% потребителей! Так может провал ЖК-реформы произошел из-за того, что местные топ-чиновники банально не заинтересованы в существовании достаточного количества частных конкурентов, из которых потребитель мог бы выбирать лучших? Вот и имеем продолжение постсоветского коммунального «колхоза»!
Во-вторых, законом определяется новая модель предоставления коммунальных услуг — «до входа в дом», хотя статус-кво коммунального упадка эта новация не меняет. В принципе, с этим давно уже нужно определиться — если есть совладельцы дома, то за все внутренние сети несут ответственность именно они (при этом де-факто поставщики воды, электроэнергии, газа и так сегодня отмежевываются от внутридомовых сетей). Впрочем, существует одно «но». По сути, власть со дня вступления закона в силу полностью «умывает руки» от проблематики капитальных ремонтов и модернизации «внутренней» инфраструктуры — ведь обслуживающие ЖЭКи этим заниматься стопроцентно не будут. Это же означает, что дома и дальше будут разрушаться изнутри — и так до аварийного состояния. Конечно, можно сетовать на традиционную пассивность украинцев — пока есть всего 32 982 объединений совладельцев многоквартирных домов — из 180 тыс. многоэтажных домов (то есть одна шестая от общего количества).
На самом деле это и является оценкой власти, которая не приложила практически никаких усилий, чтобы стимулировать граждан к массовому созданию таких объединений (а без них невозможно говорить о термомодернизации и удешевлении тарифов на отопление, о капитальных ремонтах домов и т.п.). Хоть кто-нибудь слышал о «нулевых» кредитах под государственные или муниципальные гарантии совладельцам на проведение капитальных ремонтов, что помогло бы сдвинуть проблему с места (ведь денег на масштабные проекты у жителей нет)? В то же время и о реконструкции устаревшего жилого фонда — благодаря вменяемой и работающей государственной модели — слышим уже много лет одни разговоры (соответствующий закон принят еще в 2006 г.!). При этом почти три четверти горожан живут в домах, построенных в 1960-1980-х годах. А по официальной статистике, в Украине в 45% из них ни разу не проводили капитального ремонта! Полностью без государства совладельцы жилья здесь не справятся. Однако со стороны профильных топ-чиновников помощь — на словах и на уровне пустых обещаний!
Напрашивается неутешительный вывод: похоже, власть видит суть жилищно-коммунальной реформы исключительно в повышении тарифов и усилении юридического давления на потребителя, а не в кардинальной реконструкции и возрождении полуразрушенной ЖК-инфраструктуры. А сам «революционный» закон № 2458 — не о жилищно-коммунальной реформе, а о консервации всевластия неэффективных ЖЭКов и энергетических монополистов.
В-третьих, власть все же «протащила» норму в законе № 2458 о том, что коммунальщики имеют право несанкционированного доступа к жилью получателей ЖК-услуг (несмотря на многочисленные предостережения экспертов, в частности специалистов Главного научно-экспертного управления ВР). И не только — для ликвидации аварийных ситуаций, но и для отключения потребителей от водоснабжения, электроэнергии, газа и т.п. за долги, собственно — по любым другим мотивам. Таким образом власть в очередной раз «вытирает ноги» о Конституцию Украины, где в статье 30 черным по белому записано: «Каждому гарантируется неприкосновенность жилища. Не допускается проникновение в жилище или другое владение лица, проведение в них осмотра или обыска иначе как по мотивированному решению суда». Так что у нас коммунальщики теперь — это отдельная каста, которой разрешено применение карательных санкций к гражданам, и даже в большей степени — чем полиции или прокуратуре? Тем более что существует немало случаев, когда поставщики начисляют «долги», как говорится, «с потолка», а при выяснении реальных обстоятельств перерасчет не делают месяцами — к таким потребителям тоже будут вламываться в квартиры? С другой стороны, каких властных решений можно ожидать, если законы у нас пишутся не специалистами-юристами, а стендап-комиками?
И в-четвертых, обещание двухлетней давности еще тогда кандидата в президенты Украины Владимира Зеленского снизить жилищно-коммунальные тарифы на 50% — благодаря каким-то секретным чудодейственным инструментам — сегодня оборачивается очередными «подарками под елку» украинцам в виде очередного «спурта» цен на ЖК-услуги. Например, законом № 2458 вводится новый вид услуг — за обслуживание внутридомовых сетей. Нетрудно спрогнозировать появление еще одной платежки на 100-300 дополнительных гривен — и насколько качественно их будут «обслуживать» ЖЭКи, тоже можно представить. Но это еще — «цветочки». Дело в том, что власть под Новый год анонсировала новые «реформаторские» решения. Речь идет о повышении тарифа на распределение газа с 1 января 2021 для 22 операторов газораспределительных систем (считайте — в пользу известного газового монополиста) — в среднем цены на эту услугу вырастут на 80%. Также недавно в.о. министра энергетики Юрий Бойко анонсировал подготовку решения о повышении стоимости электроэнергии для бытовых потребителей — с «максимально мягким подходом». Скорее всего будет отменен льготный тариф в 90 копеек за первые 100 потребленных кВт — тем более что в НКРЕКП говорили об этом еще в апреле э.г. К тому же уже в этом месяце тариф «Укрэнерго» с 24 коп. за кВт повышается до 31 коп. Таким образом, еще в декабре доставка для всех категорий потребителей выросла на 7 копеек.
Но все это бледнеет перед ноябрьским повышением тарифа «Укрэнерго» на передачу электроэнергии для промышленности на целых 30% — с 240,23 грн за МВт/ч до 312,76 за МВт/ч — в связи с дефицитом средств в компании (хотя на днях поступила информация, что НКРЕКП на 2021 г. снизит этот тариф на 6% — до 293,93 грн / МВт/ч без НДС — однако это никоим образом «погоды не сделает»). Так вот (кроме ощутимого финансового удара по всем категориям бизнеса) за это новшество также дополнительно заплатит из своего кармана бытовой потребитель — кроме вероятного повышения цен на большинство товаров уже в следующем году его ожидает увеличение тарифа на холодную воду и водоснабжение (на 20-30%), так как львиная доля в себестоимости продукции водоканалов — это стоимость именно электроэнергии.
Такое повышение тарифов на большинство ЖК-услуг можно было бы объяснить или рыночными механизмами, или повышением качества обеспечения. Однако о рынке никоим образом речь не идет — так как все знают имена газовых и энергетических монополистов или названия муниципальных компаний, также монопольных. Так может — качество? В этом контексте следует привести кейс одного из шестнадцатиэтажных домов на киевской Оболони, о котором сообщили нашей Ассоциации местные жители. Так вот, в течение ноября с. г. коммунальщики трижды (!) на 8-12 часов отключали холодную воду. При этом — ни одной канистры с питьевой водой под домом от поставщика! Почти ежемесячно — перебои с электроэнергией. А о постоянном обеспечении горячей водой потребители уже давно забыли — ее то подают в течение 2-3 дней, то на неделю отключают. Поставщики хоть каким-то образом компенсировали потребителям перманентное и «клиническое» непредоставление ЖК-услуг? Ноль компенсации!
Приведенный выше пример — из столицы. А что уж там говорить об украинской «глубинке»?! Именно поэтому напрашивается неутешительный вывод: похоже, власть видит суть жилищно-коммунальной реформы исключительно в повышении тарифов и усилении юридического давления на потребителя, а не в кардинальной реконструкции и возрождении полуразрушенной ЖК-инфраструктуры. А сам «революционный» закон №2458 — не о жилищно-коммунальной реформе, а о консервации всевластия неэффективных ЖЭКов и энергетических монополистов.
КАКИМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ АЛГОРИТМЫ ЖК-РЕФОРМЫ?
Чтобы выйти из коммунального тупика, центральная и местная власть, прежде всего, должны:
• инициировать проведение независимого аудита всех коммунальных предприятий, включая исследования экономической обоснованности тарифов. Должны быть установлены реалистичные и адекватные показатели рентабельности жилищно-коммунальных поставщиков (методика, разработанная Кабмином). Должен быть постоянный контроль со стороны власти за выполнением инвестиционных программ ЖК-предприятий;
• разработать и внедрить инвестиционно-кредитные программы для термомодернизации, капитальных ремонтов и реновации многоквартирных домов. Должны быть государственные нулевые кредиты для каждого дома, где действует ОСМД, или частный управляющий. В то же время государство и муниципалитеты должны стимулировать и оказывать организационную поддержку домохозяйствам многоквартирных домов при создании ими объединений. Для этого власти должны прийти к жителям буквально каждого многоквартирного дома, чтобы начать инициативные и рабочие группы для выбора модели управления общей собственностью. Кроме того, правительство и ВР должны, наконец, внедрить эффективные правовые и экономические методы реконструкции устаревшего жилого фонда — с общим финансированием со стороны государства, муниципалитетов, частных инвесторов, международных доноров и т.п.;
• инициировать общенациональную информационную кампанию с социальной рекламой, которая системно объясняла бы преимущества ОСМД для украинцев, приводя кейсы успешных объединений, раскрывая их достижения и объясняя законодательные нюансы. Подобные кампании в свое время масштабно проводились в Польше, Чехии или Венгрии — почему бы не перенять этот опыт?
• по координации Минрегиона при каждом муниципалитете необходимо организовать курсы по подготовке ЖК-управляющих с последующей их сертификацией (это власть должна была сделать еще 2 года назад, на старте жилищно-коммунальной реформы). При нынешнем положении вещей вполне очевидно, что на период 2—3 лет управляющих необходимо мотивировать пакетом налоговых и других льгот, обеспечить со стороны местных властей консультационное сопровождение и техническую и институциональную поддержку. Власть в дальнейшем не должна лишь «наблюдать» за отсутствием рыночных отношений в этой сфере;
• законодатель должен, в конце концов, принять закон о жилищно-коммунальной инспекции (документ уже длительное время пылится в ВР), а правительство — создать новый орган в течение 1—2 лет. Защитой потребителей ЖК-услуг должен заниматься специализированный орган, с сильными полномочиями и специалистами, которые специализируются на экономике и правовом регулировании ЖКХ.
Выпуск газеты №:
№238, (2020)Section
Экономика