Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«За каждым «помидором» стоит человек...»

Анастасия КЛАДОВА — о том, как парадигма мышления влияет на подходы в земледелии
11 сентября, 11:41

Наверное, с начала карантина многие из нас начали больше внимания уделять своему рациону, в том числе — ближе присматриваться к органической продукции, в частности ягодам, фруктам и овощам. Как обстоят дела в этой сфере и почему за красивыми картинками часто стоит не всегда оправдывающий себя труд, «День» поговорил с Анастасией КЛАДОВОЙ, совладелицей фермерского хозяйства «Супергерой», которая все «подвохи» органического земледелия испытала на собственном опыте.

«РАБОТА РУКАМИ — ОТЛИЧНЫЙ СПОСОБ БОРЬБЫ СО СТРЕССОМ»

— В ролике на вашей странице вы говорите, что три года назад изменили свою деятельность с офисной на фермерскую. Почему произошел такой переход? Вы долго шли к этому?

— Цели что-то менять у меня не было, я работала в очень системной организации, все было стабильно и довольно успешно, но работа практически всегда сопровождалась стрессом и эмоциональным выгоранием, параллельно муж и свекор закладывали ягодник, изначально я была далека от этого и практически не вникала. Когда поля обрели очертания фермы, появился маленький домик, мы сделали первую клумбу, мне понравилось. Потом появились первые овощные грядки, в какой-то момент стало понятно, что работа руками — отличный способ борьбы со стрессом. Какое-то время я стараюсь совмещать мои попытки вырастить там что-то и работу в офисе, а со временем приняла решение, что мой опыт и компетенции лучше применять в семейном деле, особенно учитывая, что сам процесс мне интересен и доставляет удовольствие.

«БОЛЬШЕ НИКАКИХ БОЛЬШИХ ПРОЕКТОВ, ПОКА НЕ ОТРАБОТАНА ТЕХНОЛОГИЯ»

— Насколько тяжело начать собственное дело, а тем более в области органического земледелия?

— Все зависит от амбиций. Если у вас есть кусок земли, вода и розетка — вы можете работать в формате самозанятости — выращивать и продавать, благо соцсети и современные логистические компании позволяют это делать практически в любой точке страны.

Если амбиции больше — ресурсов надо соответственно больше. И на самом деле очень сложно. В нашем случае была земля, бедная, которую годами/десятилетиями не удобряли и не обрабатывали, вдали от электросетей, без водоснабжения, дорог, поля затапливались из-за разрушенных мелиоративных каналов. Перед началом работы с землей проанализировали возможность покупки другой земли, ситуация оказалась не лучше, практически везде так, а где инфраструктура создана — цена была выше на порядок. Приняли решения строить инфраструктуру на своей земле. Дальше было восстановление и очистка каналов, километры электросетей, бурение скважин, работы по восстановлению плодородия земли и работа с сорняком. Все это требует больших денежных и временных ресурсов.

Нашей (да и не только нашей) большой ошибкой было начинать что-то выращивать, не имея опыта и знаний. Очень много времени и ресурсов было потрачено на попытки что-то сделать, не зная как. Органик подход все усугублял, рисков тут больше в разы, инструментов нивелирования меньше, вероятность реализации — выше, последствия гораздо серьезнее. Был период, когда очень жалели о том, что начали это дело, сейчас называем этот период «тренировкой», учимся, пробуем, поменяли стратегию, сначала эксперимент, потом масштабирование, больше никаких больших проектов, пока не отработана технология и нет понимания, как правильно и лучше. Этот год считаю самым нашим эффективным годом, несмотря на огромные потери из-за непогоды.

Нам часто звонят потенциальные фермеры — хотят приехать на ферму, часто с бравадой рассказывают о своих планах заложить ягодник, часто пытаются рассказать нам, что мы делаем что-то не так, и учат, как надо. Задают разные вопросы, но о потенциальных рисках и их влиянии пока никто не спросил, а зря. Неудача отдельных фермеров прямо или косвенно влияет на весь рынок. Например, если фермер заранее не знает, куда продавать продукцию, это часто приводит к демпингу, а это уже бьет по всем производителям.

Мы пришли к тому что ты должен понимать каждую операцию, каждый нюанс, знать каждый куст «в лицо», ты должен работать сам, контролировать все процессы, все затраты, постоянно. Просто приезжать в роли пассивного инвестора в надежде на управляющего — не выйдет.

— Не так давно для органического земледелия появилась законодательная база — 10 июля 2018 года был принят Закон Украины «Об основных принципах и требованиях к органическому производству, обращению и маркировке органической продукции», который заработал 2 августа 2019 года. Как вы его оцениваете? Достаточно его для развития этой отрасли?

— «Закон определяет основные принципы и требования к органическому производству, обращению и маркировке органической продукции, основы правового регулирования органического производства, обращения органической продукции и функционирования рынка органической продукции, правовые основы деятельности центральных органов исполнительной власти, субъектов рынка органической продукции и направления государственной политики в указанных сферах»  — для развития отрасли этого точно мало. Сертификация дело добровольное, выбор технологий — тоже, дабы отрасль развивалась — должна быть мотивация у фермера, закон никак не мотивирует, да и регулирует тоже так себе, по факту только на бумаге. Сейчас кто угодно может сказать, что он выращивает «органику», при этом не соблюдая закона и даже выращивая вне соответствия стандартам.

«Я НЕ ВЕРЮ В СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ РОСТ И РАЗВИТИЕ РЫНКА»

— Как вы вообще оцениваете развитие органического рынка в Украине?

— Я не могу оценивать рынок страны — у меня недостаточно для этого подтвержденных данных, я могу судить о том, что вижу — моя семья начинала с 12 га «органики», планировали расширяться и строили инфраструктуру для 30+ га, взяли в аренду еще 20. Проработав несколько лет, несмотря на то что поля уже сертифицированы по двум стандартам, было принято решение вернуться к своим 12 га, поменять стратегию, разделить бизнес на 2 отдельных направления.

Основная ферма (11,5 га) теперь не органик, ей заведует отец моего мужа, ферма осталась в органик подходе с точки зрения работы с почвой и ее плодородием, не используем пестициды — считаю, это путь в никуда, остались с биологическими средствами защиты и механически боремся с сорняком на постоянной основе, но «кормить» растения решили качественными, дорогими, безопасными минеральными удобрениями. Эти удобрения существенно дороже, чем органические, но результат того стоит — растения здоровые, крепкие, урожайность овощей не глобально, но выше, овощи совершенно иного качества, нежели в интенсивном производстве — вкусные и ароматные. Для голубики эти удобрения стали спасением, раньше было очень много вопросов к эффективности органик удобрений конкретно для этой культуры, мы решили не рисковать ягодником, результатом довольны.

Второе направление — всего 60 соток — 100% в органик подходе. Маленький объем мы оставили для себя и наших постоянных клиентов, считаю его оптимальным для органик подхода. Более опытные коллеги давно убеждали нас, что органика — это не про десятки гектаров, а про маленькие хозяйства, на данный момент я согласна этим и основной упор делаю не на количество, а на качество продукции и ее разнообразие.

Из наших коллег, которые начинали с нами, не то что в органик подходе, в деле не осталось никого, кто-то продал ферму с огромным дисконтом, кто-то еще раньше ушел в интенсивное земледелие. Я не верю в браваду коллег в социальных сетях и прессе и рассказы об «успешном успехе», не верю в быстрый возврат инвестиций в органику и соответственно не верю в стремительный рост и развитие рынка — дорого, много рисков, большой срок окупаемости.

— В Украине функционируют несколько органических стандартов. На ваш взгляд, нужна ли унификация?

— Главный вопрос — для чего? И какие вопросы это решит? Мне кажется, более важным вопросом является наличие нескольких сертификаторов в стране,  а не монополия коммерческой организации «органик стандарт», снижение стоимости сертификации для малых хозяйств и самозанятых лиц.

В этом году мы получили счет на сертификацию всех наших земель, аналогично прошлому году, цена возросла на 1/3 плюс к цене прошлого года, понимая, что органики у нас остается всего 60 соток (это в 30 раз меньше, чем в прошлом году), попросили пересчитать, сумма снизилась всего на 25%. Т.е. независимо от того, сколько ты вырастишь продукции, маленький ты фермер или большая компания, — порядок цен один. Неважно — заработал ли ты что-то или потерял весь урожай — сертификат оплати в апреле-мае. Стоимость сертификации на данный момент практически не позволяет малым фермерам стать официально органическими.

Наш сертификат действителен до конца года, несмотря на многолетнюю работу и уже потраченные несколько десятков тысяч на сертификацию, в случае если порядок стоимости не изменится, сертифицироваться более мы не будем.

Отсутствие сертификата не мешает мне продолжать использовать органик технологии и на качество моей продукции не влияет. Я и мои 60 соток не претендуем на экспорт, и на продажи в сетях тоже, я работаю исключительно для узкого круга людей — наших постоянных клиентов. Мы честно проговорили этот момент с постоянными клиентами еще до начала сезона — по этой причине от нас никто от нас не ушел.

«ОРГАНИК ЕДА — ЭТО ЧАСТЬ ОБРАЗА ЖИЗНИ, КОТОРЫЙ ПРЕДПОЛАГАЕТ ЕЩЕ РЯД ВАЖНЫХ МОМЕНТОВ»

— Наши государственные органы называют «самой большой проблемой для развития внутреннего органического рынка низкий уровень осведомленности об органических продуктах среди потребителей и низкую покупательную способность». Вы согласны с этим или стоит что-то добавить в этот список?

— Будем честными — у нас низкий уровень жизни, а органика — это дорого. Очень дорого. И не только потому, что есть сертификат. В производстве органики очень много ручного труда и еще больше рисков, реализация некоторых множит на ноль все твои инвестиции и усилия, это основные факторы, влияющие на себестоимость.

Так же важно понимать, что органик еда — это часть образа жизни, который предполагает еще ряд важных моментов — бережливое производство, сохранение природных ресурсов, этичное отношение к животным и другим людям. Там, где нет культуры сортировки/переработки мусора, экономии не потому что дорого, а потому что есть понимание, что ресурсы Земли ограничены, там, где большие двигатели автомобилей — это престижно, а тонны пластика в общую мусорную корзину — это удобно — сложно продавать органик еду. Нужно менять парадигму мышления всем нам и тогда подходы в земледелии изменятся. Все это очень сложно в нашей экономической ситуации. Невозможно практически.

«ЗАЧЕМ СИСТЕМЫ, КОТОРЫЕ НЕ РАБОТАЮТ ИЛИ РАБОТАЮТ НЕ ЭФФЕКТИВНО?»

— Входите вы ли в союзы органических производителей и как к ним относитесь?

— Нет, не входим, не отношусь никак. Я за эффективное использование времени и ресурсов и за словосочетание «сделали ...», а не «обсудили» в отчетах.

— Несколько областных государственных администраций (например, Житомирская, Полтавская, Львовская, Одесская и другие) поддерживают развитие органического рынка в своих областях. Нуждаетесь ли в поддержке вы и какой?

— Очень хочется, что бы то, что уже заявлено, — работало. Каждый раз, когда мы пытаемся получить какую-либо поддержку от госорганов — сталкиваемся с медленной, неповоротливой машиной — бюрократией, анализируя затраченное на это время и возможный объем помощи, понимаю, что лучше за это время что-то сделать и заработать самому. Зачем системы, которые не работают или работают не эффективно?

— Кроме внутреннего рынка, вы также экспортируете свою продукцию в ЕС. Трудно ли было прокладывать этот путь?

— Экспортировать самостоятельно — это отдельное направление, требующее отдельных людей со специальными компетенциями, у нас таких нет, поэтому мы работали с посредниками — экспортерами. Не всегда успешно, честно говоря.

«ИЩИТЕ СВОЕГО МАЛЕНЬКОГО ФЕРМЕРА ИЛИ СВОЕГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ»

— Как рядовому потребителю отличить действительно органических производителей от псевдо? Что посоветуете?

— Органик продукция маркируется специальным образом и это хорошо описано в законе. Мы никогда не использовали данную маркировку, но у нас узкий круг постоянных клиентов и вопросов к органичности нашей продукции у них нет — уровень доверия к нам очень высокий. Ищите своего маленького фермера или своего производителя. За каждым «помидором» стоит человек, который инвестировал, создал, вырастил этот помидор и для него «репутация» не просто слово. Если нет человека, нет компании, нет маркировки и есть только слово «органик» — стоит задуматься...

— Что вам лично больше всего нравится из того, что вы выращиваете? И в плане именно ухода, и что самое вкусное? Чем, на ваш взгляд, украинцам стоит усилить свой рацион?

— Я очень люблю готовить наши цукини, кабачки и тыкву, хотя до этого не любила и не ела их никогда, но не люблю собирать, это как ходить в кусты крапивы.

Я считаю, что всем нужно есть сезонные овощи от локальных фермеров. Если нет возможности есть органик — ешьте не органик, но постоянно. Не злоупотреблять супер-ранними или импортированными овощами/ягодами/фруктами. Акцент на крестоцветных, обязательно ферментированные овощи, квашеная капуста зимой — не только вкусно, но и полезно, это точно лучшая альтернатива импортному перцу или тепличному огурцу зимой.

Еще сильно любим микрозелень. Она доступна по цене, полезна и её можно вырастить дома самостоятельно. В летний сезон можно замораживать овощи и ягоды, сушить при низких температурах пряные травы и зелень — зимой поймете, что не зря потратили время.

«ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С ЖЕЛАНИЯ ЧТО-ТО ВЫРАСТИТЬ ДЛЯ СЕБЯ»

— Вы, наверное, среди немногих, кто предлагает патиссоны с цветком. Это сообщение у вас на странице вызвало большую волну положительных эмоций потребителей. Это ваш отдельный акцент или один из ряда продуктов?

— На сейчас у меня в ассортименте около 40 позиций: и стандартные привычные овощи — огурцы, помидоры, перец, зелень, и не стандартные — те самые цветки и маленькие цукини, капуста Пак-Чой, зелень фенхеля, скоро будем пробовать артишок. Не все из них мы анонсируем на наших страницах, большая часть урожая продается, еще будучи на кусте. Хочу расширять ассортимент еще больше, собственно все начинается с желания что-то вырастить для себя, разнообразить свой рацион, а наши покупатели поддерживают мои идеи.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать