Чего ждать телезрителям...
в новом сезоне от информационных каналов«Я не смотрю телевизор». Такие заявления можно услышать от многих журналистов, политиков, бизнесменов. Но если задать этим телефобам несколько уточняющих вопросов, можно выяснить, что все ключевые выступления, интервью или сюжеты, которые показывали те или иные каналы, они смотрели. Уже потом, «в записи», в интернете, но тем не менее таки смотрели! Поэтому верить в сказки о смерти телевидения в Украине не стоит. ТВ просто смешивается с интернет-вещанием, с социальными сетями, меняет каналы общения с аудиторией, но не свою суть. «Движущиеся картинки», «говорящие головы» и прямые трансляции с места события — это три кита, на которых телевидение стояло, стоит и будет будет стоять. Будут смотреть ТВ-продукт через интернет, кабель или эфир — это уже дело десятое.
Украинское телевидение, которое, как мы уже выяснили, имеет основания чувствовать себя уверенно, традиционно начинает новый сезон в конце лета — в начале осени. Этот год не стал исключением. В частности, смена владельцев, менеджмента и творческих команд, начавшиеся на многих информационных каналах еще весной и продолжились летом, в сентябре уже привели к конкретным результатам.
Одна из тенденций — бывшие региональные каналы либо уже окончательно стали, либо пытаются стать центральными.
ZIK при новом руководстве — недавно заняла должность генерального продюсера канала известна киевская журналистка Наталия Влащенко — теряет остатки ауры провинциального медиа и будет работать только в рамках общенациональной повестки дня.
ATR, на котором летом также назначен новый генеральный продюсер — Христина Бондаренко, ранее работавшая журналистом на «5 канале» и «Общественном ТВ» — тоже, очевидно, хочет выйти за пределы ниши этнического СМИ. По словам нового генпродюсера ATR, канал должен быть переформатирован в информационный.
Эта нацеленность на информвещание — наверное, главный тренд сезона. В рамках именно этой «моды» происходит преобразование канала «Тонис».
Абсолютно невыразительный аутсайдер после смены владельца и всей команды кардинально изменил концепцию и теперь под названием «Прямой» демонстрирует большие амбиции. Матвей Ганапольский, Евгений Киселев в качестве ведущих свидетельствуют о наличии у руководства канала планов «догнать и перегнать» многие другие медиа.
В итоге перед началом нового политического сезона, в сегменте чисто информационных телеканалов теперь почти столпотворение: «5 канал», «24 канал», Espreso.tv, «Громадське ТБ», «112 Украина», NewsOne, ZIK, «Прямой», ATR. Менеджерам и журналистам этих медиа придется бороться за зрителя, буквально «расталкивая» конкурентов локтями.
В условиях нормального медиарынка нужно было бы еще написать о борьбе за рекламодателя, но в Украине совсем другая экономика телевидения, и потому размер доходов от «белой» рекламы не является определяющим для обеспечения существования информационного ТВ или критерием оценки его успешности. Более важным является показатель так называемой влиятельности, который можно описать как популярность среди электората и наличие доверия аудитории, «принимающей решения».
«5 канал», «24 канал», Espreso.tv, «Громадське ТБ», «112 Украина», NewsOne, пока еще не готовят каких-то революционных изменений и, наверное, будут отрабатывать сезон 2017—2018 гг. с применения традиционных подходов вещания.
ATR пока не представил свое новое лицо.
А вот ZIK и «Прямой» в последние недели лета сумели анонсировать, что именно команды каналов будут теперь делать в эфире.
Знаковыми являются две передачи, вышедшие в августе. Это «HARD с Влащенко» на ZIKе, гостем которого был главный редактор издания «Страна.ua» Игорь Гужва и эксклюзивное интервью Андрея Пальчевского со специальным представителем США по Украине Куртом Волкером на «Прямом».
Первая беседа, несмотря на скандальный политический контекст, все же, кажется, не преследовала цель «борьбу с режимом» или «отработку заказа». По крайней мере, это не было главной задачей. Если проанализировать планы руководства канала на ближайшее будущее, то мы увидим, что ZIK хочет измениться, чтобы привлечь к своей аудитории молодежь. Но для этого нужно больше инфотеймента хорошего и разного, больше динамики и, если хотите, агрессии. Именно поэтому в качестве гостя был и выбран Гужва, который как раз накануне отсидел некоторое время в Лукьяновском СИЗО. Скандал должен был привлечь внимание и повысить рейтинг передачи и, соответственно, канала.
Политическое ток-шоу ZIKа «Народ против», стартующее в сентябре, анонсируется как «экшн», и тоже, судя по всему, создается для «работы на рейтинг». После исчезновения с экранов Савика Шустера и его разговорных программ, якобы серьезных, но все же с оттенком желтизны, ниша развлечений «для тех, кто интересуется политикой», осталась свободной. Очевидно, ZIK как раз и планирует ее занять, чтобы обеспечить себе популярность и среди «продвинутой» общественности, и среди политикума. Но удастся ли привлечь к просмотру политических передач, даже самых динамичных, молодежь? Не факт.
У «Прямого» другое виденье своего позиционирования. Волкер в эфире канала — это заявка на медиа высшей лиги. Канал явно претендует на влияние на уровне общенациональных каналов, хочет быть уважаемым СМИ. Заметно, что творцы «Прямого» хотят влиять прежде всего на «тех, кто принимает решения». Но на это время эфир канала, скажем так, очень неровный как для таких амбиций. Впрочем, сезон еще только начинается.
Основной вывод, который можно сделать после экспресс-анализа информационного сегмента телепространства, — даже на нашем «недорынке» медиа возможна конкуренция, и она заостряется. Это вселяет надежду, что телевизионщики будут пытаться угодить не только владельцам СМИ, но и нам, зрителям, и будут привлекать наше внимание чем-то интересным (хотя и не обязательно полезным). Но другой вывод, который мы должны сделать, — борьба за влияние на наши мозги усиливается, так что, граждане, будьте бдительны и осторожны.