56 миллионов гривен — не по назначению
Комиссия Минздрава выявила существенные нарушения в деятельности медуниверситета им. А.А. Богомольца и его ректора. Трудовой коллектив принял решение об отставке Виталия МоскаленкоВ Национальном медицинском университете им. Богомольца состоялось значимое для студентов и преподавателей событие. 1 апреля на Конференции трудового коллектива путем тайного голосования было принято решение о досрочном прекращении полномочий ректора НМУ Виталия Москаленко. За отставку проголосовали 171 делегатов (из 231 присутствующего). Это даже больше, чем две трети голосов, которые бы дали право Минздраву разорвать контракт с бывшим руководителем университета.
Однако в Минздраве все еще выжидают. Как объяснил «Дню» министр здравоохранения Олег Мусий, следует дождаться еще выводов СБУ, МВД, Генпрокуратуры и Государственной финансовой инспекции, изучающих сейчас результаты проверки комиссией Минздрава. Как подчеркивает министр, выявлено много злоупотреблений — и финансовых, и служебных, поэтому без заключений этих органов решения приниматься не будут. И как отметил министр, следует учесть и результаты судебного заседания, где 4 апреля будет рассматриваться иск Москаленко против Минздрава и работы его комиссии в университете.
А РЕКТОР НЕ СОГЛАСЕН...
Для многих преподавателей и студентов Национального медицинского университета им. А. А. Богомольца стала шокирующей информация о суммах злоупотреблений их ректора Виталия Москаленко. Эти данные им 27 марта обнародовали на специальном заседании ученого совета представители комиссии Министерства здравоохранения, в состав которой вошли и сотрудники вуза. Комиссия провела комплексную проверку деятельности НМУ за период с 1 января 2010 года по 25 февраля 2014 года. Общая сумма средств, которую ректор использовал не по назначению, составляет 56 миллионов гривен. И как заверяют эксперты комиссии, это лишь вершина айсберга, которую им удалось обработать. Как прокомментировала и. о. ректора Екатерина Амосова, в «бюджетные головы» трудового коллектива не укладывается, что при их заработной плате в 5 — 7 тысяч гривен в месяц ректор зарабатывал миллионы.
«День» уже писал в статье «Реформы своими руками» (см. №49 от 19 марта 2014 года), что студенты и преподавательский коллектив требуют перезагрузки работы вуза — от назначения нового ректора до реформ учебного процесса. Теперь у них появилась серьезная зацепка, которая позволит это сделать. По выводам комиссии ректор не выполнял условия контракта, который подписывал с Минздравом относительно устава вуза, а его финансовые махинации — это серьезное основание для возбуждения уголовного дела по ст. 191 Уголовного кодекса — присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением.
Однако Виталий Москаленко не признает результаты комиссии и считает ее нелегитимной, поскольку приказ о ее создании подписывал и. о. министра здравоохранения Роман Богачев. По мнению Виталия Федоровича, это неправомерно и незаконно. Напомним, что на тот период Раиса Богатырева была уволена, а по уставу Минздрава ее обязанности исполнял ее первый заместитель. Юристы же убеждают, что комиссия работала на абсолютно законных основаниях.
Перехватив слово у и. о. ректора Екатерины Амосовой, Виталий Москаленко решил первым обратиться к студентам и подчиненным. Начал с того, что легитимным ректором пока еще остается именно он, с соответствующими приказами Минздрава о его отстранении от работы он не ознакомлен. Убегать он никуда не собирался, а всего лишь находится на больничном. А в свою поддержку уже собрал около 60 подписей от ученого совета. Еще пожаловался присутствующим, что за последний месяц ему и его семье пришлось пережить обыски, угрозы, шантажи. Студенчество не сдержалось на такие реплики своего бывшего ректора, и из зала громко зазвучало «Брехня!», а в руках студентов появились листовки «Мусій — рви контракт», «Крадія Москаленка — геть», «Москаленко — поверни крадені гроші».
Но выслушать экс-ректора до конца все же пришлось. «События последнего месяца стали важным испытанием на прочность отношений для университета в целом. 23 февраля я был на работе, в админздание ворвалась группа неизвестных лиц в амуниции, они требовали написать заявление о якобы аполитическом отношении к ситуации. Я предложил людям решить этот вопрос цивилизованно (студенты снова скандировали «Брехня». — Авт.). Мне порекомендовали покинуть помещение, потому что была угроза физической расправы. Дальше был захват админздания, давление на работников, блокада. Сейчас произошло переосмысление ситуации, своеобразное очищение, я не держу зла на собравшихся, особенно на обычных студентов, которые поддались на провокацию и приняли участие в неправомерных действиях, не буду никому мстить, я прощаю их», — завершил свое выступление Виталий Федорович.
Напоследок добавил, что подал в суд иск, в котором обжалует работу комиссии и свое отстранение. Судебное заседание было запланировано на 4 апреля. Однако Екатерина Амосова отметила, что в Генпрокуратуре и УБОПе уже есть заявления о возбуждении уголовных дел относительно деятельности Москаленко. Но, к сожалению, этого ректор уже не слышал. Сразу после своей речи он быстро направился к выходу со словами: «Я же на больничном». Выводы комиссии Минздрава также не захотел слушать.
«ТОЛЬКО В 2012 ГОДУ БЫЛО ПОТРАЧЕНО БОЛЕЕ 90 ТЫСЯЧ ГРИВЕН НА ЗАКАЗ ДИПЛОМОВ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗЦА, ПЛЮС 80 ТЫСЯЧ — НА ФОТОРАМКИ»
«С 2009 года ректором Москаленко не был устранен ряд нарушений в деятельности университета. Первое — не было обеспечено своевременное поступление средств на обучение — это 10 миллионов гривен. Что касается функционирования отдельных подразделов, то неправомерно созданная столовая как дочернее предприятие, свидетельствует о превышении служебных полномочий. Нарушалась процедура внесения изменений в устав университета, например, был назначен начальник юридического отдела без согласования с Минздравом. С нарушениями произошла передача здания с баланса медуниверситета на баланс Национального музея медицины. Зафиксированы нарушения при строительстве общежития №8 — установлена завышенная стоимость строительно-монтажных работ на 10 миллионов 600 тысяч гривен. Ремонт аудитории № 2 в морфологическом корпусе тоже прошел с нарушениями — завышенная стоимость работ на 341 тысячу гривен. Расходы на текущий ремонт НМУ лишь за отчетный период составляют более 15 миллионов гривен», — отчитывался глава комиссии Минздрава Алексей Седой.
Кроме этого, ректор нерационально использовал университетские средства. Вот несколько цифр: цветочной продукции закуплено на 254 тысячи гривен, почетных сертификатов — на 200 тысяч гривен, раздаточного материала для разных конференций — на более чем миллион гривен. Нарушались выплаты стипендий и зарплат, только за эти три года студенты недополучили 22 миллиона гривен. На услуги посторонних организаций потрачено более 166 тысяч гривен. Отдельные члены комиссии подсчитали, что за год ректор Москаленко получал 688 тысяч гривен премий и доплат.
«По документам в общежитие №8 даже провели свет, установили лифты, но в реальности этого нет, там голые стены, — продолжил сопредседатель комиссии Минздрава Александр Хижняк. — Это общежитие строится уже семь лет. На протяжении этого времени в него было вложено 30 миллионов гривен. Тем временем нам рассказывали, почему студенты живут по шесть людей в комнате, почему не проводятся ремонты, почему нет на это денег, тогда как на этом объекте исчезла такая сумма. Кстати, на этот год в это же строительство заложено еще 14 миллионов гривен. Только в 2012 году было потрачено более 90 тысяч гривен на заказ дипломов негосударственного образца, плюс 80 тысяч — на фоторамки. И еще одно — в большинстве документов по бухгалтерии подписи Москаленко не совпадают с его подписью в документах, которые есть в личном деле ректора, а именно — в копии паспорта».
«НЕ ТОЛЬКО СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ ПРОЙТИ ЭТОТ ПУТЬ, НО И ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ»
Профессор Иван Чекман, который проработал в НМУ 51 год и имел непростые отношения с бывшим ректором, признался, что от такой ситуации ему становится неприятно на душе. «Почему студенты поднялись на этот митинг? Другие же университеты промолчали, значит, эти недостатки были у нас. Но в этом есть вина и ученого совета, который должен был бы контролировать ситуацию. Потому что нынешняя ситуация влияет и на абитуриентов, когда о нас говорят, что мы наиболее коррумпированный вуз, это может создать проблемы», — говорит профессор Чекман.
После услышанного от комиссии Минздрава профессора решились на своеобразную исповедь перед коллегами и студентами, что работать с бывшим ректором было непросто из-за морального и психологического давления на преподавателей. Сообщество ученых в НМУ сейчас раскололось на два лагеря. Есть такие, которые действительно поддерживают экс-руководителя, аплодируя его выступлению о возвращении и прощении, а есть такие, которые настаивают на досрочном прекращении его полномочий и выборе нового кормчего медицинского вуза путем открытого голосования. Все это немного напоминает политическую жизнь самой Украины. Потому что звучали даже предложения переизбрать весь трудовой коллектив университета.
Екатерина Амосова сравнила появление бывшего ректора с приходом Виктора Януковича в Верховную Раду, чтобы депутаты «Партии регионов» приняли необходимые ему решения: «Надеюсь, на этом наши аналогии закончатся. Мы сейчас оказались в немного странной истории, потому что очевидно, что заявления об увольнении не будет, разрыва контракта тоже, поскольку для этого необходимо решение министра здравоохранения. Однако не только студенты должны пройти этот путь, но и преподавательский состав, и не надейтесь, что после возможного возвращения он (Москаленко. — Авт.) не будет унижать тех, кто ему аплодировал и ставил подписи в поддержку. Нам необходимо до 11 апреля разработать план мероприятий администрации для устранения недостатков, обнаруженных комиссией».
Выпуск газеты №:
№60, (2014)Section
Общество