Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Скоропадские (Продолжение)

05 апреля, 11:03
ГЕТМАН ПАВЕЛ СКОРОПАДСКИЙ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ

Окончание. Начало см. «День» №42-43

Рожденный 3 мая 1873 г. в гессенском Висбадене в семье стародубского уездного предводителя дворянства Петра и Марии из Миклашевских и воспитанный дедом Иваном в полтавском Тростянце, Павел Скоропадский до конца своих дней гордился собственной родословной. О внимании к прошлому свидетельствует, например, факт составления Вадимом Львовичем Модзалевским поколенной росписи Скоропадских преимущественно на основании архива Павла Петровича. Этот труд был издан в 1914 г. в 4-м томе «Малороссийского родословника», в котором Модзалевский, к тому же, упоминает в благодарственной записи будущего гетмана.

После окончания Пажеского корпуса Павел Петрович начал службу в элитном Кавалергардском полку. 11 января 1897 г. состоялось его венчание с Александрой Петровной Дурново, дочерью генерал-адъютанта Петра Павловича и Марии Васильевны из князей Кочубеев. В канун Великой войны (1914 — 1918) Скоропадский был уже генерал-майором Свиты Его Величества и командовал лейб-гвардии Конным полком.

Павел Петрович по своему происхождению, мировоззрению, родственному и дружескому кругу был консерватором и реально оценивал ситуацию, в которой оказалась Российская империя на склоне своего существования. Громкие празднования 100-летия Бородинской битвы (1912) и 300-летия Дома Романовых (1913) были лишь пышным идеологическим прикрытием все более усложняющейся политической ситуации, в частности и внешнеполитической.

В семейном кругу, к которому принадлежал Скоропадский, доминировал трезвый взгляд на возможную будущую катастрофу. Почти за полгода до начала войны, в феврале 1914 г., бывший министр внутренних дел Петр Николаевич Дурново подал императору Николаю II записку, в которой предупреждал о крайней опасности участия Российской империи в возможном мировом конфликте. Он пророчески писал о возможных последствиях поражений на фронте, неизбежных вследствие плохой технической подготовки империи к войне: «Побежденная армия, лишившаяся, к тому же, за время войны наиболее надежного кадрового своего состава, охваченная в большей части стихийно общим крестьянским стремлением к земле, окажется слишком деморализованной, чтобы послужить оплотом законности и порядка. Законодательные учреждения и лишенные действительного авторитета в глазах народа оппозиционно-интеллигентные партии будут не в силах сдержать расходившиеся народные волны, ими же поднятые, и Россия будет ввергнута в беспросветную анархию, исход которой не поддается даже предвидению».

Неизвестно даже, читал ли Николай II эту записку, которая очень точно предвидела крушение империи в начале 1917 года. На ее обломках стремительно росли новые государства. В Киеве была создана Украинская Центральная Рада во главе с профессором Михаилом Грушевским, которая вплоть до начала 1918 г. строила автономную Украину в составе демократической России. Провозглашение независимости Украины состоялось 9 (22) января, когда большевистские отряды, уничтожившие первые ростки российской демократии, были уже за шаг до захвата Киева. Освободить столицу и большую часть оккупированной Украины УЦР смогла лишь с австро-немецкой помощью.

Политическое банкротство украинских социалистов было очевидным. Главной проблемой было отсутствие реального управления страной. Нужно было немедленно восстановить старый имперский государственный аппарат и приступить к его постепенной украинизации. Вопросом жизни и смерти была необходимость в регулярной армии. Центральная Рада была не готова к таким резким политическим изменениям и поэтому логично потеряла власть в конце апреля. Исправлять ее стратегические ошибки взялись консерваторы во главе с Павлом Скоропадским, которого провозгласили гетманом всей Украины.

За полгода гетману удалось выполнить огромную работу по строительству государственного аппарата и развертыванию армии. Однако наследство Центральной Рады — австро-немецкое военное присутствие в Украине — стало независимой от Скоропадского главной причиной краха его политики. Осенью 1918 г. Антанта закончила Великую войну победой. Австро-Венгрия распалась. Германию охватила революция. Украинская держава оказалась в одиночестве между большевистской Россией и мощной Добровольческой армией генерал-лейтенанта Антона Деникина. Гетман сделал единственно возможный выбор   — компромисс с белыми, которых поддерживала победительница Антанта, ради сохранения хотя бы автономных перспектив Украины. Украинские социалисты назвали это предательством и подняли восстание, которое свергло в конце 1918 г. гетманское правительство.

Уже в эмиграции Павел Петрович с печалью наблюдал, как спустя несколько месяцев социалистическая Директория потеряла Киев, а потом и всю Украину. Большевистская тьма на семьдесят лет накрыла Украину, чтобы забрать миллионы жизней.

Тем временем Павел Скоропадский, проживая в предместье Берлина, руководил развивающимся в Европе и Америке гетманским движением, работая для лучшего будущего Украины. В темные времена Второй мировой войны он поддерживал украинских военнопленных. В последние дни Третьего рейха гетман был смертельно ранен во время бомбардировки и умер 26 апреля 1945 года.

Руководство гетманским движением вскоре подхватил его сын, гетманыч Данила Скоропадский, который оказался талантливым и харизматическим политиком. Ему удалось найти общий язык практически со всеми правыми и националистическими украинскими партиями и движениями. Возрастающее влияние гетманыча было опасным для СССР.

Внезапная смерть Данила Скоропадского 23 февраля 1957 г. в Лондоне поразила широкие круги общественности и вызвала много предположений, которые ставят ее в один ряд с убийствами выдающихся украинских государственных деятелей, — Симона Петлюры (1926), Евгения Коновальца (1938) и Степана Бандеры (1959), исполненными советскими агентами. Во время похорон руководитель ОУН Ярослав Стецько сказал в прощальном слове: «Українці втратили в особі Гетьманича визначну постать, щирого українського патріота, самостійника і соборника, людину високої особистої культури і такту, аристократа не тільки по крові, але передусім по духу... У своїй діяльності він мав тільки основну мету — українську державність».

Своеобразным завещанием всем украинцам можно считать пророческую мысль гетманыча Данила Скоропадского: «За майбутнє нашого народу я не боюся, бо вірю в його здорові й творчі сили. Вірю, що здорова національна стихія... змете з нашого тіла й заразу московського большевизму, а всі українські державники знайдуть шлях один до одного й, об’єднавшись під покровом одної керівної ідеї, у творчім пориві здобудуть і відбудують нашу Україну».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать