Михаил РЯБЕЦ: «Посмотрите на табло. Какая фальсификация? Все так гладко...»
В ночь с воскресенья на понедельник во время электронного подсчета голосов в Центральной избирательной комиссии было многолюдно. Расклад приверженностей избирателей: Кучма — Симоненко — Витренко (а после семи утра — Мороз), — одни восприняли как «осуществление обнародованных прогнозов» (например, канал «Интер»), другие — как личную трагедию (журналисты Би-Би-Си). В час ночи журналисты узнали о первых результатах голосования. И уже тогда, во время объявленного перерыва, в ЦИК пожаловал Александр Волков. Говорят, уже тогда он распил «победную» бутылку «Гетьмана» с Михаилом Рябцем.
К концу дня выборов ЦИК обнародовала информацию о 37 поступивших в комиссию жалобах на нарушение избирательного законодательства. Однако, по мнению М. Рябца, они существенно не повлияли на результаты выборов. В то же время вчера пресс-секретарь Комитета избирателей Украины Александр Черненко сообщил «Дню», что зафиксированы нарушения довольно существенные, например, неравномерное распределение бюллетеней по участкам, да так, что на некоторых участках бюллетени закончились уже в полдень. Очевидно, что остатки на других использовали «с пользой». По словам М. Рябца, с некоторых участков ведомости о результатах выборов не поступили и на утро первого ноября. Может потому, что результаты не совпали с разработанным кучмовским штабом планами голосования? Например, в одном из «провинившихся» кировоградском ТИО №100 Кучма едва наскреб голосов на четвертое место.
Кроме того, проблема возникла с поддельными бюллетенями, экземпляры которых находили даже в новых пачках. Для ЦИК это не существенно? Михаил Рябец заявлял на существенные жалобы кандидатов, что у него нет рычагов влияния. Очевидно, что авторитетом организации и человека не повлияешь, если его нет. По крайней мере, в кулуарах свою позицию ЦИК оформила так: мы не вмешиваемся — победит сильнейший. Очевидно, речь не шла о демократии. Не секрет, что победитель первого тура нарушил с десяток статей избирательного, в том числе и уголовного, законодательства: запрет на ведение предвыборной агитации должностными лицами, запрет монопольного контроля над СМИ, использование для агитации служебных привилегий, в том числе транспорта и связи, запрет подкупа избирателей и многие другие. Звонки о многочисленных нарушениях поступали в «День» на протяжении всей избирательной кампании. Например, киевлянин Николай Тютюн сообщил в преддверии выборов о тысячах разбросанных в подъезде его дома экземплярах газеты «Самоврядування» (задекларированный тираж — 60 тысяч экземпляров), где Дмитрий Гуленко, председатель Московского районного совета и райгосадминистрации столицы (еще и нарушитель закона как «совместитель»), открыто агитировал за действующего Президента. Вчера утром позвонил пенсионер Николай Пидгорный, который сообщил о фактах подкупа избирателей. «За» Кучмы стоило от 30 до 50 гривен в зависимости от региона, кое-где голоса оценивали в мешок сахара или муки. А директор одного из гастрономов столицы, которая, конечно, не назвалась, поведала, откуда такая щедрость действующе-бездействующего Президента: за месяц-два до выборов каждому магазину приказали наскрести по сусекам и списать установленное количество продуктов.
Так или нет, а уже под утро Михаил Рябец значительно повеселел. На табло «все гладко» и, как ему казалось, никаких намеков на фальсификации. Где-то около трех пожаловал посол США Стивен Пайфер и от общения с журналистами категорически отказался. Говорят, сказались неорганизованные на деньги американских институтов «Эпицентр-дебаты», когда и он, посол, вынужден был топтаться в минувшую пятницу перед закрытой дверью студии канала «1+1».
Выпуск газеты №:
№203, (1999)Section
Подробности