Жеглов против Гамлета
В Мариуполе спровоцировали конфликт памятниковВладимира Высоцкого в Мариуполе любят и помнят. На протяжении многих лет в городе действует «Клуб любителей творчества Высоцкого», объединяющий бардов, поэтов, поклонников его таланта. В Мариуполе работает народная художница Галина Доценко (Агата), которая пишет картины по произведениям В. Высоцкого, его портреты. Кстати, среди «отцов города» также есть пламенные почитатели творчества известного барда. Его песни были, словно свежий ветер свободы в удушливой атмосфере периода строительства «развитого социализма». В Мариуполе Владимир Высоцкий пел, когда город носил имя сталинского соратника, душителя культуры, гонителя Зощенко и Ахматовой — Андрея Жданова. Владимир Высоцкий — единственный, кто в то время называл наш город Мариуполем, а его жителей — мариупольцами. Он подписывал свои фотографии: «Моим друзьям в Мариуполе». Высоцкий выступал во дворце культуры «Искра» и в легкоатлетическом манеже «Азовстали», куда его вытеснили, не давая выступать в центральных концертных залах. 25 лет спустя уже в независимой Украине в честь 60-летия актера-поэта-певца на здании ДК «Искра» была установлена мемориальная доска в память о том, что 16 марта 1973 года на сцене дворца выступал Владимир Высоцкий. Авторы — Ефим Харабет и Юрий Балдин. Открытие состоялось в день рождения Владимира Семеновича, 25 января 1998 года, а незадолго до этого в центре города был установлен памятник Владимиру Высоцкому (авторы Е. Харабет и Ю. Балдин). На его открытие приехали артисты Театра драмы и комедии на Таганке — Валерий Золотухин, Семен Фарада, Виталий Шаповалов и другие. А открывал памятник художественный руководитель театра, корифей театрального искусства Юрий Любимов. В его выступлении были и такие слова: «Спасибо, что разрешили Володе постоять здесь». Во время своего пребывания в Мариуполе Театр на Таганке показал два спектакля: «Владимир Высоцкий» и «Братья Карамазовы» по Ф. Достоевскому. Открытие памятника Высоцкому и спектакли легендарного театра стали выдающимся культурным событием для города. А Володя «постоял» здесь, у Дома связи, украшенного мозаичным панно В. Арнаутова, ровно 5 лет. Мариупольцы привыкли к этому памятнику, им понравился барельеф с выразительным изображением профиля Высоцкого в образе Гамлета, театрального занавеса, «коней привередливых», гамлетовской шпаги. Споры вызывала лишь надпись на постаменте: «Мариуполь не дарит свою любовь случайным людям».
Сейчас уже трудно сказать, из-за чего началась эта чехарда с памятниками Высоцкому и разыгрался «монументальный» спектакль под названием «Жеглов против Гамлета». Какие бы доводы ни приводили представители городской власти, они не выглядят достаточно вескими для того, чтобы демонтировать один памятник Высоцкому, а на его место поставить другой. Тех, кто видел руины постамента, это зрелище просто потрясло. По городу из рук в руки пошли строфы местного поэта — «Стихи на «смерть» памятника Владимиру Высоцкому в Мариуполе»:
Как гордились мы профилем медным,
Шпагой, занавесом, гривой коня,
Эпитафии слогом столь метким,
Что сердца свои дарим любя.
Но бездушною крана стрелою
Скрытно убран скульптурный портрет,
И глядит на крушенье с тоскою
Его автор — Ефим Харабет.
Ефим Викторович Харабет — заслуженный деятель искусств Украины, автор первой в стране президентской награды. Его художественные медали были отмечены на выставках медальерного искусства за рубежом. Осенью минувшего года работа художника «Любовь через годы и расстояния», созданная по мотивам песни Высоцкого «Ноль семь», была отмечена почетной наградой — медалью на конгрессе Всемирной федерации медальерного искусства в Париже.
И вот, представьте себе, в УКСе вместо того, чтобы найти документы, позвонили автору и спросили: «Как демонтировать ваш памятник?». Все это горькие дела и слова. Перед действом «Жеглов против Гамлета» на страницах местных газет проводились опросы общественного мнения. Респонденты были единодушны — нельзя демонтировать памятный знак работы Е. Харабета, а нужно найти подходящее место для установления скульптуры работы Игоря Жигулина. Мариупольцы предлагали свои варианты. Но никто к их мнению, увы, не прислушался...
Отвечая на вопросы журналистов о судьбе памятника Высоцкому работы Е. Харабета, городской голова Мариуполя Юрий Хотлубей сказал: «Мы планируем вместе со специалистами подобрать хорошее место, именно в театре, для того, чтобы установить этот бюст. Роль Гамлета — чисто театральная роль, и я думаю, что бюст будет украшением этого театра. А что касается идеи по памятнику Владимиру Высоцкому в роли Глеба Жеглова, то оно и понятно: это очень популярная роль, вызвавшая большой интерес».
И все же, по-видимому, так и останется тайной за семью печатями, почему Гамлет «впишется» в нашем театре или возле его здания, а Жеглов так и «не вписался» у какого-либо кинотеатра. Несмотря на то, что это одна из лучших киноролей В. Высоцкого. В силу субъективного восприятия, человек в черном кожаном пальто с пистолетом в руке, стоящий возле почты и телеграфа, — это уже не театральный и не киногерой, а скорее некий исторический символ. Яркая вывеска над витриной «твой стиль» плюс тот же субъективизм восприятия превращают лакированно блестящую фигуру в манекен, демонстрирующий стиль одежды от кутюр. На второй день после открытия памятника выпавший снег укрыл пьедестал и таблички с надписями. Прохожие останавливались возле скульптуры, некоторые интересовались: «А кто это?». Одна девушка почему-то спросила: «Это крутой?» Кого она имела ввиду, неизвестно, но ей тотчас объяснили, что это новый памятник Высоцкому в роли Жеглова. «А куда дели старый?» — подключилась к разговору подошедшая женщина. Этот вопрос вызвал цепную реакцию возмущения действиями властей, рассказами о разрушенном пьедестале старого памятника и длинным перечнем мест, где можно было бы установить скульптуру Жеглова, начиная от парков и скверов и заканчивая зданиями управления МВД и СБУ. Кому безоговорочно понравился новый памятник, так это мальчишкам. Они спорили, настоящий пистолет или нет и наперебой старались определить это наощупь. А вот что понравилось всем без исключения, так это надпись на табличке у постамента: «Современники, / Окажите честь, / Зачеркните «был», / Напишите «есть».