Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Дон Кихот с лютней

Анатолий Шпаков возрождает старинные музыкальные инструменты
12 февраля, 00:00

Его комната представляет собой нечто среднее между музеем и звукозаписывающей студией. Более сорока инструментов развешены на стенах. В углу притаился клавесин, словно бы извлеченный из музыкальной комнаты Людовика XIV в Версальском дворце. Все предметы сохраняют загадочное молчание, ожидая повеления их хозяина. Анатолий Шпаков действительно умеет играть на всех этих инструментах. Хотя больше всего он известен как лютнист, а в его дипломах зафиксированы лишь две музыкальные специальности — гитариста и альтиста. Он — Дон Кихот, одержимый светлыми идеалами, которыми преисполнены созвучия давно ушедших мастеров. Он хочет донести это до нас, открыть нам это. И всю жизнь сражается с «ветряными мельницами» чиновничьего равнодушия и невежества. Ведь старинная музыка сегодня с трудом прокладывает себе путь к слушателю. А «рыцарей печального образа», приговоривших себя к этому жанру — просто единицы. Ведь так непросто убедить какую-нибудь концертную организацию в том, что композиторы, жившие, например, четыреста лет назад, достойны быть услышанными и в XXI веке. Для нас музыка начинается, в лучшем случае, с Баха. Обо всем, что было до того, мы просто не знаем. А посему и отвергаем, находясь в плену снобистских предубеждений.

За интерес, проявленный к истории жанра, Шпакову пришлось хлебнуть немало горя. В далекие 70-е он отважился выступить в прессе с результатами собственных открытий. Например, он утверждал тогда, что Россия планомерно уничтожала традиции светского музицирования. Среди виновников были названы Иван Грозный, запретивший скоморошество, и Петр Первый, упразднивший огромную капеллу певчих мальчиков- сирот, приветствовавших его во время пребывания в Киеве. Этого оказалось достаточным, чтобы Шпаков на долгие годы стал «невыездным» и лишился работы, а его имя даже нельзя было упоминать в афишах. В последующий период он много работал над музыкой к фильмам «Овод», «В бой идут одни старики», «Рожденная революцией» — вот лишь несколько картин, в которых звучат его импровизации. Всего же им озвучено около ста художественных фильмов, мультфильмов и научно-популярных лент. В 1978 году, достав старые чертежи, он инициировал изготовление первой в Украине лютни. Идеи этих чертежей воплотил в жизнь мастер Анатолий Заярузный, который сейчас успешно занимается изготовлением музыкальных инструментов в Америке. А та лютня жива до сих пор, именно на ней и музицирует Анатолий Шпаков по сей день. Но он утвердился и еще в одной своей ипостаси — мастера-изготовителя и реставратора старинных музыкальных инструментов.

Впервые в Украине Анатолий Шпаков выпустил два компакт-диска с записями лютневой музыки в его исполнении и собственной расшифровке. Одержимость, с которой он служит своему инструменту просто потрясает. На очереди — еще два альбома. Он знает о лютне все. И может с легкостью доказать, что даже наша бандура — это всего лишь лютня упрощенной конструкции, и в былые времена лютневое искусство в Украине процветало.

Двадцать пять лет Анатолий Шпаков преподавал гитару в музыкальной школе. Одним из его детищ в те годы был ансамбль «Пикколо», состоявший из юных музыкантов и пропагандировавший старинную музыку. Сейчас же Шпаков отошел от преподавания и упорно отказывается от приглашений стать преподавателем даже самых престижных учебных заведений. Выступая за рубежом с сольными концертами, он невольно берет на себя роль человека, способного убедить Запад в том, что Украина вовсе не обделена цивилизацией.

Сейчас Шпаков монтирует в своей квартире полноценную звукозаписывающую студию. Он работает над уникальным циклом «Сорок танцев», написанным забытым краковским придворным композитором XVII века Бартоломеем Пенкелем. Зная феноменальную шпаковскую требовательность к себе, нельзя точно сказать, когда эта работа будет завершена. Ведь в прошлый раз, с трудом найдя студию, он, отработав последнюю смену записи своего предыдущего альбома, вдруг решил переписать все заново! А это ни много ни мало — 38 треков!

Недавно один из голландских журналов, анализируя творческий феномен Шпакова, заметил, что этот музыкант «имеет право жить как он хочет». Действительно, свое 50-летие Шпаков отметил в Париже. Его ждут с гастролями в Германии и Польше. Анатолий решительно не похож ни на кого другого, ибо живет только так, как хочет он сам…

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать