«ГРОМКИЙ» ВОПРОС
Как вы думаете, что могло подвигнуть степенных англичан к таким экспрессивным методам борьбы, как пикетирование? Проводя параллели с украинскими реалиями, в голову приходит что угодно: низкие зарплаты, инфляция, политические мотивы… Ан нет. На самом деле эту реакцию вызвал всего лишь шум, и таким несвойственным для себя образом жители Туманного Альбиона протестовали против строительства пятого терминала в лондонском аэропорту Хитроу. Надо сказать, что аэрошумовая эпопея в Великобритании стала уже притчей во языцех. Обитатели близлежащих к воздушному вокзалу районов, помимо того, что писали гневные письма в адрес правительства, предлагая его представителям на собственном опыте познать все прелести проживания в окрестностях одного из крупнейших аэропортов Европы, не преминули даже попросить справедливости у Европейского суда.
Впрочем, на громкую тему вспоминается немало замечательных историй — как реальных, так и вымышленных. Вспомнить только полукомичную трагедию героя мультфильма «История одного преступления». «Замечательный» сосед, который всю ночь не только играл «на кларнете и трубе», а вдобавок еще и умудрялся с душераздирающими звуками облагораживать свое жилье, даже не догадался, что по его вине пострадал не кто иной, как дворник. Главный герой мультфильма, проведя не самую лучшую ночь в своей жизни, сорвал зло именно на нем.
Словом, проблему, похоже, надуманной не назовешь. В социологических опросах жители больших городов в 80% случаев среди раздражающих факторов называют шум.
Не менее объективны и данные ЮНЕСКО, согласно которым ныне по сравнению с 70-ми годами средний показатель громкости увеличился как минимум на 12—15 дБ. А внутреннего шума, то есть извергаемого непосредственно в жилых домах (не без помощи, разумеется, чудес бытовой техники) — в 3—4 раза. Отсюда, заключают эксперты, на 15—20% снижается производительность труда — невыспавшийся и нервный сотрудник вряд ли включит на полную мощность свой профессионализм — и на 8—12 лет сокращается продолжительность жизни. Правда, относительно справедливости последнего вывода споры не утихают до сих пор. Как рассказывает заведующий лабораторией гигиены шума жилых и общественных сооружений Института гигиены и медицинской экологии АМНУ Владимир Акименко, ученые во всем мире не могут прийти к консенсусу, влияет ли шум на заболеваемость населения, и если да, то как именно. Вопрос превращается в почти гамлетовский. Один ученый лагерь считает, что чрезмерная громкость может сказываться разве что косвенным образом — влияет скорее дискомфорт, ею создаваемый, нежели непосредственно сами звуки. Оппозиция, в числе которой находятся и отечественные медики, в свою очередь предъявляет работы, где четко прослеживается взаимосвязь между увеличением количества желудочно-кишечных заболеваний и шумовым загрязнением. Рост числа гипертоников и сердечников, считают ученые, может быть следствием транспортного шума. Во всяком случае, исследования показали, что чем он интенсивнее, тем более резко (не в лучшую сторону) меняются показатели ЭКГ. Ну и, конечно, неопровержимым доказательством влияния шума на организм человека эксперты называют тугоухость, которая в больших городах традиционного ходит в лидерах по охваченности населения. Кроме всего перечисленного, в качестве промежуточной стадии — также не самые приятные симптомы и синдромы, как, к примеру, головные боли, тошнота, повышенная нервозность, бессонница и головокружение. И хотя мы, говорят психологи, не ведем себя подобно птицам, бросающим свои гнезда из-за шума, очевидно, что постоянный раздражающий фактор сказывается на нашей психике. А именно — способствует навязчивым состояниям и неврозам.
Перед каникулами «громкий» вопрос обсуждался в Верховной Раде. Депутаты приняли в первом чтении законопроект, ужесточающий административную ответственность за нарушение тишины в общественных местах. Что в последнее время — и это не секрет — оспаривает лидерство транспорта в шумовом рейтинге. Правда, авторы законопроекта Николай Павлюк (фракция НДП) и Алексей Козаченко (группа «Народовластие») не отрицали, что жесткость законопроекта призвана, в первую очередь, спасти курортников. А если точнее, то ту их часть, которая не видит удовольствия в круглосуточном прослушивании хитов и комментариев ди-джеев.
В столице, по определению, более громогласной, нежели города поменьше, проблема обострилось еще и благодаря интенсивному строительству. Сегодня, рассказывает В. Акименко, в Киеве отнюдь не сенсация, когда в профильный отдел санэпидслужбы звонит раздосадованный житель центра и в красках описывает насыщенность звуков, издаваемых экскаватором, подъемным краном и сварочными аппаратами эдак во втором часу ночи. Впрочем, откровенно говоря, борьба жителей близлежащих к супермаркетам, дискотекам и стройкам домов напоминает сражение с ветряными мельницами. Первая попытка — откровенный разговор с руководством «громких» заведений. Затем обращаются в милицию. Последняя же в решении шумного вопроса, как правило, проявляет полнейшую безучастность. И, стоит сказать, по объективным причинам. Во-первых, предложить кому-то отыскать отделение, в котором бы стояли шумоизмерительные аппараты стоимостью 10—20 тыс. долларов, похоже на нелепую шутку. Адаптированными к полевым условиям шумомерами могут похвастаться разве что сотрудники санэпидслужбы. Но им, как известно, отведена роль исследователей, а не карателей. Посему, не зная, превышает ли звук предельно допустимую норму (к примеру, для жилых помещений 30 дБ ночью и 40 дБ днем), никто не имеет права наказать шумящую сторону, ведь кому- то и протекающий кран на нервы действует. По этой же причине никто не потребует штраф с любителя езды на авто «с оркестром»: «громко» против «нормально» — и разговор превысившего шумовые нормативы водителя с правоохранителем исчерпан. Во- вторых, звук — категория, увы, переменчивая. Если сегодня житель дома жалуется «на с ума сводящий шум», который, возможно, действительно превышает норму, то завтра людей с приборами встретят вполне мирные звуки, которые издают работающие люди и техника.
Примечательно, что в Киеве с соответствующим законодательством, как говорится, все в порядке. В постановлении Горсовета от 1998 года четко сказано, что включенная на полную мощность радиоаппаратура, громкое пение и крики недопустимы в местах массового отдыха ни днем, ни ночью. И что подобная деятельность в жилых домах и общежитиях должна закончиться до 23-х часов, а начаться лишь после 7 утра. А кроме того, строить и ремонтировать в жилых, встроенных и пристроенных к жилым домах в эти часы также запрещается. Равно как не дозволен въезд на прилегающую к жилым домам территорию автотранспорта предприятий (кроме аварийной спецтехники) и частных машин с 23-х и до 6 часов. Недавно требования еще ужесточили, а если точнее, то сократили «громкое» время. У частного транспорта отобрали два часа, и теперь, согласно постановлению, он может заезжать в родные пенаты не позже 22-х часов и выезжать не раньше 7. А пение, крики и включенная на полную мощность аппаратура могут быть законны разве что до 22-х часов и после 8. Подумывали даже о том, рассказывает В. Акименко, чтобы внедрить у нас поистине европейский стандарт тишины. В некоторых странах, например, санкции на празднование дня рождения или проведение вечеринки в домашних условиях дают исключительно соседи. Не заручившись их «одобряю», к танцующим и поющим имеет все права постучаться полиция и взыскать штраф.
В продолжение темы европейских шумовых стандартов стоит сказать, что в обозримом будущем у украинских самолетов имеются все шансы не попадать в Европу. Где, помимо того, что к работающей технике выдвигается целый список децибеловых требований, еще и дотошно определяют траекторию полета. Не попал в установленный коридор — значит, непозволительно близко подошел к детскому саду или больнице. Разумная машина это сразу определит, и по возвращении на базу пилота-нарушителя ожидают финансовые санкции.
К слову, жителям окрестностей аэропортов и прочих шумных точек на Западе также легче живется. Там, например, подсчитали, что проживание людей на этих территориях приносит государству 13—15-миллиардные убытки. Смета была составлена по обычной, уже упоминавшейся, схеме: шумы отражаются на самочувствии человека, следовательно, падает его производительность труда, а отсюда, в свою очередь, страдает ВВП. Посему, не ожидая последствий, государство берет на себя заботу о шумонезащищенных — либо местные власти устанавливают надежные средства звукоизоляции, либо делают адресные выплаты.
В Стране Советов шум, а вернее тишина, также зачислялась к стратегически важным вопросам. В обязательном порядке каждый более или менее большой город обзаводился шумовой картой, на основе которой градостроители и проектировщики принимали решения. Сейчас, по словам В. Акименко, на это нет денег. Подобные документы двадцатилетней давности вполне можно назвать макулатурой, так как они соответствуют иному транспортному потоку. По причине отсутствия карт эксперты не берутся судить о месте украинской столицы в списке шумных городов, так как акустический дискомфорт определяется размером громких районов и количеством людей, в них проживающих.
Правда, в последнее время в Минэкологии всерьез обдумывают внедрение системы мониторинга, результаты которого призваны стать Библией для градостроителей. Насколько реально воплотить планы в жизнь — можно лишь делать предположения. Тем не менее, если вспомнить о том, что раньше децибеловой тайны не существовало, то, похоже, кое-какие шансы определить виновных и защитить людей от неврозов все же имеются.
Выпуск газеты №:
№156, (2003)Section
Панорама «Дня»