Велятино – новая и последняя буйволиная столица?
Где-то там, в лесу над погранзаставой в селе Велятино Хустского района, пасется стадо буйволов. Пограничник Иван из Буковины ведет меня по крутым склонам не меньше часа. Просит за это сфотографировать с круторогими. Рассказывает, что за последнее время в этих местах воры украли шесть лошадей, хозяева усилили охрану. Когда наконец пришли на пастбище, первым делом спросил пастуха Василия Ярему, можно ли украсть буйвола? Тот, не задумываясь, категорически замотал головой. Потом перечислил мне правила поведения с полутонными животными: не стоять впереди, потому что могут ударить рогами, а если от вас пахнет дезодорантом, то вообще держаться подальше. Практически каждый год меняются пастухи. Стадо долго привыкает к новым хозяевам. Этой весной Василий, так сказать, проходил курс молодого бойца. Неделю все хозяева сидели на пастбище возле своего скота, пока он не принял нового пастуха.
Много лет между несколькими селами Хустского и Тячевского районов длился спор за право называться своеобразной... буйволиной столицей Закарпатья и, в конечном счете, всей Украины, поскольку черных великанов больше нигде не держат. Сегодня этот почетный титул присвоен селу Велятино. Здесь — самое крупное в Закарпатье поголовье — 20 буйволиц и один породистый бык. А еще несколько лет назад насчитывались сотни в Сокирнице, Крайникове, Бороняве, Кричеве. Скажем, существовала колхозная буйволиная ферма в Стебливке, куда из Болгарии и Азербайджана завезли 80 племенных телок. Заведующий фермой Виктор Мелай посвятил новому делу дипломную работу. На то время надаивали мизер. А в Азербайджане, Болгарии от буйволицы получали до двух тысяч литров. От колхоза требовали молоко высокой жирности, и в Стебливке прибегли к хитрости: смешивали жирное буйволиное и более постное коровье молоко, доводя продукцию до необходимого стандарта. За Стебливкой, где реликтовых животных держало каждое второе подсобное хозяйство, закрепилась слава буйволиной столицы. После разделения, распаевки колхоза все стадо пошло под нож. На околице села мелиорировали пастбище с ямами, топью, и буйволы вообще выродились.
В семье 82-летней жительницы Велятино Юстины Дюрди, сколько себя помнит, всегда держали по 2—3 буйвола. Раньше их запрягали в повозку, плуг. Едят меньше сена, чем коровы. Если находятся по горам, то молока дают больше. Надои становятся выше, если в жару примут водные процедуры. Излюбленное место — омут как раз возле погранзаставы. После нескольких часов купания верховинских экзотов приходится вытаскивать из воды буквально за рога. Как-то загнали их в холодную Тису — одни заболели, другие сдохли.
По весу, красоте, смолянистому цвету, величине рогов первенство в стаде удерживает буйволица Маня. Ее хозяйка Мария Мадай так характеризует свою любимицу: в день дает 7 литров молока, вдвое жирнее коровьего и к тому же лечебного. Когда в сельском санатории лечились «чернобыльцы», записывались в очередь за буйволиным молоком. Выводит радионуклиды, лечит язвы, многие другые болезни. Мария Мадай демонстрирует литровую банку сметаны. Она такая густая, что не выливается из банки. Молоко, кефир, сметану возит на продажу в Хуст конкретным заказчикам.
Родина буйволов — Кампучия, Вьетнам. Говорят, что в закарпатские села они попали 750 лет назад в обозах татаро-монгольских кочевников. На пастбище держатся особняком от коров. Гордые, сильные, верные и преданные своим хозяевам. На вид очень грозные. Но постоянно вымирают. Остались последние 20. Самым большим знатоком буйволиного дела считается бывший председатель племобъединения Виктор Мелай, и под его руководством надо было бы создать новую частную ферму буйволов. Если власти Хустского района не создадут на подворьях, где держат буйволов, объекты сельского зеленого туризма, если не помогут людям, то — прощай последняя буйволиная столица.
Выпуск газеты №:
№156, (2003)Section
Общество