Во Львове скончался заньковчанин Евгений Федорченко
В июне «День» поздравил актера Национального украинского драматического театра имени Марии Заньковецкой, народного артиста Украины Евгения Федорченко с 75-летием.
Теперь же, к большому сожалению, приходится писать о его кончине. Евгений Иванович умер утром сегодня, 13 января, о чем сообщила в соцсетях его дочь Елена: «Таточку. Як же боляче. Люблю».
Служение одному театру, более ста ролей в театре и кино, острый взгляд и острый язык, добрый юмор, душа компании, автор юморесок и двух поэтических сборников, придирчивый наблюдатель жизни, винодел и основатель театральной династии – все это о Евгении Ивановиче Федорченко.
В наследии артиста роли в спектаклях «Гуцулка Ксеня», «Государственная измена», «Неаполь – город золушек», «Иисус – сын Бога живого», «Невольник», «Сильва», «Визит пожилой дамы» «Сто тысяч», «Ханума»», «Шарика», «У.Б.Н»… Всех и не счесть. Точно знаю, что зритель ходил именно на Федорченко. Я – не исключение. Особенно меня трогал Карел в лирической комедии «Ромео и Джульетта в конце ноября» по пьесе Яна Отченашеко и Ярослава Балика в постановке Аллы Григорьевны Бабенко. А еще мне нравилось бывать на выступлениях Евгения Ивановича за пределами театра и своими глазами видеть и слышать, какими искренними аплодисментами и криками «Браво!» благодарила его публика за исполнение стихов и юморесок Павла Глазового.
«Говорят, комики – самые печальные люди, потому что думают глубоко, – говорит руководитель литературно-драматической части Театра Заньковецкой Татьяна Батыцкая. – За годы творческой работы за Евгением Федорченко закрепилось амплуа комика, юмориста, актера, побуждающего зрителя к улыбке, часто – к громкому смеху. Акоп в «Хануме», Иван Синица в «Гуцулке Ксене», Ференц Деркач в «Шарике», Леопольд Волянюк в «Сильве» – эти, как и многие другие памятные роли, сделали его любимцем публики. На сцене он умело совмещал умение быть хорошим приятелем и остроумным скептиком, многоликим весельчаком и острым циником, неизменно – яркой краской, «сердцем» каждого спектакля. За талантом подавать любой материал «легко» – это массив жизненного и профессионального опыта, извилистый и интересный личный путь».
Евгений Федорченко родился 21 июня 1946 года в поселке Нижанковичи Старосамборского района. Первое образование (хоровой дирижер) получил в Самборском культурно-образовательном училище. Играл на аккордеоне, рояле и гитаре.
«Поступление в театральный институт имени Карпенко-Карого произошло почти случайно, – продолжает рассказ Татьяна Батыцкая. – Поехал Евгений Федорченко в Киев на фестиваль читать юморески – его сразу заметили. Окончил кинофакультет (курс Владимира Неберы), и ему был открыт путь на киностудию имени Довженко. Но вмешалось провидение: режиссер Сергей Данченко предложил поехать во Львов, чтобы начать работу в Театре имени Марии Заньковецкой. «Возле родителей, и труппа заньковчанская очень интересна», – примерно так подумал актер. И Львов принял будущего народного артиста!
К роли актер готовился тщательно. Чтобы сыграть бомжа в спектакле «Се Ля Ви» Надежды Ковалик, ехал на львовский вокзал – изучать психотип бездомных. Для исполнения любой роли для Евгения Федорченко важнее всего было понять всю мозаику психики своего персонажа, сделать его жизнь своей».
По словам завлита, были в творчестве Евгения Федорченко две исключительные роли. Первая – в спектакле совсем не юмористического жанра. Это «У.Б.Н.» Галины Тельнюк (постановка 2001 года), отмеченная украинским театральным сообществом, которая очень быстро стала знаковой или даже программной для Театра Заньковецкой. «Евгений Иванович в роли друга-предателя украинского буржуазного националиста говорил нам в зал совсем невеселую правду, заставляя публику смеяться. В этих моментах немало его импровизационных моментов».
Вторая знаковая роль – в спектакле «Ромео и Джульетта в конце ноября»: «Актер пронзительно и щемяще сыграл роль пожилого мечтателя-архитектора Карела, которого на склоне лет неожиданно озарила любовь. Актеру удалось создать неповторимо органичный лирический образ, который опроверг мнение о чистой комичности его таланта. Спектакль долгие годы был любимым у львовского зрителя, на который ходили по несколько раз, главным образом благодаря филигранной игре главных героев».
Браво, Евгений Иванович! Покойтесь с Богом.
«День» выражает соболезнования семье Федорченко, а они все – заньковчане, по поводу смерти Евгения Федорченко.
Татьяна КОЗЫРЕВА, «День», Львов