Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

ВМС Украины: вопросы, которые требуют ответов

О фрегатах, корветах, катерах...

Случилось так, что практически одновременно было опубликовано интервью нового командующего ВМСУ контр-адмирала Алексея Неижпапы на сайте Радио «Свобода» и статья эксперта по военным вопросам Сергея Зятьева «Сначала «москитный флот», а затем корветы и фрегаты» в газете «День». Информационный повод для обеих публикаций был один - День Военно-Морских Сил Украины, который отмечается 5 июля, и тотальность их была одной. А вот важные нюансы, и не только нюансы, у Неижпапы и Зятьева и у привлеченных им экспертов были разными. Поэтому стоит разобраться в некоторых из них.

Но сначала – об общем и бесспорном.

Не вызывает сомнений необходимость восстановления, модернизации и развертывания ВМСУ на основе пока т.н. «москитного флота», то есть боевых катеров, артиллерийских и ракетных. Так же не вызывает сомнений необходимость скорейшей достройки на Николаевской верфи заложенного еще в 2011 году корвета «Владимир Великий». И нецелесообразность сохранения в составе флота, более того - возможно, и сохранения как такового крейсера «Украина».

Последний, задуманный руководством флота СССР как «убийца авианосцев», мог бы быть в начале 2000-х достроен в качестве «убийцы крейсеров и фрегатов», и его введение в строй (вместе с модернизацией группы фрегатов и корветов) тогда могло бы создать на Черном море паритет сил. Это мне в Севастополе и на Донузлаве тогда говорили офицеры ВМСУ. Но не случилось. Может, и к лучшему, потому что если бы и достроили крейсер, то в 2014 году он скорее бы достался россиянам... Впрочем, и лучше было бы сразу попробовать его продать Индии или Китаю. Так как паритета сил можно было достичь путем развертывания противокорабельных ракетных батарей наземного базирования в сочетании с модернизацией фрегатов и корветов плюс построение ракетных катеров нормальной мореходности. Что ж, Леонид Кучма почти пророчески оговорился, назвав этот крейсер на церемонии поднятия флага «Авророй». А как корабль назовешь, так он и поплывет (или совсем не поплывет) ...

В интервью контр-адмирала Неижпапы порадовала весть, что завершается строительство артиллерийских катеров «Гюрза-М» - их будет в составе ВМСУ только 8, а не 18, как планировалось. Это катера, первично запроектированные для больших рек, а не для моря, они выдерживают морские волны не более 2-3 баллов. И по скорости и дальности выстрела 30-мм автоматической пушки они способны противостоять российским кораблям даже советской постройки. Почему же их строили все эти годы и почему тормозилась построение катеров других типов, которые отвечали бы условиям Черного моря? Ответ прост: вспомните, кому тогда принадлежала «Кузница на Рыбацком», откуда они «родом» ...

Зато контр-адмирал высоко оценил катера типа Mark VI, которые Украина должна получить из США (16 единиц). Он отметил: «Катера Mark VI - это универсальная платформа, на ней можно установить оружие и оборудование по нескольким направлениям, начиная от функции патрулирования и заканчивая высадкой диверсионных сил возле берега противника, оборудование для поиска и уничтожения мин, ракетные комплексы малой дальности для уничтожения врага. Mark VI легкий для перемещением по суше, идеальный для наших действий на Азовском море». Что ж, это хорошо. Хорошо и то, что Украина уже имеет два американских катера типа «Island», а о получении еще четырех ведутся переговоры. Ведь по мореходным качествам американские катера значительно лучше «Гюрзы», они принадлежат к т.н. ocean going, то есть их можно использовать в пределах и за пределами Черного моря. По размерам «Айленд» в полтора раза больше украинской «Гюрзы-М», имеет в три раза больший экипаж, лучшую систему навигации и может вести эффективный огонь при волнах в 3-4 балла – тогда, как «Гюрзам-М» следует бежать в порты. А насчет вооружения, то возможна установка на них различных боевых модулей.

Но вот проблема. В Украине запланировали построить в ближайшие года три быстроходных ракетных катера проекта «Лань», которые по мореходности сопоставимы с «Island». В «москитном флоте», по словам предыдущего командующего ВМСУ Игоря Воронченко, «основой боевого потенциала должен стать ракетный катер типа «Лань», который будет фактором сдерживания агрессора в Черном море». Этот катер по мореходным данным тоже относится к категории ocean going; и это не теоретические расчеты: в Николаеве этот проект был адаптирован на заказ Вьетнама как артиллерийский катер. Вьетнам построил уже 4 таких катера (скорость - 32 узла, дальность плавания - 2500 миль, автономность - 30 суток, вооружение - две пушки и тяжелый пулемет). Среди задач таких катеров - уничтожение десантных кораблей и корветов противника (напомним, что главный потенциальный противник Вьетнама - Китай) и обеспечение операций основных сил флота. По поводу эффективности ракетных катеров типа «Лань» - вспомним оценку капитана 1-го ранга Рыжука из статьи Сергея Зятьева: «Размещение на 8 корветах 64 противокорабельных ракет будет стоить 3,3 миллиарда долларов. Если же их разместить на 16 ракетных катерах, то это обойдется в 500 миллионов». Зато в интервью контр-адмирала Неижпапы о корветах, видим не слишком положительное отношение к катерам, мол, на них нельзя ставить средства прикрытия с воздуха, они слишком малы ... Но не долго ли ждать постройки хотя бы 2-3 корветов, если даже первый из них будет спущен на воду в 2023 году? За эти три года можно было бы построить несколько ракетных катеров ...

И о фрегатах. У Украины есть только один фрегат - «Гетман Сагайдачный», три других при Кучме и Ющенко безосновательно порезали на металлолом, хотя, по оценкам экспертов, у них был потенциал для модернизации. А в конце 2008 года якобы планировалась передача ВМСУ трех выведенных из состава US Navy фрегатов типа «Oliver H. Perry» (из новых членов НАТО два таких корабля получила Польша), но эти проекты так и остались на бумаге. Сегодня же контр-адмирал Неижпапа категорически против получения таких фрегатов - мол, они устаревшие, предназначенные для океана, и даже слишком велики. А что, Украина в ближайшие десятилетия не собирается посылать свои корабли в зоны защиты национальных интересов (скажем, для борьбы с пиратами или для других миссий)? Польша почему-то не собирается отказываться от своих устаревших фрегатов, наоборот, при американской помощи их модернизирует ...

Да, содержание относительно больших кораблей требует серьезных средств. Но следует понимать: отказ от присутствия ВМСУ в океанах - это практически навсегда (только «Гетман Сагайдачный» этой задачи не решит, да и не очень «океанский» этот корабль). Корветы же способны ходить в Средиземное или Красное море, но не патрулировать возле Африки или в Гвинейском заливе. Или Украина отказывается быть наравне с Польшей (которая, кстати, имеет 5 подводных лодок, а единственный украинский лодка «Запорожье» так не вышла в море, и в результате осталась в качестве «приза» российским оккупантам)? Ведь свои современные фрегаты мы еще долго не сможем строить ...

Автор этой статьи не претендует на рецепты решения проблем ВМСУ. Он лишь отмечает: есть вопросы, которые надо решать. Эффективно и ответственно.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать