Битва за Берлин

Чему сегодня может научить операция Vittles

В начале апреля 1948 года американские и британские ВВС начали операцию Vittles "Берлинский воздушный подъемник". Она стала частью истории Второй мировой войны, хотя пушки на европейском континенте уже не стреляли. О ней не любят вспоминать многие современные историки, не только в Москве, что естественно, но и на Западе, в кругах, где считают возможным легко договориться о мире с вероломным противником демократии.  

73 года назад советские войска решили заблокировать Западный Берлин, чтобы голод и холод заставил немцев выбрать коммунистический хлеб. Они устроили «ремонт» автобанов и железнодорожных магистралей, затопили баржу в Шпрее, перекрыв все транспортные коридоры, ведущие к городу. Все делалось с явными намерениями, но под вымышленными предлогами. Тогда американские и британские ВВС начали по воздуху доставлять в Берлин десятки тысяч тонн грузов, включая уголь и строительные материалы. Мир до той поры не знал примера полного обеспечения города по воздушным мостам. Поэтому операция вошла в историю всемирной авиации. И не только. О подробностях этого события можно прочесть здесь.

Спустя многие годы Москва стоит за более масштабной блокадой уже не города, а целой страны – Сирии, куда солдаты Путина и Асада не пропускают международную гуманитарную помощь. Боятся, что вместе с рисом и маслом в Сирию проникнет демократия. 

Украинцы раньше других народов почувствовали на себе силу оружия голода, к которому любят прибегать в Москве. Годы не изменили стратегии, разработанной Сталиным. Сами россияне разделяют ее, пуская под гусеницы бульдозеров европейские колбасы и сыры, способные нанести вред имперскому пищеварению. 

Голод и коварство – давние и, боюсь, постоянные спутники Кремля. Они экономичны, не требуя больших затрат. Разобрать пути и закрыть дороги всегда проще, чем тратить миллионы на воздушные мосты. История СССР и путинской России сплошь состоит из экономии средств для мира и расточительстве их на войну. Вот почему нынешняя ситуация с оккупированными Россией Крымом и  частью Донбасса вызывает особую тревогу. На захваченных территориях Кремль вынужден заниматься неприятной для него работой – заботиться о водоснабжении, питании и трудоустройстве населения, словом, чуждыми делами. Тем более, что Донецк не Вологда, а Симферополь не Ярославль, где привыкли затягивать пояса ради «искандеров». В тоже время блокировать уже нечего. Нужен новый плацдарм для гуманитарной катастрофы, чтобы мир отвлекся на него, а собственные граждане перекрестились с облегчением, зная, что кому-то рядом жить гораздо хуже…

Советский Союз всеми силами пытался сорвать мирную операцию Vittles. На транспортные борты союзников пикировали советские истребители, небо заполнили аэростаты, а зенитные орудия с земли выпускали осветительные ракеты и предупредительно стреляли пулеметы.  Несколько самолетов разбились. Но американцы и британцы были полны решимости не оставлять Западный Берлин. Полеты продолжались долгие месяцы. Видя такое настроение, советское командование пошло на переговоры.  12 мая 1949 года в город пришел первый американский поезд и прибыла первая колонна грузовиков.

За десятилетия не всегда мирной, но спокойной жизни на европейском континенте многие из нас стали воспринимать гуманитарные и демократические ценности фактом всеобщего признания, а переговоры – методом решения проблем. Но оказалось, ничто не дается без готовности к борьбе за принципы, и договориться бывает возможным, лишь когда есть решимость и силы их отстоять.

Битва за Берлин

Битва за Берлин

Чему сегодня может научить операция Vittles

В начале апреля 1948 года американские и британские ВВС начали операцию Vittles "Берлинский воздушный подъемник". Она стала частью истории Второй мировой войны, хотя пушки на европейском континенте уже не стреляли. О ней не любят вспоминать многие современные историки, не только в Москве, что естественно, но и на Западе, в кругах, где считают возможным легко договориться о мире с вероломным противником демократии.  

73 года назад советские войска решили заблокировать Западный Берлин, чтобы голод и холод заставил немцев выбрать коммунистический хлеб. Они устроили «ремонт» автобанов и железнодорожных магистралей, затопили баржу в Шпрее, перекрыв все транспортные коридоры, ведущие к городу. Все делалось с явными намерениями, но под вымышленными предлогами. Тогда американские и британские ВВС начали по воздуху доставлять в Берлин десятки тысяч тонн грузов, включая уголь и строительные материалы. Мир до той поры не знал примера полного обеспечения города по воздушным мостам. Поэтому операция вошла в историю всемирной авиации. И не только. О подробностях этого события можно прочесть здесь.

Спустя многие годы Москва стоит за более масштабной блокадой уже не города, а целой страны – Сирии, куда солдаты Путина и Асада не пропускают международную гуманитарную помощь. Боятся, что вместе с рисом и маслом в Сирию проникнет демократия. 

Украинцы раньше других народов почувствовали на себе силу оружия голода, к которому любят прибегать в Москве. Годы не изменили стратегии, разработанной Сталиным. Сами россияне разделяют ее, пуская под гусеницы бульдозеров европейские колбасы и сыры, способные нанести вред имперскому пищеварению. 

Голод и коварство – давние и, боюсь, постоянные спутники Кремля. Они экономичны, не требуя больших затрат. Разобрать пути и закрыть дороги всегда проще, чем тратить миллионы на воздушные мосты. История СССР и путинской России сплошь состоит из экономии средств для мира и расточительстве их на войну. Вот почему нынешняя ситуация с оккупированными Россией Крымом и  частью Донбасса вызывает особую тревогу. На захваченных территориях Кремль вынужден заниматься неприятной для него работой – заботиться о водоснабжении, питании и трудоустройстве населения, словом, чуждыми делами. Тем более, что Донецк не Вологда, а Симферополь не Ярославль, где привыкли затягивать пояса ради «искандеров». В тоже время блокировать уже нечего. Нужен новый плацдарм для гуманитарной катастрофы, чтобы мир отвлекся на него, а собственные граждане перекрестились с облегчением, зная, что кому-то рядом жить гораздо хуже…

Советский Союз всеми силами пытался сорвать мирную операцию Vittles. На транспортные борты союзников пикировали советские истребители, небо заполнили аэростаты, а зенитные орудия с земли выпускали осветительные ракеты и предупредительно стреляли пулеметы.  Несколько самолетов разбились. Но американцы и британцы были полны решимости не оставлять Западный Берлин. Полеты продолжались долгие месяцы. Видя такое настроение, советское командование пошло на переговоры.  12 мая 1949 года в город пришел первый американский поезд и прибыла первая колонна грузовиков.

За десятилетия не всегда мирной, но спокойной жизни на европейском континенте многие из нас стали воспринимать гуманитарные и демократические ценности фактом всеобщего признания, а переговоры – методом решения проблем. Но оказалось, ничто не дается без готовности к борьбе за принципы, и договориться бывает возможным, лишь когда есть решимость и силы их отстоять.