Русские села Слобожанщины под катком «русского мира»
Русские села Слобожанщины под катком «русского мира»
Слобожанские степи, освоенные украинскими переселенцами в XVII - XVIII вв., дали приют и нескольким группам выходцев с этнически российских территорий. Едва ли не первыми из них были старообрядцы, бежавшие от царского террора. Их потомки в таких селах, как Боровая или Староверовка, до недавних пор сохраняли свои религиозные традиции. Когда же было отменено полковое устройство и наши земли начали захватывать помещики, они поселялись на этих землях закрепощенных россиян. Так, среди украинского этнического массива появились самобытные русские анклавы. Несколько сел объединил, в частности, Петровский район, существовавший как отдельная административная единица с 1923 по 1962 гг. Затем он вошел в состав Балаклейского, а впоследствии Изюмского районов.
Вплоть до ХХ ст. число межэтнических браков в этой среде было минимальным, а традиционное хозяйствование позволяло проводить достаточно изолированную жизнь в сельской общине. Тем-то в Петровском, Асеевке, Шевелевке долго сохранялись архаические черты южнорусских диалектов, в сундуках лежали традиционные народные наряды, а фольклористы ездили в эти деревни записывать песни, уже исчезнувшие на материковом массиве российской культуры. Отношения с украинскими селами были вполне дружественными, хотя потомки слобожанских козаков относились порой к своим российским соседям несколько иронично. И вот холодной весной 2022 г. на эти земли пришел «русский мир». Ворвался грубо, провозглашая целью защиту российского меньшинства от национального угнетения. Дошел черед и до русских сел. Разъяренные неудачами, агрессоры не церемонились с местным населением. Не уверен, что они поняли, кто жители этих краев. Наконец, вряд ли это их интересовало. Раздались взрывы, загорелись дома. Пролилась кровь первых жертв. Живописные мирные деревни покрываются руинами. Консервативный уют экзотического анклава превращается в ад. Его гибель становится лишь одним из эпизодов кровавой битвы. Он мало виден на фоне кровавой драмы Мариуполя. Но как показателен этот эпизод! Ведь на наших глазах агрессивный каток российской интервенции уничтожает именно то культурное пространство, защиту которого декларируют циничные идеологи «русского мира».
Архиепископ Игорь Исиченко