Местное самоуправление и война
Нынешняя российско-украинская война – это проверка для новой административно-территориальной системы. В завершенном варианте она существует чуть больше года. Напомню, что во время реформы по децентрализации высказывались опасения, не станут ли избраны сельские, поселковые, городские головы с невиданными до сих пор полномочиями и ресурсами феодальными вотчинниками и центрами сепаратизма. Война дала ответ – нет. Сейчас, в большинстве случаев, они демонстрируют способность держать украинский флаг (причем – в буквальном смысле, над радами) в экстремальных условиях оккупации и сплачивать вокруг себя общину. Убежден, что ни одна местная государственная администрация на это не способна. Впрочем, у нее несколько иные задачи – и это правильное распределение.
Что произошло и происходит в Черниговской области на местном уровне. 24 февраля колонны российской бронетехники со стороны Гомельщины (Беларусь) и Брянщины (Россия), чуть позже – со стороны Сумщины прошли по селам и малым городам Черниговщины. Есть видео в интернете – это какая-то бесконечная череда различных машин и механизмов. Транзитные населенные пункты они тогда преимущественно не трогали. Ну, скажем так, остановились возле магазина – зашли и взяли, что хотели. Просто так. Разбитые дороги – это само собой разумеется – представьте себе нагрузку.
Произошли первые контакты с местными жителями. Состав пришельцев удивил: славянских лиц оказалось откровенно мало. К тому же без присутствия рядом офицера они выглядели неконтролируемой массой. А еще новоявленные «освободители» на полном серьезе начали утверждать, что пришли спасать от НАТО. Чем вызвали полное непонимание местных жителей и их желание высказаться об оккупантах им в лицо. Реагировали они иногда неадекватно. Так, в селе Сиволож орки за такие разговоры прострелили ноги мужчины – он умер из-за потери крови. А в Бахмачской громаде они застрелили двух молодых людей.
В конце концов, длиннющие колонны московитов уперлись в Чернигов, Нежин, Прилуки, а часть направилась в Киев, где их тоже встретили. И здесь оказалось, что на самом деле возможности россиян не безграничны – им не хватает сил, чтобы контролировать всю пройденную территорию. Только важные для них пути сообщения и отдельные населенные пункты. С дорогами, правда, оказалась беда – на какой-то день рашисты начали встречаться с завалами, а кое-где – с живыми пикетами. Это заставляло оккупантов искать другие варианты и тратить время. Отношение рашистов к местным ухудшилось. Тем более что происходили такие события: то танк, оставленный на дороге, случайно вспыхнет, то машина с боеприпасами почему-то взорвется. Как в Сновской громаде, подобное происходило и в других. Подобные случаи свидетельствовали – цветов нет, а вот желание партизанить есть. Похоже, что орки начали подозревать в скрытых намерениях почти каждого жителя. Умножьте это на алкоголь. На днях Черниговщину поразила новость: в селе Мохнатин БМП оккупантов расстреляла троих юношей. Есть другие свидетельства о подобных трагедиях, требующие подтверждения. Как высказался один из пришлых в разговоре с местной жительницей: «Ты понимаешь, здесь так: или вы меня, или я вас. Так лучше я вас.
В населенных пунктах, где поселились орки, разграблены едва ли не все магазины. Оккупанты отбирают у местных телефоны и симкарты, иногда воруют сельскохозяйственных животных (есть хочется). Ведут себя как саранча на огороде. А еще используют местных жителей в качестве прикрытия, понимая, что по селам украинская армия не будет стрелять. Для московитов это не проблема. Свидетельство тому – разбитые села вокруг Чернигова.
Есть случаи устрашения, чтобы получить информацию. В Репках рашисты требовали от Анатолия Кульченко, руководителя местной организации охотников и рыбаков, списки ее членов. Но их собеседник выхватил гранату, забрав с собой несколько оккупантов.
Есть попытки установления оккупационной администрации. Так, 9 марта городской голова Городни Андрей Богдан провел патриотический митинг в день рождения Тараса Шевченко. Московиты решили отстранить голову и начали искать коллаборантов среди местных. С какого-то бодуна выбрали Романа Макася (известный в громаде человек) и предложили ему возглавить громаду (на каких основаниях?). Получив отказ, начали распространять информацию, что тот согласился. Роман застрелился. Еще одна смерть на совести рашистов. Также это свидетельство, насколько плохо понимают политическую ситуацию в Украине – у нас естественно свободно выражать свои убеждения и одновременно быть ее патриотом.
Что вдохновляет – ни один городской, сельский, поселковый голова на Черниговщине не предал своих избирателей, присягу и Украину. Независимо от того, есть ли на территории громады подразделения российской орды или нет. И люди такую позицию избранных ими руководителей уважают. Тем более что она подкрепляется ежедневной работой по организации жизнедеятельности громады, что хорошо видно. Абсолютное большинство руководителей громад (независимо от того, есть орки или нет) агрессию называют агрессией, оккупантов – оккупантами и призывают работать на нашу победу. Это в условиях, когда московиты могут появиться в любой момент.
Таким образом, местная украинская демократия проходит собственное жесткое испытание на жизнеспособность. И держится достойно.
Владимир БОЙКО, историк, Чернигов