Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Квест-игра как испытание действительностью

Средневековое общество в миниатюре в романе «Секулум» Урсулы Познански
29 декабря, 11:41

Древняя Европа была густо поросшей лесами. Вспомните слова: куда бы ни путешествовал человек по средневековой Европе, он всегда шел по лесу. Неудивительно, что тогда люди воспринимали леса не только как источник ресурсов, но и как нечто темное и таинственное, неизведанное и страшное. Образ леса стал неисчерпаемым источником создания целого культурного пласта: легенд, мифов, сказок.

Вероятно, поэтому именно лес стал фоном, и довольно удачным, для сюжета молодежного триллера «Секулум» австрийской писательницы Урсулы Познански. Она действительно любит лес – эпиграф в начале произведения это подтверждает. И, наверное, поэтому и зародилась у нее идея написать такой роман. О группе молодежи — средневековых реконструкторах — которая ради впечатлений и развлечения на пять дней отправляется в лес на квест-игру «Секулум». Они оставляют блага цивилизации, чтобы погрузиться в атмосферу древности, почувствовать на собственной шкуре, как жить без привычных современным людям вещей, удобств или банального туристического снаряжения. Для этого находят дикое, глухое место — вековечную пущу где-то на востоке Австрии.

Само название романа, как и название ролевой игры, «Секулум» – удачный выбор. Древние этруски определяли секулум как промежуток времени между тем, когда что-то произошло (например основание города), и до того момента, когда умер последний человек, являвшийся свидетелем этого события. Следовательно, начинался новый секулум. В более широком смысле это слово означает потенциальную продолжительность жизни индивида или же, и это едва ли не то же самое, время полного обновления человеческой популяции. От «секулума» происходит и современное название «век» во многих европейских языках.

Прочесть «Секулум» мне удалось за четыре вечера и одно воскресное утро. Что касается такого объема (почти 500 страниц), то, согласитесь, немного. Шло удивительно легко. Таким и должен быть молодежный роман — легким в прочтении. И в восприятии. С этим тоже все в норме: прекрасно адаптировано для молодежи, без слишком длинных и сложных конструкций. Структура романа несколько нестандартна. Пять больших частей и более сорока меньших глав. Перед каждой частью есть небольшая преамбула — отрывок текста, до которого мы еще не дошли, но который побуждает нас к размышлению, попытке понять или предсказать, что будет дальше. Это хороший приём. Когда по мере прочтения глаза наконец-то находили именно этот отрывок в самом тексте — сюжет, как пазл, медленно складывался в более последовательную и логичную схему.

Фактически «Секулум» — это еще один добротный триллер о группе людей, оказавшейся в экстремальных, не побоюсь слова, суровых условиях выживания. О том, как вроде бы цельная и единодушная группа начинает дробиться на части под влиянием непонятных событий и загадочных исчезновений; из-за тревоги, овладевающей всеми; от опасных обстоятельств и зловещих знамений. Эти невзгоды существенно усугубляет непогода, холод и голод. А еще больше удручает положение жуткая средневековая легенда, драма которой связана именно с этим местом, где происходит квест. Многим кажется, что к ним протягивает свои кривые острые когти древнее проклятие, чтобы крепко ухватить за глотку и не отпускать, пока не воздастся соответствующая кровавая плата.

Классически показаны психологические моменты распада/энтропии группы ролевиков. Кто-то искренне верит в существование проклятия, стремится выжить любой ценой. У кого-то, наоборот, усиливаются черты лучшие, например благородство, смелость, способность к самопожертвованию. Борьба между этими группами, между звериным и человеческим, держит в напряжении вплоть до последних глав «Секулума». Кто победит? Все ли выживут? Что за всем этим стоит, если не старинная легенда?

…Ловлю себя на мысли, что любовь авторки к лесу прекрасно проявилась в его описаниях. У нее лес (в целом это довольно классическое место в произведениях мистического жанра) настоящий. Дремучий. Угрожающий. Рельеф пересечен глубокими оврагами, крутыми холмами, здесь и там возвышаются скалы. Без протоптанных путей — каждая веточка старается хорошенько ударить; каждый куст — зацепиться за одежду когтями мелких колючек, разодрать, поцарапать. Змеистые корни на едва видимой тропинке хотят влезть под ноги, чтобы ты споткнулся, поскользнулся, ударился. Через сваленные непогодой деревья надо перелезать, и это непросто. Нужно все время следить, чтобы не упасть в яму на месте вывороченных с корнями гигантских стволов. Или, не дай Бог, провалиться в ненасытную утробу неизведанной пещеры у подножия скал… Урсула Познански знает, как показать, описать, как воспроизвести в тексте эту первозданную красоту и одновременно опасность.

Персонажи «Секулума» достаточно органично вписываются в канву сюжета. Изюминкой для меня стало имя главного героя. Его зовут Бастиан. Так же, как и персонажа фильма и книги «Бесконечная история» Михаэля Энде. В целом все действующие лица, с моей точки зрения, тщательно продуманы и подробно описаны. Каждый имеет свою роль, свое псевдо, род занятий или профессию, одежду, оружие, инструменты. Есть здесь лорд-рыцарь, его воины, среди них один охотник, странствующий бард-менестрель, повар-эконом, врач, гадалка — средневековое общество в миниатюре. Жаль, что никто не взял на себя роль священника или хотя бы пьяницы-монаха: в Средние века представители духовенства были везде и всюду. И было тогда все не так уж безнадежно грустно! Ведь XIV век — это период не только Столетней войны, Черной смерти, Великой схизмы, но и эпоха Джотто, Данте, Боккаччо, Петрарки, Чосера, Оккама… Именно тогда основано немало действующих университетов. Кстати, созданный в 1365 году Венский университет – альма-матер автора романа «Секулум» Урсулы Познански.

Одно несоответствие бросилось мне в глаза. Удивило, что у Бастиана в начале игры отобрали очки — вроде бы предмет неканонический для тех времен. На самом деле очки в Европе начали производить ориентировочно с 1290 года, а квест воспроизводит XIV век. Это значит, что Бастиан спокойно мог пользоваться очками! И что с того, что очки его современные? Сейчас реконструкторы создают довольно много вещей, так или иначе пользуясь материалами и технологиями далеко не средневековыми, потому что те, к сожалению, давно утрачены.

Подводя итог, скажу: «Секулум», возможно, и не удивляет исключительностью или эксклюзивностью. Есть небольшие исторические неточности. Но я читал «Секулум» с огромным удовольствием. Да еще с пониманием, что произведение это прежде всего для молодежи. А тут «Секулум» попадает в самое яблочко – в нем воспроизведена действительность, атрибуты, интересы современной молодежи. Текст изящный и легкий. Сюжет выстроен хорошо, с неожиданными решениями. Атмосфера романа тревожно-мистическая, ведь где-где, а в лесу страхи прорастают щедро. Персонажи разноплановые, хотя и не суперновые, но не стандартные, а еще радует, что без лишних перекосов в сторону новомодных тенденций. Поэтому искренне рекомендую «Секулум», даже если уже не относите себя к молодежной читательской публике.

Богдан СТАДНИК, книголюб, рок-музыкант

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать