Опознанные сокровища Софии
Доказательная база незаконного вывоза драгоценностей из Украины в Россию пополнилась новыми свидетельствамиСофия Киевская и Киево-Печерская Лавра — две сокровищницы Украины, прежде всего в духовном смысле. Не менее ценными являются реальные сокровища, которые хранятся в этих хранилищах. К сожалению, часть драгоценностей, которые по праву принадлежат Украине, были вывезены в Россию. Большевистская власть присваивала тогдашнее церковное имущество на нужды «родины». После распада союза возвращать добровольно вывезенные из Украины ценности никто не собирался. Сейчас украинская власть довольно пассивно работает над возвращением национального наследия домой, а поводов для этого все больше.
Недавно появилась информация от ученых об идентификации экспонатов из ризницы Софийского собора в Государственном историческом музее России. Более полусотни серебряных и золотых изделий сейчас находятся в Москве, а должны быть в Киеве. Для Министерства культуры и информационной политики открытия ученых должны стать поводом для детальных расследований и начала процесса репатриации вывезенных экспонатов. Вместо этого — тишина.
Не хватает политической воли — об этом независимо друг от друга написали «Дню» историк Татьяна Евсеева и археолог Тимур Бобровский в своих материалах о вывозе сокровищ из Софии Киевской и Лавры в Москву. Предлагаем читателям оба текста. Татьяна Евсеева описывает в деталях процесс вывоза драгоценностей из Украины в 1920-1930-х годах. Тимур Бобровский делится результатами идентификации предметов из Софийской ризницы — ученый сопоставил архивные фото с фотографиями экспонатов в московском музее.
На основе архивных фото
Ученый распознал более полусотни предметов из Киево-Софийского собора, которые сейчас экспонируются в московском музее
На днях научный сотрудник Национального заповедника «София Киевская» Тимур Бобровский поделился в Фейсбуке результатами своего научного исследования: церковные предметы из золота, серебра и драгоценных камней, которые в свое время украшали ризницу Софийского собора и много лет считались навсегда утраченными, на самом деле целы и невредимы. Правда, находятся в Государственном историческом музее Российской Федерации. С разрешения Тимура Бобровского «День» публикует его рассказ об «эмиграции» церковных ценностей и доказательствах их принадлежности Украины.
ИССЛЕДОВАНИЕ ГРИГОРИЯ ПОЛЮШКО
... Я нашел клад из 57 драгоценных предметов. Очень ценный и почти неожиданный (чаще всего так и бывает с сокровищами). Бесценный для украинской истории, с важным провенансом (что не очень характерно для сокровищ). За два дня непрерывного «сидения» в сети (а это совсем несвойственно кладоискательству), пользуясь материалами Григория Полюшко, которому особое уважение за его научные исследования (архивные черно-белые фото 1930-х гг.), Найденные драгоценности — на фотографиях.
Это преимущественно церковные вещи из ризниц Софийского и Успенского соборов Киева, изготовленные из золота, серебра и драгоценных камней. Большинство из них ранее считались безвозвратно утраченными. Но оказалось, что они сохранились. К сожалению, не у нас — в фондах Государственного исторического музея Российской Федерации в Москве. Но сохранились. Не уничтожены. И это очень радует.
Надеюсь, что «моя» находка пригодится всем, кто не равнодушен к украинскому наследию. И, похоже, «там» еще немало сокровищ.
Предыстория. В 2001 году Григорий Полюшко издал монографию «Утраченные сокровища лаврского музея», где обнародовал каталог ценных вещей, которые в 1930-х гг. выли изъяты из Киево-Печерского музея-заповедника (тогда — Всеукраинского музейного городка) в Гохране СССР. Эти вещи были представлены преимущественно богослужебными предметами, реквизированными в 1920-х гг. Из ризниц Софийского и Успенского соборов Киева, превращенных в музеи с установлением в Украине советской власти. В Гохран из музеев ценные вещи изымались под предлогом «надежного хранения». Но вдруг выяснилось, что в начале 1940-х гг. большинство из них исчезло в недрах государственных банковских учреждений, и только отдельные предметы позже «всплыли» в фондах музеев Москвы и Ленинграда.
Григорию Полюшко удалось определить, что 11 предметов из 119, описанных им в каталоге, оказались в московском Государственном историческом музее. Попытки исследователя установить обстоятельства их поступления в музей и запросы от лаврского заповедника еще в 1999-2000 гг. свелись к такому официальному ответу: «... существующая в государственно-историческом музее учетная документация не содержит информации о поступлении экспонатов из Киево-Печерской Лавры» (цит. по Г. Полюшко).
Григорий Полюшко считал, что несколько десятков предметов из его каталога могут в конце концов оказаться экспонатами московского музея. Но выяснилось, что этот музей является «недооцененным».
57 «КИЕВСКИХ ПРЕДМЕТОВ»
Недавно Дмитрий Вортман опубликовал ссылку на сайт Государственного исторического музея РФ, где изложены оцифрованные экспонаты музея — всего заявлено более 900 тысяч единиц. Зацепившись за такую возможность, я попытался проверить коллекцию на наличие предметов киевского происхождения, использовав для этого фотографии изъятых из лаврского заповедника предметов начала 1930-х гг. (Опубликованы в «каталоге Полюшко»).
Из 119 предметов, указанных в каталоге по данным 1930-х гг., мне среди материалов данного сайта удалось идентифицировать 57 «киевских предметов», из которых как минимум четыре десятка считались утраченными навсегда. Из 57 киевских экспонатов в московском историческом музее 13 — из ризницы Софии Киевской. Они являются достаточно показательными для всей коллекции драгоценностей и позволяют понять их материальную, историческую и культурную ценность.
Напомню, эти вещи в 1920-х годах после прекращения богослужения в Софии Киевской были перемещены во вновь созданное государственное музейное учреждение — Всеукраинский музейный городок (ныне — Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник) на территории Киево-Печерской лавры.
Около 1933 их изъяли из музея в киевское банковское отделение Гохрана (якобы «на хранение»), но впоследствии директивно переместили в московское отделение, откуда в 1940-1941 годах они оказались в фондах московского исторического музея. Похоже, при перемещении вещи потеряли сопроводительную документацию, которая свидетельствовала об их происхождении из киевских соборных ризниц и лаврского заповедника.
ЗОЛОТЫЕ МИТРА, ДИСКОС И ЛЖИЦА
Среди 13 идентифицированных софийских предметов в этой коллекции самыми древними являются три драгоценности, которые происходят из одного комплекса вещей конца XVII века: золотая митра, золотой дискос и золотая лжица.
Митра — головной убор, который архиереи надевают во время богослужения, а дискос (блюдо) и лжица (ложка) являются предметами литургической посуды. Все три указанных предмета были изготовлены в 1685-1686 годах по заказу русских царей Ивана и Петра Алексеевича, их сестры — царевны Софьи и подарены ими Гедеону Святополк-Четвертинскому в честь его посвящения в сан киевского митрополита.
Митра была выполнена из чистого золота весом 1,7 кг и украшена яхонтами, изумрудами, бриллиантами и финифтяными медальонами. Дискос и лжицу, которые также были выполнены из золота, украшали разноцветные финифти. Известно, что царский подарок митрополиту Гедеону был гораздо большим, в его состав также входили до сих пор не найдены золотые потир (чаша для причастия), звездица (крестообразная конструкция для накрытия дискоса), серебряно-позолоченный ковш «для теплоты» (разведения литургического вина водой), расшитый жемчугом саккос из алтабаса (верхняя архиерейская богослужебная одежда), украшенная яхонтами и бриллиантами палка (ромбовидное тканое украшение, которое носят церковные иерархи) и серебряный с позолотой столовый сервиз.
Этот царский подарок имел свой идеологический подтекст: луцкий епископ Гедеон был едва ли не единственным из украинских церковных иерархов, кто вызвался «вывести» киевскую митрополию из-под управления константинопольского патриарха и подчинить ее патриарху московскому. Собственно, именно с 1686 началась 300-летняя история зависимости украинской церкви от российской, а значит и долгий путь к восстановлению исторической справедливости, что, как видим, стало возможным только в наши дни. Соответственно, предметы указанного царского «дара» являются бесценными свидетельствами события, которое оказалось определяющим для нескольких веков истории украинской церкви.
ПОДАРКИ СОФИЙСКОМУ СОБОРУ
К XVIII веку из указанных предметов софийской ризницы принадлежат три вещи, пожертвованные Софийскому собору разными лицами. Здесь мы имеем золотую чашу для причащения (потир), который, как полагают, был пожертвованием в софийскую ризницу от украинского гетмана Ивана Мазепы. Чашу высотой более 30 см и весом около 1,5 кг украшают серебряные накладки и шесть финифтяных медальонов, один из которых имеет изображение софийской храмовой иконы «Святая София — Премудрость Божия». Известно, что, кроме потира, в состав гетманских пожертвований входил еще и золотой дискос, но его до сих пор найти не удалось.
Достойны внимания также две митры середины XVIII в., изготовленные из парчи и бархата, расшитые жемчугом и украшенные финифтевыми медальонами, золотыми розетками, драгоценными камнями. Из этих двух митр удалось разыскать одну, но достаточно обратить внимание на ее навершный крестик, чтобы понять, что между 1930-ми годами и настоящим временем произошла реставрация, во время которой крестик заменили. Причем для замены использовали тот, который был в комплекте другой митры, и можно не сомневаться, что она также «скрывается» в фондах московского музея, хотя в современном каталоге ее до сих пор не показали. Между прочим, эта митра была изготовлена для софийской ризницы в 1756 году по заказу вдовы украинского гетмана Ивана Скоропадского Анастасии. Ее украшали восемь финифтевыми медальонов с изображениями различных святых, шестнадцать золотых декоративных розеток, а также 29 изумрудов, 121 рубин и большое количество жемчужин.
Наконец, семь предметов, происходящих из ризницы Софии Киевской, датируются началом XIX века. Они составляют целостный комплекс серебряно-позолоченной литургической посуды, выполненной в 1814-1815 годах по заказу российского императора Александра I. Набор сохранился почти полностью, за исключением двух копий — специальных ножей, которыми во время литургии священник рассекает просфоры. В его состав входит потир, дискос с установленной на нем звездицей, лжица, тарелки для просфор, антидора и ковш «для теплоты».
Все эти вещи были изготовлены известным парижским мастером Мартином-Гийомом Бьенне (Бриенном) по эскизам французского художника Шарля Персье. Очевидно, этот набор был заказан во Франции и в 1815 г. подарен русским царем киевскому митрополиту Серапиону Александровскому в честь победы над Наполеоном в войне 1812-1815 гг. Подарок митрополит Серапион получил вместе с орденом св. Апостола Андрея, вероятно, в честь личного вклада в победу — организацию материальной и гуманитарной помощи русской армии во время войны. В 1816 году для хранения подаренных Александром I литургических предметов и личных ценностей митрополита Серапиона в Софии Киевской были изготовлены специальные ризничные шкафы, которые сейчас находятся в фондах Национального заповедника «София Киевская».
Надеюсь, когда-то будем иметь возможность увидеть эти сокровища в Украине. Все юридические основания для этого есть, была бы воля украинской власти. По моему мнению, очень важно собрать все вместе, разложить по полочкам и обнародовать происхождение этих предметов. Чтобы было понятно, откуда оно взялось и куда в конце концов делось, каким образом приобреталось и каким образом похищалось. А еще вот для чего: если московские коллеги этого действительно не знают, как они в свое время информировали Григория Полюшко, то теперь будут знать, что у каждой из обозначенных вещей имеется провенанс и своя интересная история. А если вдруг им это все было известно, но зачем-то скрывалось, то по крайней мере пусть будут знать, что и мы теперь «в курсе», где скрываются наши «потерянные сокровища».Ученый распознал более полусотни предметов из Киево-Софийского собора, которые сейчас экспонируются в московском музее
Выпуск газеты №:
№118-119, (2020)