Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Телеканалы свои и чужие

Предвыборная война началась в эфире
27 января, 20:00

Президентская избирательная кампания началась. Весомо, грубо, зримо. Она, собственно говоря, и не кончалась. Но, до определенного момента в СМИ, в первую очередь электронных, она носила латентный характер, временами выплескиваясь острыми взаимными обвинениями политиков. Однако на телеэкранах соблюдались основные положения более или менее взвешенного информирования, заложенные еще со времен стояния на Майдане. И куда все делось?..

По пятницам и понедельникам страна смотрит политические ток-шоу с участием ведущих политиков и чиновников. Из-за принятой сетки вещания на последний рабочий день недели приходится две из этих передач: «Свобода на Интере» и «Шустер Live» на ТРК «Украина». Налицо определенная конкуренция и борьба за зрителя, которая по логике своей должна была бы способствовать улучшению содержательности и привлекательности этих передач. Время эфира совпадало и зритель часто был перед некоторой дилеммой: на какую кнопку с номером канала нажимать. Хотя Савик Шустер и попытался несколько разнообразить содержание, приглашая на конец эфира неожиданных гостей, политическая часть все-таки была основной. Три телевизионные площадки имели все шансы стать необходимым и в обстановке перманентного политического кризиса важным элементом информирования общества. Но после эфиров в пятницу вспоминается украинская пословица, что не все так сталось, як гадалось.

Первым информационным итогом газового конфликта стало разделение украинских телеканалов на свои и чужие. Выход Дмитрия Фирташа на публику на «Интере» 16 января и приглашение на дебаты Юлии Тимошенко сразу обозначил водораздел кто из политиков куда будет приходить. Понятно, что леди Ю отвергла приглашение и предпочла общаться с телезрителями у Савика Шустера по телемосту. Удобно во всех отношениях. И дома, и замужем. Однако живое общение от этого сильно проигрывает, но это щепки, которые летят при рубке леса. А рубка предстоит большая и тяжелая. Фактически началась информационная война как элемент предвыборной кампании. И судя по тому, какая крупнокалиберная артиллерия используется, бризантность снарядов будет большой.

Со своей стороны Дмитрий Фирташ в письменном виде сообщил, что ему на канале делать нечего и перепоручил защиту своих интересов боевым товарищам Юрию Бойко и Николаю Азарову. В отличие от Юлии Тимошенко, которая к месту и не очень вспоминала «РосУкрЭнерго», на «Интере» в доме больного его по имени не называли, только Юрий Бойко несколько раз упомянул, что пусть будет посредник, только бы за газ он давал возможность платить меньше. Как такое может быть чисто экономически, он не разъяснил. Правда Дмитрий Фирташ в предыдущей передаче говорил, что он зарабатывает в других странах, а в Украину газ поставлял себе в убыток. Что-то в подобный альтруизм верится с трудом.

Обе передачи были посвящены газовому конфликту и его последствиям. Понятно, что премьер-министр докладывала об успехах, относительно низких ценах и о том как вопреки противодействию того же Фирташа, секретариата Президента ей удалось добиться от российского коллеги Владимира Путина цены даже ниже, чем предполагал Виктор Ющенко и Виктор Янукович. Соответственно в другой студии говорили прямо противоположное, о том как сложно будет выживать в таких условиях, директора жаловались на правительство и рисовали окружающий мир в черных красках. Химики криком кричали, что при таких ценах на газ они не выдержат конкуренции. Вспоминается, как после очередного повышения, мы слышали такие же песни. Была цена 50 дол. за 1000 м3, стала 98, траурный марш наших директоров. Но ничего, все обошлось. Новое повышение, 179 дол. за 1000 м3. И снова эта же песня. Почему же в условиях высокой конъюнктуры никто из них не занимался внедрением новых технологий? Ведь вся Европа живет при значительно более высоких ценах и ничего, выпускает продукцию, которая находит сбыт. Ответ известен: низкие цены на газ не стимулируют энергосбережение. Вот никто этим и не занимался, а как клюнул в темечко жареный петух, так металлурги и стали срочно внедрять пылеугольное вдувание и замещать газ. Юрий Бойко и Николай Азаров хотят низких цен и тем самым обрекают нашу промышленность на вечное отставание от технического прогресса?

На зрителей в студиях и телезрителей сыпались цифры, как из рога изобилия. По большому счету разобраться в них невозможно, так как фактический материал носил фрагментарный характер и понять его сложно даже специалисту. При этом с видом знатока изрекались факты, не соответствующие действительности. На «Интере» народ пугали тем, что только Украина на 100% зависит от России в поставках газа и больше никто. И люди верят, что показали диаграммы в нижней части экрана. Но на самом деле это совсем не так. И Молдова, и Беларусь, страны Балтии также как и мы полностью зависят от поставок из России. А что, если Болгария зависит на 85%, ей легче? Меньше замерзала?

Та же проблема посредников. Юлия Тимошенко клялась всеми святыми, что посредников больше нет. Леся Оробец не очень доходчиво объясняла, что такой посредник на 100% принадлежащий «Газпрому», есть и будет поставлять газ нашим потребителям. А то, что он будет покупать газ у того же «Нафтогаза», как-то осталось в стороне. Зеркальное отображение того, что говорилось у Савика Шустера, налицо. Правда, пани Леси не достает хватки Юлии Владимировны. Что и говорить, полемист наш премьер-министр отменный и сражаться с ней голыми руками и громкими криками себе дороже. Тщательней, как говорил Жванецкий, готовиться к передачам нужно. Этот раунд информационного противостояния Юлия Тимошенко выиграла не только благодаря самой себе, а из-за неподготовленности и неумения говорить с людьми ее политических оппонентов. И в этом смысле несколько разочаровал Арсений Яценюк. Сильная сторона Юлии Тимошенко тщательно подобранная и доходчивая даже для неподготовленного зрителя конкретика. Бывший спикер на «Интере» был довольно многословным и отделывался общими фразами, даже упакованными и разбитыми по пунктам. «Надо не политизировать газовый вопрос». Да все это знают и без конца повторяют. И не только в Украине, а в высоких коридорах российской власти. Только вот проблема. Арсений Петрович не рассказывает, как это сделать, если газ уже давно в руках Москвы политическое орудие. Сколько не повторяй халва... Несколько подробнее Яценюк говорил о путях выхода из кризиса, рассуждая о том, что банковская система — кровеносная сеть экономики, с чем никто и не спорит, он все-таки выступает лоббистом ее некоторой части. Проблемы банков есть, но не они определяют характер кризиса и способы выхода из него. Кстати, у Савика Шустера никто не прислушался к серьезному экономисту Александру Пасхаверу, который сказал, что с кризисом не нужно бороться, «так как это дыхание экономики», а необходимо минимизировать его последствия и не мешать его очистительному действию. И тому есть подтверждение, в частности, Америка времен Рузвельта. Тогда поддержка неэффективных фирм затянула выход из кризиса почти на 10 лет.

Еще одним свидетельством начавшейся информационной войны явился эпизод, с якобы недопущением Инны Богословской в эфир у Савика Шустера. Об этом Инна Германовна с ноткой трагизма в голосе рассказала на «Интере». В конце своей передачи Савик Шустер опроверг цензуру и что неудобного собеседника Юлии Тимошенко не допустили в эфир. Леонид Кравчук, Петр Порошенко и Николай Катеринчук утверждали, что цензуры на «Шустер Live» нет. Хотя вполне можно допустить, что Юлия Владимировна не захотела общаться и спорить с Инной Богословской. С Николаем Азаровым, — пожалуйста. Противоположная сторона об этом знала и вполне могла устроить рокировку, граничащую с провокацией. Если леди Ю на нее повелась, то это печально и говорит о привнесении в политику вещей весьма от нее далеких.

В студию «Интера» Инна Богословская привела и представительницу работников банка «Надра», обратившихся с письмом к Юлии Тимошенко, которую тоже не пустили в эфир «Шустер Live». Но это письмо там Юлии Тимошенко прочитали, и оно на премьера не произвело никакого впечатления, как, впрочем, и на многих зрителей. Как составляются и подписываются подобные письма мы прекрасно знаем. На «Интере» представитель сотрудников пожаловалась на цензуру у соседей, но письмо почему-то читать не стала. Может тоже не разрешили? Все это заставило вспомнить времена не столь отдаленные. Утешает только то, что не пустили на одном канале, можно пойти к конкурентам. Но выигрывает ли от этого свобода слова?

Характерно, что как Юлия Владимировна, так и ее оппоненты активно пытаются разыгрывать российскую карту. Все хотят установить с соседней страной хорошие отношения, как будто кто-то этого не хочет. Премьер активно работает в заповедной зоне регионалов, а они ничего ей противопоставить не могут. Николай Азаров из нафталина вытащил идею Единого экономического пространства и пытался доказать, что была бы возможность получать газ по внутренним российским ценам. Анекдотичность ситуации в том, что Беларусь и Армения — ближайшие союзники Москвы, такими льготами не пользуются. На что рассчитывал Николай Янович, рассказывая эту сказку, сказать трудно. Наверное есть дефицит идей. Не случайно в Москве на регионалах давно поставили крест и, судя по всему, стали лояльными к Юлии Тимошенко. Во всяком случае в российской прессе о ней пишут только хорошее. В этом отношении у нее явное преимущество и очень скоро большего сторонника сближения с Россией в Украине, чем наш премьер, найти будет трудно. Из этого не следует, что за словами последуют дела.

Информационная стрельба в эфире двух телеканалов есть отражение не только начавшейся предвыборной кампании, а и существенного изменения расстановки политических сил. Во-первых, диверсификации, условно говоря, группой Фирташа своей будущей избирательной основы и ставке на другие политические фигуры. Налицо смещение Арсения Яценюка, если не в этот лагерь, то значительное к нему приближение. Выпады Юрия Бойко в сторону Виктора Медведчука и защита последнего Нестором Шуфричем весьма показательна, как, впрочем, и демонстративное молчание Виктора Януковича. Партия регионов давно раздирается острыми противоречиями, и теперь они фактически вышли на телеэкраны. Часть окружения Президента стремительно дрейфует в сторону этой группы регионалов и, похоже, ставит на Арсения Яценюка, как на своего кандидата в президенты. Не обязательно, что это сближение выльется в какие-то организационные формы. Полностью исключать такую возможность нельзя, но время для такой явной перегруппировки уходит. Скорее всего, будет налажена горизонтальная связь на основе страха перед наступлением Юлии Тимошенко, которая со своей командой практически готова к боевым действиям. Есть сведения, что другая часть регионалов уже вела переговоры с премьером, но пока не удалось договориться о гарантиях. С Юлией Владимировной это особенно трудно и никакой страховой полис ничего не обеспечивает. Тем не менее дорожка в противоположный лагерь протаптывается и успех на этом пути вполне возможен.

Остается в этом политическом уравнении одно большое неизвестное — Президент. Какую заготовку готовит он и его приближенные? Низкий рейтинг и пока проигрываемые Юлии Тимошенко информационные сражения, должны подтолкнуть к мысли о подготовке в каком-то виде преемника. Однако это весьма рискованно. Во-первых, у нас нет такой традиции и не станет ли благословение нынешнего Президента гирями, что утопят избранника. Во-вторых, речь идет о тех же гарантиях выполнения взятых обязательств. В наших политических традициях дать слово, а потом сделать вид, что ничего подобного и не было. (Вспомним Мороза и «Каневскую четверку»). В-третьих, никто не сказал, что окружение Президента не говорит ему, что для победы все готово, а он верит...

Как говорил Отто Бисмарк, нигде не лгут больше, чем после охоты и на войне. А у нас «война» не заканчивается.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать