Между «растворить» и «решить»

Известная художница Елена Турянская представила во Львове новый проект

Во львовском Музее модернизма открылась выставка Елены Турянской «Розчинення». Оригинальное название проекта Solutio апеллирует к предыдущим размышлениям автора (выставка с аналогичным названием в галереи Closer, Киев, 2015), но также акцентирует многогранность понятия, закодированного в названии проекта.

Solutio – на латыни означает и «растворить» и «решить». В напряжении между этими двумя понятиями Елена Турянская и ищет свой путь, а в презентованном проекте – как будто  предлагает посетителям нащупать и свой. Свет и тьма, их взаимодействие, движение человеческой жизни во времени и пространстве, а также временное пространство, гравитационное поле, которое мы творим своими жизнями, – эти категории не впервые появляются как точки заинтересованности художницы в ее творческой практике.

«Произведения Турянской – это что-то между регистрацией и семантическим наполнением, – когда не до конца является тем или другим, но в то же время не является ни тем, ни другим. Это что-то между, что-то, к чему невозможно дотронуться, хотя иллюзия такой возможности есть, существует на грани, в моменте приближения, но не в достижении, то есть не очень в достижении», – отметила искусствовед и исследовательница Анна КОСТИРКО.

Работы художницы воссоздают и в то же время  создают мир. Ее не интересует мелкое, но она очень внимательна к мелочам. И потому в ее проекте происходит перенесение и превращение (даже когда идет речь, казалось бы, о «простом» изображении). Это всегда путешествие в себя, здесь не удастся лишь пройти мимо.

Она наблюдает за великим – за временем и пространством. Возможно, поэтому ее черный затягивает, как черные дыры. Но автор не боится всматриваться в мировую тьму и, вытесняя ее с углем, в собственной таинственной технике, в конечном итоге превращает ее в свет. У этого путешествия нет конкретного пункта назначения; его назначение – опыт перехода. Движение как попытка разорвать связь с пространством. Обездвиженность как интенсивное переживание времени.

Сама художница утверждает, что это – один из наиболее «логоцентричных» ее проектов: в нем она опирается на стих «Эпитафия» американской поэтессы Меррит Меллой, написанный в 1985 году. Компилируя две версии перевода, художница создает свою собственную, третью, и инкорпорирует текст в визуальное измерение, высекая его в традиционной для нее форме.

Осмотреть проект Елены Турянской «Розчинення» в Музее модернизма можно до 31 октября.