Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Английско-украинская лав-стори

30 января, 19:41
СЕМЬЯ КУРКОВЫХ / ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня»

Во времена бывшего СССР, когда Элизабет Куркова решила сменить свою английскую фамилию на фамилию начинающего украинского писателя Андрея Куркова, браки с иностранцами у нас не были распространенным явлением. Во встрече с будущим мужем она усматривает только лишь предначертание провидения и считает, что в ее жизни произошло так, как должно было произойти. Двадцать лет назад Элизабет сделала себе подарок в виде второй родины, так Киев стал для нее родным городом. Здесь ее дом, счастливая семья, и тут родились трое их детей (ныне им 10, 8 и 5 лет).

— Элизабет, что особенного было в Андрее, когда вы познакомились, что заставило вас обратить на него внимание?

— Я просто знала, что должна выйти за него замуж. Думаю, я была создана именно для того, чтобы быть его женой. Он замечательный человек.

— Но, тем не менее, вы дважды не принимали его предложение руки и сердца. Почему?

— Ну, я тогда была очень молода. И, наверно, правильно делала, когда отказывалась. В то время здесь был так называемый глубокий Советский Союз, и тогда все было очень сложно. И о каких-либо серьезных отношениях не думалось.

— После знакомства, когда вы вернулись в Англию, поддерживали отношения, переписывались?

— Нет, после моего первого визита в Украину, когда я приехала на стажировку на месяц, я не писала, хотя у меня и был его адрес. Ну, а во второй раз это уже была трехмесячная практика, и после мы начали переписываться, правда, не так часто. Андрей служил в армии, я работала в Китае.

— А что это за практика была у вас, интересно, чтобы из Англии посылали стажироваться в Советский Союз?

— Я учила русский язык и экономику в университете, и было положено год жить где-нибудь в русскоговорящей среде.

— Вы сами выбрали Киев?

— Нет, сама выбирать я не могла, так получилось. Кто-то из моих однокурсников поехал, например, в Воронеж. То, что мне пришлось ехать именно в Киев, очень меня обрадовало. Я здесь бывала в детстве.

— Может, это повлияло на то, что вы решили изучать русский язык?

— Очевидно. У нас в Англии заведено так, что ребенок должен достаточно рано определиться с направлением своего образования. И я в 14 лет уже увлеклась иностранными языками. Это мне давалось не очень легко, потому я решила изучать, так сказать, редкий язык. Это был большой шанс найти работу в будущем, поэтому я стала учить русский язык и китайский.

— А как вам удалось в детстве побывать в Советском Союзе?

— О, это удивительная история! У меня были просто одержимые учителя в школе. Они организовали в 1974 году для нас, учеников, поездку по Восточной Европе. Два месяца на автобусе мы колесили по всем странам этого региона, были в Германии, Польше, Беларуси, России, Румынии, Венгрии, конечно, в Украине. Как раз здесь мне исполнилось тогда 15 лет. Это было удивительное путешествие, мы жили в палатках, кемпингах, было очень весело, столько всего удалось увидеть! Такие теплые воспоминания об Украине я хранила с тех пор.

— И вот тут через столько лет вы встречаете мужчину, и он буквально сразу делает вам предложение быть его женой! Как вы отреагировали, это было очень неожиданно?

— О, Андрей был таким человеком! На него это очень похоже, чтобы вот так сразу, что-то решительное... Раз и навсегда, и быстро, сразу... Поэтому я не скажу, что мне было очень удивительно. Но разумно ли? Мне тогда показалось, что это не очень разумно, мы друг друга толком не знали, да и ситуация была такая вокруг, что это не представлялось возможным.

— Когда вы вернулись в Англию, как ваши домашние отнеслись к решению выйти замуж за украинца?

— Надо сказать, достаточно спокойно. Конечно, они волновались и не были очень довольны. Но, сейчас, через много лет, мне кажется, что они именно чего-то такого от меня и ожидали. Их реакция была вполне понятной, странно, если бы они отреагировали — ой, как хорошо... Хоть я здесь была несколько раз и жила какое-то время, но все равно не могла досконально понять, что здесь происходит на самом деле, не могла представить всех сложностей и трудностей этой советской жизни. Мои родные — и я думаю, что они правильно делали, — старались мне внушить, чтобы я еще раз хорошо подумала, может, не стоит этого делать. Нет, они не кричали, мы не ругались, просто спокойно, в разумных рамках, мы пытались найти какое-то верное решение.

— Может, вы по натуре авантюристка?

— Нет, совсем нет. Скорее, я человек практичный, реалистичный и очень ответственный. Я всегда очень серьезно ко всему отношусь. А в семье сестры, братья меня считают очень романтичной. Всегда, кстати, этому удивлялась. Может, им виднее со стороны...

— А на каком языке вы общались при знакомстве?

— На английском. Андрей всегда говорил на английском лучше, чем я на русском.

— А сейчас?

— С Андреем на русском. А с детками я говорю только на английском. Я с первых слов учила их английскому, он для них родной. Как, впрочем, и украинский, и русский.

— Элизабет, Андрей рассказывал интересную историю о своей встрече в Москве с вашей знакомой. В такой случайности и вправду можно усмотреть руку Провидения, которое решило все-таки свести вас. Вы удивились, когда она привезла фотографию, на которой рядом с ней стоял Андрей?

— Да, это было удивительно, честно сказать, я была потрясена таким совпадением. Но я верю в судьбу, и, наверно, так должно было быть. В этом случае счастливо завершилась не только наша с Андреем история. Джеки, которая привезла эту фотографию из Москвы, снова встретилась с моим братом и в результате они поженились.

— А как встретили Андрея ваши родные, когда он приехал в Англию?

— Моя мама очень старалась принять его гостеприимно, радушно. Тогда они были уверены, что это наше решение пожениться еще не окончательное.

— Андрей волновался при встрече с будущими родственниками?

— Думаю, он очень волновался, хотя не показывал этого. До этого он не бывал еще на Западе, может, в Польше или еще где-то близко, но в Англии — нет. Для него это было настоящее событие, кроме того, приходилось пересиливать некоторое психологическое противостояние с моими родственниками. Правда, никаких серьезных разговоров не было. Моя мама даже сказала Андрею: вы совсем не обязаны жениться на Элизабет, просто приезжайте к нам, когда хотите, мы всегда будем вам рады.

— А вообще вы были самостоятельны в своем решении?

— Да, тогда я уже сама принимала это решение.

— Ну, в общем-то, родные ваши смирились с тем, что вы выходите замуж за иностранца, но как они отреагировали на то, что вы к тому же собираетесь и уехать с ним?

— Это, кстати подтвердило их уверенность в искренности чувств Андрея. Потому что, если бы стоял вопрос о том, что он хочет жить и переехать в Англию, стало бы понятным, что женится он из корыстных соображений. Я бы тоже так подумала.

Для меня важным было то, что Андрей согласился принимать мою религию, так как я человек глубоко религиозный, воспитывалась, выросла в этом. Конечно, было наивным ожидать от него сразу полного понимания моей религии, к осознанию этого нужно идти годами, но решающим было его согласие меня в этом поддерживать. В общем-то, это стало тем главным, на котором мне хотелось строить свою семью.

— Вам было трудно покидать свою Родину, уезжать? Или, движимая чувством любви, вы и не переживали?

— Я просто знала, что должна это делать. Если честно, и в этом я благодарна моим родителям, которые научили меня смотреть на вещи трезво, я не верю в очень страстную любовь, на которой можно строить серьезные отношения, к вопросу о совместной жизни нужно подходить хладнокровно. Хорошо, если есть романтические ощущения, но об объективности не нужно забывать. Любовь — это много лет работы. Это процесс, который вряд ли возможен до брака. Ну, у меня вот так, не знаю, у кого- то, может, иначе. Это усилия, которые обязательно нужно прикладывать к построению отношений. Настоящим человек может стать только тогда, когда сможет создать единство с другим человеком, некую целостность. Но это очень непросто. Для меня очень важно быть полезным обществу как семья и полезным в качестве родителей своим детям.

— Сейчас вы уже считаете Украину своей второй родиной?

— Да. Во всяком случае, я часто говорю «мы», когда речь идет об украинцах. У нас уже сложился определенный круг друзей, знакомых.

— По Англии скучаете?

— В основном нет. Хотя, конечно, что- то вспоминается, о чем-то думается. Ну, мы ведь бываем в Англии.

— Андрей говорил, что вначале вашей совместной жизни у вас были мысли вернуться. Наверно, из-за бытовых проблем? После благополучной западной страны оказаться здесь в момент развала Советского Союза было непросто...

— Тогда еще не было детей, и нам с Андреем так легко было! Вначале жили с родителями, потом сами, много работали, даже некогда было замечать все бытовые трудности. Да, тогда это был настоящий авантюризм!

— Какая у вас была работа?

— Я преподаватель английского языка. Кроме уроков, я тогда работала и в издательстве «Дніпро» редактором английских текстов. Сейчас продолжаю преподавать язык.

— В успехах и творческих достижениях Андрея, безусловно, есть ваша заслуга. В чем она?

— В том, что я не очень мешала. Если человек не мешает, я считаю, это уже существенная помощь.

— А он не советуется с вами, когда пишет очередной роман?

— Нет, иногда он рассказывает, о чем пишет, я могу что-то посоветовать, может, сделать какое-то замечание. Единственное, помню, когда Андрей писал роман «Пикник на льду», он хотел, чтобы пингвин в финале умер, а я сказала, что, наверно, не стоит его убивать, пусть живет, — и Андрей согласился.

— Вам удается много времени проводить вместе?

— Не так много, как хотелось бы. Но если добиваться успешной жизни, нужно много работать и некогда просто так сидеть и смотреть в глаза друг другу.

— Каким вам видится будущее детей, где, вы думаете, они будут жить, когда вырастут?

— Ну, это они сами будут решать. Я просто стараюсь им рассказывать об Англии, чтобы они знали и любили ее. Тео и Габриэлла достаточно долгое время проводили там, и у них уже есть свое отношение к этой стране. К тому же, дети имеют гражданство Великобритании.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать