Отпуск — «дома»

Карантин может вывести внутренний украинский туризм на новый уровень

Еще в марте и апреле эксперты туристического рынка прогнозировали, что международный туризм восстановится не раньше конца лета. Поэтому в этом сезоне на пике популярности будет именно внутренний туризм. Но эти прогнозы сбылись лишь частично. Как сообщил недавно министр инфраструктуры Владислав Криклий, уже с 15 июня Украина планирует возобновить рейсы в Турцию, Грецию, Кипр и Грузию.

Правда, насколько международный туризм будет популярным — пока вопрос. Ведь значительная часть украинцев понесли финансовые потери в период карантина, в частности это касается представителей бизнеса, которые традиционно были активными в путешествиях. Поэтому внутренний туристический рынок готовится к тому, что эти туристы скорее обратят внимание именно на «домашней» отдых. Но стоит ли на это надеяться, и поможет ли карантин вывести внутренний украинский туризм на новый уровень?

СЕЗОН НАЧАЛСЯ БЕЗ АЖИОТАЖА

В этом году туристический сезон начинается довольно вяло, и не только из-за карантина. Главная преграда сейчас — нетипичная для июня холодная и дождливая погода. Для морского туризма сезон обычно начинается с 20 июня, но в этом году начало может и отодвинуться. Для других направлений — туристический сезон уже начался, но наплыва желающих отдохнуть пока нет нигде.

ОДЕССА ОТКРЫЛА СЕЗОН ЕЩЕ В МАЕ

 

И ожидать ажиотажа — не стоит, рассказывает глава правления Ассоциации развития туризма Одесской области Фазиль Аскеров: «Увеличение количества туристов ожидать было бы самонадеянно. Украинцы всегда вывозили больше денег за границу, чем оставляли на наших курортах. А многие из тех, кто должен был поехать за границу, уже оплатили свои туры и деньги забрать не могут. Они будут ждать, когда смогут использовать свою поездку. Поэтому нельзя рассчитывать, что они поедут к нам. К тому же в Турцию и Египет ездил средний класс. Сейчас именно этот сегмент больше всего пострадал от пандемии. Эти люди не поедут за границу, но они в такой сложной экономической ситуации, что и отдыхать в нашей стране у них не будет денег и возможностей».

Вместе с тем, президент Украинской ассоциации туристических агентств Антон Рудич уверен, на внутреннем рынке туристов будет больше: «Прежде всего это касается Карпатского региона. Ведь там легко уединиться и сохранять социальную дистанцию, можно подышать свежим воздухом, посмотреть на водопады и погулять по лесу».

ЦЕНЫ И ДОРОГИ

Внутренний туризм в течение многих лет был менее привлекательным для украинцев, чем зарубежный. И дело вовсе не в том, что наши туристы слишком активны, стремятся увидеть достопримечательности и узнать что-то новое. На самом деле многие украинцы, посещающие Турцию или Египет, даже не покидают своих отелей. Просто отлеживаться на пляже и посещать развлекательные заведения они могли бы и в Украине. Почему же тогда они готовы лететь для этого на другие континенты?

ДЛЯ ЗНАКОМСТВА С НЕЖИНОМ ТУРИСТИЧЕСКИМ ЗАРАБОТАЛО СПЕЦИАЛЬНОЕ МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «ДЕНЬ»

 

Причин несколько. И первое, что отличает наш внутренний рынок, — это цены. Ни для кого не секрет, что они в основном не соответствуют уровню сервиса, а в разгар туристического сезона на побережье — и в разы его превышают. Директор туристической фирмы «Киевские фрески», гид Анжела Савченко работает на рынке внутреннего туризма уже 15 лет и рассказывает, что регулярно сталкивается с проблемой — как подобрать для туристов оптимальные варианты размещения: «У нас цены не адекватные ни на проживание, ни на питание. Как ни странно, это касается в основном восточных направлений. Я очень люблю Восточную и Центральную Украину, там, где нет массового туристического потока, где красивые природные места, где есть что показывать, но цены на проживание в гостиницах просто заоблачные и необоснованные. Я понимаю, что отели стоят незаполненные, люди раз в месяц пытаются заработать. Но они не думают на перспективу. К примеру, в Сумской области, вблизи Ахтырки, номер в отеле стоит примерно 800 гривен. Возьмем еще Одессу, не в сезон номер в нормальном отеле раньше стоил 1500 гривен со скидкой. И в эту стоимость не входят завтраки. Если мы едем в Европу не в сезон, то, например, в центре Рима, где до Колизея минут 10 пешком, номер стоит 45 — 50 евро с завтраками».

Не менее важный вопрос — это инфраструктура. Анжела Савченко добавляет, что интересные места в регионах располагаются далеко от ключевых транспортных магистралей, поэтому доехать до них непросто.

«Самая большая беда — отсутствие дорог. Нужны не только трассы Киев — Харьков или Киев — Чоп. Туризм интересен в тех местах, куда так просто не доедешь, потому что по селам ямы по колено. К тому же дороги должны быть не только отремонтированы, должна быть возможность нормальной санитарной остановки», — считает пани Анжела.

В ЗАПОВЕДНИКЕ «ГЕТЬМАНСКАЯ СТОЛИЦА» ПОСЕТИТЕЛЯМ РАЗРЕШИЛИ ГУЛЯТЬ ПО ПАРКАМ И ТЕРРИТОРИИ ЦИТАДЕЛИ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «ДЕНЬ»

 

Фазиль Аскеров называет еще одну проблему, которая может свести на нет все старания игроков туристической отрасли. Это — низкий уровень культуры самих туристов и равнодушие к окружающей среде.

«Люди отдыхают на пляжах, идут в лес, везде оставляют после себя мусор. Соответственно, у других людей, которые видели чистые парки, чистые пляжи, чистые достопримечательности за рубежом, пропадает желание путешествовать по Украине. Они не хотят видеть эту грязь в любимой стране. Поэтому в этом смысле общая культура наших туристов должна соответствовать ожиданиям всего нашего народа», — заключает Фазиль.

«САНИТАРНЫЕ НОРМЫ — СЕГОДНЯ ГЛАВНОЕ»

Из-за карантина сферу туризма ожидают и дополнительные проблемы. В частности, на первое место выйдут вопросы безопасности, ситуация с которой у нас оставляет желать лучшего. Сейчас только во Львовской горраде прониклись этой проблемой и выдали специальный протокол для экскурсоводов и гидов, проводящих экскурсии по городу. На уровне же всего государства о комплексных правилах для туристического бизнеса, которые будут охватывать и проживание, и перевозки, и экскурсии, пока даже не идет речь.

«Мы должны действовать в рамках закона, это главное требование и я его придерживаюсь, — объясняет Анжела Савченко. — На данном этапе для меня это сложно. Я не представляю, какое количество людей мы можем перевозить автобусами, какими можем работать группами. Пока у нас нет своих протоколов, будем действовать по тем, которые существуют в других странах. Например, грузины четко прописали, что в 18-местном транспорте можно перевозить не более 11 пассажиров. Примерно так и мы будем работать. Будем вносить в программу более открытого пространства, меньше музеев».

ЛЕГЕНДАРНЫЙ ЗАМОК ЛЮБАРТА ОТКРЫТ С 3 ИЮНЯ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «ДЕНЬ»

 

Относительно музеев, то, по словам пани Анжелы, она неоднократно обращалась к ним с просьбой ввести онлайн-регистрацию на определенное время экскурсии, чтобы различные туристические группы не имели риска пересекаться, но пока такой возможности нет практически ни в одном заведении.

«На всех туристических объектах я хотела бы видеть еще и график их уборки, — добавляет Анжела Савченко. — И эти уборки могли бы делать с интервалом три-четыре часа. После каждой группы нужно проветривать помещение и обязательно информировать людей, какие меры приняты. Обидно, что во многих музеях сейчас посетители даже не имеют возможности помыть руки, а соблюдение санитарных норм — это сегодня главное».

ЧЕМ ПРИВЛЕЧЬ ТУРИСТА?

Итак, карантин может стать своеобразным катализатором для развития внутреннего туризма. Ведь многие украинцы, которые ранее не отдыхали внутри страны, вынуждены будут ознакомиться с отечественным туристическим рынком. Если он удовлетворит их потребности, можно будет надеяться, что они не станут отбрасывать варианты отдыха внутри страны при планировании отпусков в будущем. Но если наш рынок проявит себя не лучше, это может на много лет отвадить от него потенциальных клиентов. Так что же необходимо, чтобы даже в условиях пандемии украинцы остались довольны, отдыхая «дома»?

Прежде всего — привлечь туристов могут адекватные цены. В нынешних условиях, когда альтернатив у людей практически не будет, наверняка найдутся те, кто попытается на этом максимально заработать. И, несмотря на то, что большинство граждан оказались в сложной финансовой ситуации, такая ценовая политика может сыграть против владельцев.

«Думаю, что самые умные отельеры начнут с самых низких цен, поощряя украинцев. А с зарождением спроса будут регулировать цены, не завышая и одновременно пытаясь что-то заработать, чтобы была возможность выплатить зарплаты и пережить зиму», — говорит Фазиль Аскеров.

На развитие внутреннего туризма может повлиять государство через ряд инициатив, в частности, должным образом организовав логистику. «Железная дорога, авиаперевозки, автобусы — все это государство должно так простимулировать, чтобы, несмотря на экономический кризис, украинцам было выгодно и доступно путешествовать по стране: чтобы можно было купить билеты, был удобный график движения», — добавляет господин Фазиль.

Кроме этого, толчком для развития могло бы стать снижение налогообложения. Сейчас туроператоры лоббируют вопрос снижения НДС до 7 — 10%, но пока отклика от государства не получают.

Антон Рудич призывает взяться наконец за разработку стратегии туризма как для Украины в целом, так и каждой области. Это дало бы возможность привлечь не только отечественных, но и иностранных туристов.

«Стоит определить, чем заинтересовать туристов в том или ином регионе. Нам надо развивать свои виды туризма: сельский, экологический. Особенно я бы выделил событийный туризм, это то, что может привлечь людей именно в нашу страну. Посмотреть водопад — это разовый вариант, а чтобы поток туристов был ежегодный — лучше всего подходят регулярные меры», — объясняет Рудич.

ШАНС ДЛЯ ЗЕЛЕНОГО ТУРИЗМА

Этим летом страны Европы также ориентируются преимущественно на внутренний туристический рынок. В частности, Франция делает ставку на зеленый туризм. Для нашей страны — это молодая туристическая отрасль, о которой до сих пор широкой общественности известно немного. Правда, в условиях карантина такой вариант отдыха может набрать популярность. Люди в крупных городах на протяжении почти трех месяцев были фактически изолированы в своих домах, без возможности посетить какие-то развлекательные мероприятия, а кое-где — даже просто прогуляться по парку. А зеленый туризм после городской изоляции предлагает им приехать на какое-то время в село, побыть наедине с природой или ознакомиться с интересными традициями.

ЦЕНЫ НА ЖИЛЬЕ НА КИНБУРНСКОЙ КОСЕ УЖЕ ИЗВЕСТНЫ — БУДУТ ЛИ ТУРИСТЫ? / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «ДЕНЬ»

 

«Думаю, количество туристов в нашей области возрастет, — рассказывает председатель Союза сельского зеленого туризма Владимир ВАСИЛЬЕВ, — но при одном условии. Если сейчас собственники будут активно демонстрировать, что их дома не только экологичны, но и безопасны с медицинской точки зрения. К сожалению, в части усадеб качество пока оставляет желать лучшего. Туристы в городе привыкли к комфорту: горячая вода, туалет, газ, электричество, определенный уровень чистоты. Если они приезжают в деревню — они хотят иметь тот же комфорт. А в селе люди иногда не обращают на это должного внимания. Поэтому сейчас, с учетом требований карантина, стоит пересмотреть условия и привести их в соответствие».

 Зеленый туризм — это отрасль, которая больше всего страдает от ненадлежащего развития инфраструктуры. Ведь если трассы государственного и областного значения сейчас еще чинят, то до сельских дорог дело не доходит. Туристы вынуждены отказываться от отдыха в зеленых усадьбах, ведь просто не могут туда добраться.

«Сегодня мы видим проблему в том, что нет дороги. Но часто действительно плохие дороги ограничиваются несколькими километрами.  Хозяева в Италии, Франции или Германии, когда сталкиваются с такой проблемой, перед началом отрезка плохой дороги делают площадки для стоянки авто или автобусов, — рассказывает Владимир Васильев.  — Там собственный транспорт и оставляют, а туристы пересаживаются на велосипеды или подводу, или лошади, зимой — в сани или лыжи.  Конечно, я не говорю, что так можно делать в 50 километрах, но когда проблема в одном-двух километрах, ее можно решить».

 Всего для украинского туризма карантин вполне может стать шансом для развития — при условии разумного подхода.