Лофотенские острова — за два дня

Воспоминание о путешествии по жемчужине заполярной Норвегии

По окончании 13-дневного горного похода по Заполярному национальному парку Сарек (Швеция) — «День» публиковал материал об этом путешествии: https://day.kyiv.ua/uk/article/podorozhi/nacionalnyy-park-sarek) — ветер странствий подул для нас в направлении расположенных еще севернее Лофотенских островов, в Королевстве Норвегия.  Это путешествие было проведено еще до пандемии коронавируса, однако после нормализации ситуации с Covid-19 эта информация может заинтересовать тех, кого зовут дальние дороги и незабываемые впечатления.

Архипелаг Лофотенские острова состоит из разделенных узкими проливами четырех немалых островов, которые раскинулись на 150 км, и многочисленных маленьких. Фактически он является незначительным и одновременно эффектным осколком Скандинавских гор: просто из глубин Норвежского моря выходят и поднимаются отвесными стенами и остроконечными вершинами где-то на километровые высоты незначительные горные массивы или отдельные скалы-островки. Только узкие прибрежные участки островов являются пологими и пригодными для проживания людей. Основное занятие островитян (их примерно 25 тысяч) — рыбный промысел. Начиная с середины зимы сюда приплывают значительные косяки трески, и в незамерзающее благодаря течению Гольфстрим море выходят тысячи рыбаков. Рыбу сушат на конструкциях из жердей, которые можно увидеть везде, где живут люди. Хотя все более значительное место в экономике края занимает туризм. Поток желающих увидеть собственными глазами фантастические ландшафты, порыбачить или поохотиться, ощутимо увеличился после открытия 2007 дороги, которая соединила материковый город Нарвик и главные острова архипелага — Эуствогей, Вествогей, Флакстадей и Москенесей. В сочетании с паромами, которые курсируют от острова Москенесей к материковому городу Будьо, это значительно расширило доступность и туристическую привлекательность района. Конечно, коронавирусная пандемия изменила ситуацию в нынешнем году.

... Билеты на поезда приобрели через интернет еще до путешествия. Осталось только определиться, куда отправиться и что смотреть. Ведь в распоряжении имели каких-то двое суток, а чтобы увидеть все более-менее стоящее и в полной мере ощутить атмосферу Лофотенов, не хватит и недели.

Нагруженные почерпнутой из интернета преимущественно общей, а иногда и противоречивой информацией, мы имели поверхностное представление о достопримечательностях островов. Согласно информации, на ближайшем к материку острове Эуствогей расположен административный центр архипелага — г. Свольвер, а также одно из природных чудес Норвегии — Тролль-фьорд. С севера над городом возвышается панорамная гора Блотинн высотой 597 м, откуда, в частности, открывается вид на Тролль-фьорд. А в 10 км к югу от Свольвера в с. Кабельвог туристов ждут деревянные дома XIX в., музей рыбы, аквариум «Лофот».

Следующий в архипелаге — остров Вествогей. На его юго-восточном побережье расположен Стамсунн — транспортный и рыболовный узел этой части Лофотенских островов. Среди других туристических объектов — руины жилья вождя викингов в с. Борге. В реконструированном здании работает музей. На острове Флакстадей в с. Флакстад сохранилась деревянная церковь, построенная в 1780 г., а в с. Нусфиорд можно увидеть исторические памятники, находящиеся под охраной ЮНЕСКО.

ТИПИЧНЫЕ ЛАНДШАФТЫ ЛОФОТЕНСКИХ ОСТРОВОВ (ОКРЕСТНОСТИ С. РЕЙНЕ)

 

И наконец — последний остров Москенесей. Он известен еще одним знаковым туристическим объектом — горой Рейнебринген (666 м). Упоминается также пещера Рефсвикхула с наскальными рисунками каменного века. А в маленьком поселении с коротким названием О подходит к концу Лофотенских трасса. Итак, имеем амбициозные планы и всего лишь двое суток, несмотря на сжатый график путешествия. Поэтому важно правильно оценить возможности и правильно выбрать приоритеты. Среди них — Тролль-фьорд и гора Рейнебринген в обязательной программе.

ТРОЛЛЬ-ФЬОРД

Из Елливаре поездом добрались до самого северного в Швеции города Кируна. Это главный центр горнодобывающей промышленности страны. Кируна встретила нас тихим и теплым ясно вечером. Но вызвали беспокойство опоздание поезда до Нарвика и абсолютно безлюдный перрон. Наконец, на табло появилось конкретное время отправления, и с часовым опозданием прибыл поезд. На перроне, кроме нас, никого нет. Двери вагонов закрыты. Мы почти побежали к нашему вагону с сидячими местами, он был открыт. Машинист проверил наши билеты и пожелал спокойной ночи. Мы были единственными пассажирами.

В два часа ночи мы ступили на норвежскую землю. Необитаемый ночью железнодорожный вокзал расположен возле фьорда. Где-то на его берегу можно было бы поискать место для ночлега. (Еще со времен викингов в Норвегии палатки можно ставить где угодно, даже на частной территории, предупредив ее владельца. Однако при этом нужно неукоснительно соблюдать правила охраны окружающей среды. В такой очень дорогой стране, как Норвегия, это немалая возможность для бюджетного украинского туриста сэкономить). Но прежде всего надо определиться с переездом до Лофотенских островов. Поэтому пошли в центр Нарвика, на автовокзале ознакомились с расписанием движения автобусов на архипелаг, потом ходили по городу, делали ночные фото. Вернувшись назад, на берегу фьорда поставили палатку. Для отдыха — 3 часа.

А солнечным утром мы уже ехали навстречу неизведанному. Автострада все время ведет вдоль фьордов, вдоль которых высятся горы. Издалека они кажутся синими, а вблизи зеленый цвет им придают луга и деревья. И вот автобус пересек по мосту пролив Рафтсундент и въехал на самый большой остров архипелага Эуствогей. Горы вокруг стали выше и круче. В 14.00 прибыли в Свольвер. В городе малооблачная и жаркая погода + 28?С. Даже не верится, что это крайний север Норвегии — край, с которым ассоциируются длинная полярная ночь и короткое прохладное лето с низкими облаками, туманами и дождями. Именно на такую погоду мы настраивались, готовясь к путешествию.

ФЬОРД ЗА СЕЛОМ О

 

Рядом с автостанцией — порт с десятками различных судов, откуда также начинаются морские прогулки к Тролль-фьорда. И уже через час наш корабль отчалил от пристани в трехчасовую экскурсию к знаменитому фьорду. За возможность увидеть изнутри одно из природных чудес Скандинавии нужно заплатить примерно 1700 грн, включая легкий обед. Среди экскурсантов преобладали англичане. С рюкзаками были только мы. Пристроили их в углу на палубе. Путь лежит в северном направлении по заливу Вест-фьорд, которая постепенно сужается. Слева мимо борт судна медленно проплывали суровые скальные стены и пилообразные гребни и вершины тысячников острова Эуствогей, кое-где на них виднелись незначительные заснеженные участки. Справа — сначала безграничные морские просторы с редкими скальными останцами или скалистыми островками. Затем также начались горы. Нахмурилось, и окружающие ландшафты приобрели грозный, мрачный вид. Судно зашло в пролив Рафтсундент и взяло курс в направлении расщелины между высоких крутых склонов острова Эуствогей. Это и есть вход в Тролль-фьорда. За ним — окружена крутыми горами с зазубренными вершинами более широкая часть фьорда протяженностью 2 — 2,5 км. И палуба судна является лучшей площадкой для созерцания впечатляющей суровым величием панорамы. В конце фьорда есть причал и несколько домиков. Развернувшись в крайней точке фьорда, поплыли обратно. На обратном пути — вкусный рыбный суп с добавкой, чай, кофе, печенье.

После короткого осмотра города продолжили путешествие автобусом до с. Рейне, созерцая удивительные ландшафты ночных Лофотен. На пути — небольшие приморские поселения, переброшены через проливы между островами и фьорды мосты. Видимость была вполне достаточной, чтобы делать через автобусное окно фото.

ВЗГЛЯД С ВЫСОТЫ ПТИЧЬЕГО ПОЛЕТА

Небольшое поселение Рейне расположено на маленьких соединенных мостами островах в устье широкого Киркефиорду. Приехали ночью, но причудливые темные очертания ближних и более далеких гор вокруг фьорда видно было, как на рассвете. Заночевали за селом на морском берегу. Пришло утро с теплой малооблачная погода. Совсем близко, за трассой, возвышается массив горы Рейнебридген. От места ночевки он выглядит неприступным, ведь обрывается на север многометровой почти вертикальной стеной. Поднимаются на гору с востока. Пик восхождений длится с мая по октябрь.

Оставив рюкзаки в магазине, с рюкзачками вышли за село и на трассе вернули налево. Вскоре подошли к проторенной тропы, ведущей от трассы вверх. Это и есть начало маршрута на Рейнебринген, который можно разделить на две части. На первой тропа выводит на выступ высотой примерно 400 м, отходит от вершины в направлении моря. На второй тропа проложена по узкому гребню отрога к вершине. Сначала подниматься более или менее полого, затем крутизна ощутимо возросла. Ранее этот путь был опасен возможными камнепадами. Но на время нашего похода уже были установлены массивные каменные ступеньки, подобные которым есть на треккинговых тропах Непала. Как впоследствии мы узнали, и эти также построили непальцы.

ВИД С ГОРЫ РЕЙНЕБРИНГЕН

 

Преодолев ступеньки, которых, как утверждают, более 1500, уже по обычной дорожке вышли на гребень отрога. Здесь первая смотровая площадка. Позади, в южном направлении, видна дорога и мост через фьорд, по которым мы продолжим путь вечером, а также горы южной части панорамы. А впереди, как на ладони, — дома на ряде соединенных трассой островков и синие воды фьорда в окружении гор. А правее, сколько хватает глаз — горы и море. И все это без характерных для заполярного лета туманов и дождей! С этого места можно повернуть направо и тропке по гребню подняться на крайнюю в отроге панорамную вершину. Часть путешественников следует по тропе по тому же гребню влево к горе Рейнебридген. Гребень имеет довольно острый и зубчатого вид, но при сухой погоде путь к нему вполне безопасен. Только не стоит подходить слишком близко к краю пропасти.

Возвращались путем подъема, фотографируя уже с других ракурсов пейзажи невероятной красоты. Перед спуском с гребня поднялись на крайнюю в отроге панорамную вершину. Здесь наиболее людно и лучшие виды на море. В три часа в полдень вернулись на дорогу. Совсем рядом море. Поэтому, несмотря на жаркую погоду, без колебаний обратили на каменистый пляж, где примерно час купались в достаточно теплых водах Норвежского моря и загорали под полярным солнцем...

Затем на обратном пути сделали радиальный выход на еще один ближний к нам островок. Забрав рюкзаки в гостеприимной работницы магазинчика, в восемь вечера вышли из с. Рейне в направлении с. Москенес, откуда на следующий день паромом отплыли на материк.

...На берегу моря поставили палатку. Вечер был по-настоящему летний — тихий и теплый. Просто из палатки открывался вид на спокойную водную гладь, которая сливалась вдали с небом. Справа — бухта, на противоположном берегу которой виднелись дома северной окраины Москенеса. Слева на десятки километров протянулось, исчезая в мареве, гористое побережья Лофотенских островов. А возле палатки цвел кукушкин цвет, который в Украине обычно цветет в конце мая...

НА КРАЮ СВЕТА

На следующий день за час дошли до с. Москенес. Расположен он на берегу немалой бухты с пристанью, откуда именно отчаливал паром. На противоположной стороне бухты видно поселения О. Это крайний населенный пункт Лофотенских островов — в нем заканчивается трасса от Нарвика. Определившись со временем отправления на материк, оставили рюкзаки в информационном офисе и отправились к О. На пути туда привлекали внимание окрашенные в красный цвет Рорбах — установленные на сваях над водой традиционные рыболовные дома. Сейчас они нередко используются для проживания туристов. У дороги цвели кусты шиповника (по украинским меркам это поздняя весна) и иван-чай.

ТРОЛЬФИОРД

 

В центре О, слева от дороги, бросается в глаза трехэтажное деревянное здание музея рыбы. А с южной стороны находится еще одно довольно облюбованное туристами место — так называемый край света. Далее путь преграждают воды окруженного отвесными скалистыми берегами фьорда. С крутого морского побережья видны далекие скалистые острова. Говорят, что отсюда можно увидеть также известный с давних времен водоворот Мальстрем, который образован морским течением.

Вернувшись в Москенес, в информационном офисе купили сувениры, забрали рюкзаки, и вскоре паром отчалил от пристани. Лофотенские острова постепенно начали удаляться, пока не скрылись за горизонтом...