Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Принуждение» Кремля к диалогу

Пока встреча в рамках «нормандского» формата в подвешенном состоянии, Президент Украины едет с визитом в Великобританию
20 октября, 21:25
Фото Reuters

В декабре будет два года с последней встречи глав государств «нормандского формата», где было подписано Парижское коммюнике, которое призвано способствовать разрешению проблемы отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Изменилось ли что-то существенно с тех пор? Нет, потому что России это не нужно. Она стремится как минимум – к уступкам, как максимум – к капитуляции Украины. Для Москвы оккупированные территории украинского Донбасса - это инструмент для влияния и шантажа нашей страны, а также элемент торгов с Западом. Не зря же глава российского МИД Сергей Лавров заявил, что «мы не должны спускать с крючка (Минских соглашений - ред.) господина Зеленского и всю его команду». У Украины своя стратегия, одним из пунктов которой является требование организовать новую встречу лидеров «норманди». Разговоры об этом начались сразу после того, как стало понятно, что Кремль в очередной раз ничего не выполняет. Аргументы россиян о том, что во всем виновата Украина, у адекватных людей вызывают одновременно грусть и ироническую улыбку, ведь цинизм путинского режима давно известен. Но с ним приходится работать. Именно поэтому украинская сторона ищет разные варианты для нового саммита лидеров Н4 с возможностью пересмотреть Минские договоренности. Почему? Во-первых, Москва их всегда нарушала, обстреливая украинские позиции, а во-вторых, в таком виде они не могут быть выполнены, поскольку это не решение проблемы, а консервация оккупации.

Один из приоритетов украинской власти - необходимость подключить к переговорам американскую сторону. В частности об этом шла речь во время встречи Президента Украины Владимира Зеленского с Президентом США Джо Байденом в Вашингтоне. «Мы обсуждали с президентом Байденом несколько вариантов привлечения США к решению этого конфликта (в Донбассе - ред.), и они сказали, что в принципе поддерживают, но будут думать над форматом и затем предлагать этот формат Украине и России. Я знаю, недавно была встреча представителя президента США Виктории Нуланд с коллегами в Москве, они говорили, уверен, на многие темы, это их темы - но они говорили и о формате их участия», - заявил недавно Владимир Зеленский (www.svoboda.ictv.ua ).

Рассматривается также возможность встречи на уровне двух президентов - Украины и России. «На сегодняшний день Германия, Франция и Украина заинтересованы во встрече в "нормандском формате". Украина, со своей стороны, заинтересована во встрече с президентом России в любом формате... Думаю, что процент того, что состоится встреча, зависит от России», - сказал глава украинского государства.

Эта тема имеет не столько содержательное наполнение, сколько мощную информационную составляющую. Еще весной 2021 года Зеленский заявил о готовности встретиться с Путиным «в любой точке украинского Донбасса», на что президент РФ ответил, что готов к встрече в Москве, да еще и с ограниченной тематикой для переговоров. Каждая сторона выдвигает свои условия. Собственно, поэтому и продолжается определенный пинг-понг заявлений о возможной встрече, который пока не имеет никакой практической реализации. Хотя все прекрасно понимают: этого не хочет российская сторона, выдумывая всякую ерунду.

«Пока особых перспектив для этого разговора не просматривается, опять же, из-за действий украинской власти. Именно украинская власть не выполняет Минские договоренности, - спел на днях старую песню пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. - ...Понимаете, очень сложно говорить с господином Зеленским. Господин Зеленский, например, упорно называет Россию участником конфликта на юго-востоке страны. Это не так. ...В Украине сейчас проводят законопроект о так называемом переходном периоде, что де-факто будет означать выход Киева из Минских договоренностей. Поэтому пока перспективы плохие». Еще ранее он также заявлял: «Дело в том, что для нас же не существует темы Крыма. А, как нам говорят в офисе Президента Украины, Зеленский хочет обсуждать Крым...»

Диагноз, как говорится, «на лицо»: агрессору сложно обсуждать с представителями других стран тему собственных преступлений. Особенно с Украиной, на которую он напал, захватив часть ее территории и убив тысячи людей. Но придется. Рано или поздно. Цивилизованный мир должен заставить Россию ответить за свои преступления. Если представить, что встреча в рамках «нормандского формата» или на уровне президентов Украины и России состоится, стоит ли ожидать какого-то прогресса?

«ВЕРОЯТНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ВСТРЕЧИ В РАМКАХ «НОРМАНДСКОЙ ЧЕТВЕРКИ» НЕ МАЛАЯ. ВО ВСТРЕЧУ ЗЕЛЕНСКОГО И ПУТИНА НЕ ВЕРЮ»

Сергей СОЛОДКИЙ, первый заместитель директора Центра «Новая Европа»:

- Вероятность проведения встречи в рамках «нормандской четверки» не малая. Каких-либо существенных результатов по итогам такой встречи ждать не стоит. Это, скорее, будет проявление благодарности Ангеле Меркель, которая присутствовала с самого начала в урегулировании конфликта с Россией. Поэтому Путин может согласиться на участие в такой встрече. Но, как известно, российская сторона в принципе против любых встреч по урегулированию конфликта, пока Украина не сделает существенных уступок. Поэтому я ничего не ожидаю от этого. В лучшем случае это будет протокольная встреча, где будут говорить о важной роли, которую играла Германия, и о том, какие надежды стороны связывают с участием нового канцлера в усилиях по стабилизации ситуации в регионе.

Относительно эффективности «нормандского формата» стоит сказать: очевидно, что этот формат в полной мере не сработал. С другой стороны, если вернуться в недалекое прошлое и представить, что случилось бы, если бы не было такого формата и не происходило давления извне, то где бы остановился Путин, мы не знаем. Конечно, сработало не только западное давление, главную роль в этом плане сыграло сопротивление украинцев российской агрессии. Если бы Путину было совершенно наплевать на реакцию Запада, то он не играл бы в гибридную войну и маневрирования наподобие «нас там нет». А это как раз была игра на западную публику, и как бы Москва ни выкручивалась, но западное внимание для Кремля имеет значение. Во времена Порошенко та же Ангела Меркель время от времени ставила на место Путина, указывая ему на реальные доказательства присутствия российской армии на украинской земле. Грубо говоря, чтобы он врал, но не завирался.

К сожалению, ключевые западные актеры своей роли в полной мере не выполнили - Россия как агрессор к ответственности не привлечена. И здесь вопрос задавать надо не только Германии в рамках «нормандского формата», но и тем, кто ставил свои подписи под Будапештским меморандумом. Путин дошел до той черты, когда за неимением более решительных действий со стороны западных партнеров Украины он чувствует вседозволенность. Значительная часть европейских политиков, как и украинских, хотели бы мира. Но пути достижения этого мира европейцы и мы видим по-разному. Москва может дисциплинироваться только тогда, когда поймет, что ЕС может дать реальный отпор. Иначе говоря, Путин понимает язык силы. Полумер и примирения в Москве не понимают и воспринимают как слабость. Таким образом, Путин чувствовал себя безнаказанным, и его аппетиты только росли. Кремль все время ждал, что вот-вот США и Европа «махнут рукой» на Украину и сдадут нас.

Если бы изначально позиция и реакция ЕС была более решительной, ясной и понятной, то и Путин, который все время ждет отмены санкций, вел бы себя иначе. Сегодня мы имеем ситуацию, когда ЕС снова хочет найти общий язык с Россией, но последняя этого диалога не хочет. Кремль и сейчас ждет, что вот-вот или Украина пойдет на уступки, или ЕС и США «махнут рукой» на Украину. Все это будет приводить к тому, что на определенном этапе кто-то должен будет сделать решительный шаг вперед. Главное, чтобы это не было поздно и чтобы Россия не пошла на еще более масштабную агрессию. Мы же в отношении оккупированных территорий оказались в очень зловещем кругу, когда ни одна из сторон не меняет своих подходов, но при этом все понимают, что достаточно малейшей искры, чтобы война разгорелась с новой силой.

Во встречу Зеленского и Путина я не верил с самого начала. Понимаю стремление украинской стороны идти на любые варианты и форматы для того, чтобы добиться мира, но нынешняя ситуация поучительна тем, что даже миллиграммы веры в возможность договориться с Москвой уже должны исчезнуть. По крайней мере статья Медведева на прошлой неделе уже должна была поставить крест на попытки договориться с Путиным. Язык аргументов там не работает. И упомянутой статьей Россия дала понять, что с Зеленским никто договариваться в Кремле не собирается. Единственный для них диалог, который возможен с Зеленским, может базироваться только на уступках со стороны Украины и согласии с ультимативными требованиями, предъявляемыми Россией.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать