Политическая экспансия олигархов или выбор без выбора?

Чтобы обеспечить равные возможности участия в политике, надо прежде всего запретить коммерческую рекламу политических партий на телеканалах

Нашему государству нужна система, которая будет гарантировать одинаковый, на равной основе, доступ людей к принятию управленческих решений. А это значит, что надо упростить условия участия в политике всем гражданам. В какой-то мере подобную тенденцию мы наблюдаем и сегодня. По опыту могу сказать, что построение политических партий «снизу» в Украине вполне возможно. Но такие партии во время избирательной кампании оказываются в неравных условиях с теми, которые имеют за собой олигархический и медийный ресурс. По-настоящему народная партия, выстроенная снизу, обычно не имеет средств на дорогу телерекламу, доступ к телеканалам, а тем более свои телеканалы. В итоге - благодаря массированному пиару на своих каналах олигархи часто побеждают на выборах и приводят к власти силы, которые состоят из агентов их влияния и никакой пользы стране не могут принести.

Основным элементом успеха во время избирательной кампании является просто узнаваемость кандидатов или партий, которых движет чей огромный финансовый ресурс. Поэтому не умение управлять государством, не стратегия, а не команда, которая может реализовывать эту стратегию, а медиа, узнаваемость, а главное - финансовый ресурс позволяют системно побеждать на выборах в Украине. Чтобы обеспечить равные возможности участия в политике, надо прежде всего запретить коммерческую рекламу политических партий на телеканалах. Это позволит перевести выборы из плоскости виртуальных соревнований политтехнологов в плоскость борьбы идей, личностей, как это происходит, например, в США.

В разгар президентской кампании в Америке также тратятся сотни миллионов долларов, но эти средства вкладываются не в засилье уличной рекламы и не в прямую телевизионную агитацию. Вы там не увидите билбордов, ситилайтов, оклеенных рекламой подъездов, автобусных остановок и транспорта - этого там нет.

Основным инструментом избирательной кампании является максимальное количество мероприятий прямого общения с избирателями и открытых дебатов, сначала внутрипартийных, а затем и крупных партий, в основе которых лежит оценка состояния страны и план действий в случае избрания кандидата. Так избиратели видят не отретушированное лицо на билборде, а живого политика, оценивают его профессионализм, опыт, программу, желание развивать страну.

Будучи кандидатом в президенты Украины в 2019 году, я призвал всех кандидатов (а их был 41) на прямые дебаты, где мы смогли бы обсудить внутреннюю и внешнюю политику, экономику, систему здравоохранения, образование и все составляющие нашей жизни. Тогда я призвал кандидатов и телеканалы инициировать дебаты между кандидатами не менее 2,5-3 часов. Но ни один из них на такой тип сложных, глубоких, основательных и конструктивных дебатов не согласился.

Однако у меня все-таки были дебаты с большинством кандидатов. К сожалению, сегодня в Украине к дебатам относятся скорее как к телешоу, которое не влечет за собой содержательности. Возможно, в будущем в президентских, парламентских или выборах в сенат эти мероприятия будут проходить, как в других демократических государствах. Ведь политические дебаты - как элемент демократического общества - должны давать избирателям возможность делать осознанный и объективный выбор, а кандидатам показать свою компетентность, содержательно раскрывать свои программы и планы развития страны.

Такая система должна действовать и в Украине. Каждый участник гонки должен иметь равные условия, возможность проявить себя на открытых дебатах. Политическая реклама должна быть разрешена исключительно на государственных каналах и общественных медиа в одинаковых пропорциях для всех участников. Тогда победу на выборах будут получать не денежные мешки, а идеи и личности. Информация о финансировании политических партий должна быть открытой и прозрачной. Люди должны иметь доступ к такой информации и четко понимать - кто и как финансирует партии.

В феврале 2020 года Национальное агентство по предупреждению коррупции распределило средства государственного финансирования уставной деятельности политических партий на 2020 год. Финансирование получили пять политических партий, которые в общегосударственном многомандатном избирательном округе на внеочередных выборах народных депутатов Украины в июле 2019 года получили не менее 5% голосов избирателей: «Слуга Народу», «Опозиційна платформа – За життя», «Всеукраїнське об’єднання «Батьківщина», «Європейська Солідарність», «ГОЛОС».

По бюджетной программе «Финансирование уставной деятельности политических партий» Национальному агентству в 2020 году утверждены расходы в объеме 283 530 тыс. грн. Из этих средств пропорционально количеству полученных голосов избирателей политические партии получают: «Слуг народу» - 140 577 тыс. грн; «Опозиційна платформа – За життя» - 42 538 тыс. грн; «Всеукраїнське об’єднання «Батьківщина» - 26 666 тыс. грн; «Європейська Солідарність» - 26 410 тыс. грн; «ГОЛОС» - 18 985 тыс. грн.

Кроме этого, политические партии «Європейська Солідарність» и «ГОЛОС» дополнительно получают по 14 176 тыс. грн за соблюдение гендерных квот при формировании избирательных списков - количество представителей одного пола среди избранных народных депутатов не превышает двух третей от общего числа народных депутатов, избранных от политической партии. НАПК обеспечило ежеквартальное перечисление выделенных из государственного бюджета средств политическим партиям в размере 25% общего размера ежегодного финансирования в начале каждого квартала.

Ежегодный объем финансирования уставной деятельности политических партий в соответствии со статьей 17-2 Закона «О политических партиях в Украине», с изменениями, вступившими в силу 18 октября 2019 года, составляет 0,01 размера минимальной заработной платы, установленного на 1 января года, предшествующего году выделения средств государственного бюджета, умноженного на количество избирателей, принявших участие в голосовании в общегосударственном многомандатном избирательном округе.

Возникают вопросы: где же эти деньги? Как их используют партии, имеющие прямое финансирование из бюджета? Ответ видим на поверхности: деньги, вложенные в предвыборную кампанию, возвращаются тем, кто финансировал приход к власти. А на самом деле эти деньги должны идти на развитие региональной структуры партии, на квалифицированные кадры. Эти деньги должны идти тем партиям, у которых сильная региональная структура, квалификационные требования, а не просто плата за голоса, полученные на парламентских выборах. Нельзя финансировать партию, которая не имеет даже центрального офиса и работников. Где эти деньги? То есть одним из квалификационных требований должна быть обязательная общенациональная структура и участие в предыдущих местных выборах. Нельзя финансировать партию, которая идет в парламент, если она на местном уровне не работала и не имеет никакого результата.

Второе квалификационное требование - это уплата членских взносов: государство ставит условие, что финансирование политических партий, имеющих региональную структуру, должно быть пропорциональным, например 50:50. Партия должна обязательно собирать 50% с членов партии в качестве членских взносов, а еще 50% государство будет компенсировать, поддерживая такую партию. Это позволит настоящим идеологическим партиям, которые не зависят от денежных мешков, структурироваться и двигаться к власти. Сначала к местной, а затем и к общенациональной.

В 2020 году была изменена избирательная система. Да, нам надо было идти по пропорциональной системе, но при условии, что будем иметь настоящие политические партии. И это государственная задача. На самом деле состоялась бутафория, потому что ряд местных феодалов перекупил маленькие партии, которые не имели квалификационных требований, а олигархи вложили в новые проекты деньги. Таким образом, относительно качества политической системы в нашей стране так ничего и не изменилось. Поэтому нужно изменить квалификационные требования к политическим партиям, которые могут принимать участие в местных и парламентских выборах, и изменить систему государственного финансирования политических партий. Именно эти шаги позволят постепенно структурировать политическую систему нашей страны.

Украина проходит этапы развития демократии значительно быстрее, чем весь цивилизованный мир. И неудивительно, что украинцы не раз ошибались в выборе или становились жертвами манипуляций кандидатов. Мы уже неоднократно подчеркивали, что украинцы верят, они готовы доверять даже людям, которые не имеют никакого опыта управления государством, и надеются, что придет порядочный человек и будут происходить изменения в стране только к лучшему.

Гражданам также нужно предоставить право выражать недоверие органам власти или их руководителям. Это тоже форма неотвратимости наказания - в этом случае политического. Еще один инструмент демократии, которого не хватает Украине, - это право граждан самостоятельно инициировать референдумы, прежде всего по вопросам местного самоуправления.

Верховная Рада приняла закон об общенациональных референдумах. Закон принять можно, но еще нужно понимать механизмы, которые будут эффективно работать для реализации закона. Основы проведения таких референдумов в законе заложены. Но нам еще нужен такой закон и о местных референдумах.

Также мы неоднократно подчеркивали, что нужно устранить любой дуализм в системе власти, исключить дублирование функций. Никаких облгосадминистраций и райгосадминистраций не должно быть, их должны заменить исполнительные комитеты соответствующих областных и районных советов. Дублирование надо устранить и в центральной власти. В предыдущих разделах мы четко прописывали также роль президента, сената и палаты представителей ВРУ.

Оптимизации управленческой структуры будет способствовать продуманная децентрализация, что должно начинаться с наполнения местных бюджетов. Еще раз подчеркиваю, что основная задача общества - это сбор налогов. Каждый человек, который живет на территории общины и ведет свое дело или имеет собственный бизнес, должен платить налоги.

Как можно больше ресурсов и средств должно быть аккумулировано на местах для решения всех хозяйственных и управленческих проблем. Административно-территориальная реформа должна строиться на добровольном объединении громад. А если их слияние не дало пользы, эта реформа должна предусматривать и механизм добровольного разъединения громад. Сегодняшняя административно-территориальная реформа с разделением на громады не имеет заложенной экономической основы, поэтому надо обязательно думать о том, что мы должны делать в случае экономически неспособной громады. Каким образом местные граждане должны инициировать ее роспуск и слияние с другими громадами?

Таким образом, в основе внутренней политики должен лежать принцип демократии, традиционный для украинцев. Он состоит в независимости законодательной власти, подотчетности исполнительной, справедливости судебной власти и максимальном самоуправлении местной. Эти принципы были заложены еще в 1710 году в Конституции Пилипа Орлика и в несколько модернизированном виде сегодня звучат так:

• глава государства - только старший среди равных, он так же подотчетен громаде, как и все остальные;

• парламент и народные депутаты руководствуются мнением громады, и она должна иметь простые инструменты отзыва депутата любого уровня, если этот принцип нарушается;

• НБУ и другие финансовые учреждения подотчетны громаде и парламенту и могут вести свою деятельность исключительно в соответствии с волей громады;

• суд должен быть справедливым и независимым, что можно гарантировать путем установления возрастного ценза, выборности судей, активного внедрения института суда присяжных, как это практиковалось ранее в Украине;

• правоохранительная система должна гарантировать безопасность гражданам и быть подотчетной местной громаде, что предусматривает введение выборности руководителей местных правоохранительных органов, что тоже было характерно для Украины казацких времен;

• местное самоуправление должно строиться по принципу: все, что может решаться на местах, должно решаться на местах. Потому что никто другой, кроме местной громады, не может лучше знать ее проблемы и методы их решения.

Политическая экспансия олигархов или выбор без выбора?

Политическая экспансия олигархов или выбор без выбора?

Чтобы обеспечить равные возможности участия в политике, надо прежде всего запретить коммерческую рекламу политических партий на телеканалах

Нашему государству нужна система, которая будет гарантировать одинаковый, на равной основе, доступ людей к принятию управленческих решений. А это значит, что надо упростить условия участия в политике всем гражданам. В какой-то мере подобную тенденцию мы наблюдаем и сегодня. По опыту могу сказать, что построение политических партий «снизу» в Украине вполне возможно. Но такие партии во время избирательной кампании оказываются в неравных условиях с теми, которые имеют за собой олигархический и медийный ресурс. По-настоящему народная партия, выстроенная снизу, обычно не имеет средств на дорогу телерекламу, доступ к телеканалам, а тем более свои телеканалы. В итоге - благодаря массированному пиару на своих каналах олигархи часто побеждают на выборах и приводят к власти силы, которые состоят из агентов их влияния и никакой пользы стране не могут принести.

Основным элементом успеха во время избирательной кампании является просто узнаваемость кандидатов или партий, которых движет чей огромный финансовый ресурс. Поэтому не умение управлять государством, не стратегия, а не команда, которая может реализовывать эту стратегию, а медиа, узнаваемость, а главное - финансовый ресурс позволяют системно побеждать на выборах в Украине. Чтобы обеспечить равные возможности участия в политике, надо прежде всего запретить коммерческую рекламу политических партий на телеканалах. Это позволит перевести выборы из плоскости виртуальных соревнований политтехнологов в плоскость борьбы идей, личностей, как это происходит, например, в США.

В разгар президентской кампании в Америке также тратятся сотни миллионов долларов, но эти средства вкладываются не в засилье уличной рекламы и не в прямую телевизионную агитацию. Вы там не увидите билбордов, ситилайтов, оклеенных рекламой подъездов, автобусных остановок и транспорта - этого там нет.

Основным инструментом избирательной кампании является максимальное количество мероприятий прямого общения с избирателями и открытых дебатов, сначала внутрипартийных, а затем и крупных партий, в основе которых лежит оценка состояния страны и план действий в случае избрания кандидата. Так избиратели видят не отретушированное лицо на билборде, а живого политика, оценивают его профессионализм, опыт, программу, желание развивать страну.

Будучи кандидатом в президенты Украины в 2019 году, я призвал всех кандидатов (а их был 41) на прямые дебаты, где мы смогли бы обсудить внутреннюю и внешнюю политику, экономику, систему здравоохранения, образование и все составляющие нашей жизни. Тогда я призвал кандидатов и телеканалы инициировать дебаты между кандидатами не менее 2,5-3 часов. Но ни один из них на такой тип сложных, глубоких, основательных и конструктивных дебатов не согласился.

Однако у меня все-таки были дебаты с большинством кандидатов. К сожалению, сегодня в Украине к дебатам относятся скорее как к телешоу, которое не влечет за собой содержательности. Возможно, в будущем в президентских, парламентских или выборах в сенат эти мероприятия будут проходить, как в других демократических государствах. Ведь политические дебаты - как элемент демократического общества - должны давать избирателям возможность делать осознанный и объективный выбор, а кандидатам показать свою компетентность, содержательно раскрывать свои программы и планы развития страны.

Такая система должна действовать и в Украине. Каждый участник гонки должен иметь равные условия, возможность проявить себя на открытых дебатах. Политическая реклама должна быть разрешена исключительно на государственных каналах и общественных медиа в одинаковых пропорциях для всех участников. Тогда победу на выборах будут получать не денежные мешки, а идеи и личности. Информация о финансировании политических партий должна быть открытой и прозрачной. Люди должны иметь доступ к такой информации и четко понимать - кто и как финансирует партии.

В феврале 2020 года Национальное агентство по предупреждению коррупции распределило средства государственного финансирования уставной деятельности политических партий на 2020 год. Финансирование получили пять политических партий, которые в общегосударственном многомандатном избирательном округе на внеочередных выборах народных депутатов Украины в июле 2019 года получили не менее 5% голосов избирателей: «Слуга Народу», «Опозиційна платформа – За життя», «Всеукраїнське об’єднання «Батьківщина», «Європейська Солідарність», «ГОЛОС».

По бюджетной программе «Финансирование уставной деятельности политических партий» Национальному агентству в 2020 году утверждены расходы в объеме 283 530 тыс. грн. Из этих средств пропорционально количеству полученных голосов избирателей политические партии получают: «Слуг народу» - 140 577 тыс. грн; «Опозиційна платформа – За життя» - 42 538 тыс. грн; «Всеукраїнське об’єднання «Батьківщина» - 26 666 тыс. грн; «Європейська Солідарність» - 26 410 тыс. грн; «ГОЛОС» - 18 985 тыс. грн.

Кроме этого, политические партии «Європейська Солідарність» и «ГОЛОС» дополнительно получают по 14 176 тыс. грн за соблюдение гендерных квот при формировании избирательных списков - количество представителей одного пола среди избранных народных депутатов не превышает двух третей от общего числа народных депутатов, избранных от политической партии. НАПК обеспечило ежеквартальное перечисление выделенных из государственного бюджета средств политическим партиям в размере 25% общего размера ежегодного финансирования в начале каждого квартала.

Ежегодный объем финансирования уставной деятельности политических партий в соответствии со статьей 17-2 Закона «О политических партиях в Украине», с изменениями, вступившими в силу 18 октября 2019 года, составляет 0,01 размера минимальной заработной платы, установленного на 1 января года, предшествующего году выделения средств государственного бюджета, умноженного на количество избирателей, принявших участие в голосовании в общегосударственном многомандатном избирательном округе.

Возникают вопросы: где же эти деньги? Как их используют партии, имеющие прямое финансирование из бюджета? Ответ видим на поверхности: деньги, вложенные в предвыборную кампанию, возвращаются тем, кто финансировал приход к власти. А на самом деле эти деньги должны идти на развитие региональной структуры партии, на квалифицированные кадры. Эти деньги должны идти тем партиям, у которых сильная региональная структура, квалификационные требования, а не просто плата за голоса, полученные на парламентских выборах. Нельзя финансировать партию, которая не имеет даже центрального офиса и работников. Где эти деньги? То есть одним из квалификационных требований должна быть обязательная общенациональная структура и участие в предыдущих местных выборах. Нельзя финансировать партию, которая идет в парламент, если она на местном уровне не работала и не имеет никакого результата.

Второе квалификационное требование - это уплата членских взносов: государство ставит условие, что финансирование политических партий, имеющих региональную структуру, должно быть пропорциональным, например 50:50. Партия должна обязательно собирать 50% с членов партии в качестве членских взносов, а еще 50% государство будет компенсировать, поддерживая такую партию. Это позволит настоящим идеологическим партиям, которые не зависят от денежных мешков, структурироваться и двигаться к власти. Сначала к местной, а затем и к общенациональной.

В 2020 году была изменена избирательная система. Да, нам надо было идти по пропорциональной системе, но при условии, что будем иметь настоящие политические партии. И это государственная задача. На самом деле состоялась бутафория, потому что ряд местных феодалов перекупил маленькие партии, которые не имели квалификационных требований, а олигархи вложили в новые проекты деньги. Таким образом, относительно качества политической системы в нашей стране так ничего и не изменилось. Поэтому нужно изменить квалификационные требования к политическим партиям, которые могут принимать участие в местных и парламентских выборах, и изменить систему государственного финансирования политических партий. Именно эти шаги позволят постепенно структурировать политическую систему нашей страны.

Украина проходит этапы развития демократии значительно быстрее, чем весь цивилизованный мир. И неудивительно, что украинцы не раз ошибались в выборе или становились жертвами манипуляций кандидатов. Мы уже неоднократно подчеркивали, что украинцы верят, они готовы доверять даже людям, которые не имеют никакого опыта управления государством, и надеются, что придет порядочный человек и будут происходить изменения в стране только к лучшему.

Гражданам также нужно предоставить право выражать недоверие органам власти или их руководителям. Это тоже форма неотвратимости наказания - в этом случае политического. Еще один инструмент демократии, которого не хватает Украине, - это право граждан самостоятельно инициировать референдумы, прежде всего по вопросам местного самоуправления.

Верховная Рада приняла закон об общенациональных референдумах. Закон принять можно, но еще нужно понимать механизмы, которые будут эффективно работать для реализации закона. Основы проведения таких референдумов в законе заложены. Но нам еще нужен такой закон и о местных референдумах.

Также мы неоднократно подчеркивали, что нужно устранить любой дуализм в системе власти, исключить дублирование функций. Никаких облгосадминистраций и райгосадминистраций не должно быть, их должны заменить исполнительные комитеты соответствующих областных и районных советов. Дублирование надо устранить и в центральной власти. В предыдущих разделах мы четко прописывали также роль президента, сената и палаты представителей ВРУ.

Оптимизации управленческой структуры будет способствовать продуманная децентрализация, что должно начинаться с наполнения местных бюджетов. Еще раз подчеркиваю, что основная задача общества - это сбор налогов. Каждый человек, который живет на территории общины и ведет свое дело или имеет собственный бизнес, должен платить налоги.

Как можно больше ресурсов и средств должно быть аккумулировано на местах для решения всех хозяйственных и управленческих проблем. Административно-территориальная реформа должна строиться на добровольном объединении громад. А если их слияние не дало пользы, эта реформа должна предусматривать и механизм добровольного разъединения громад. Сегодняшняя административно-территориальная реформа с разделением на громады не имеет заложенной экономической основы, поэтому надо обязательно думать о том, что мы должны делать в случае экономически неспособной громады. Каким образом местные граждане должны инициировать ее роспуск и слияние с другими громадами?

Таким образом, в основе внутренней политики должен лежать принцип демократии, традиционный для украинцев. Он состоит в независимости законодательной власти, подотчетности исполнительной, справедливости судебной власти и максимальном самоуправлении местной. Эти принципы были заложены еще в 1710 году в Конституции Пилипа Орлика и в несколько модернизированном виде сегодня звучат так:

• глава государства - только старший среди равных, он так же подотчетен громаде, как и все остальные;

• парламент и народные депутаты руководствуются мнением громады, и она должна иметь простые инструменты отзыва депутата любого уровня, если этот принцип нарушается;

• НБУ и другие финансовые учреждения подотчетны громаде и парламенту и могут вести свою деятельность исключительно в соответствии с волей громады;

• суд должен быть справедливым и независимым, что можно гарантировать путем установления возрастного ценза, выборности судей, активного внедрения института суда присяжных, как это практиковалось ранее в Украине;

• правоохранительная система должна гарантировать безопасность гражданам и быть подотчетной местной громаде, что предусматривает введение выборности руководителей местных правоохранительных органов, что тоже было характерно для Украины казацких времен;

• местное самоуправление должно строиться по принципу: все, что может решаться на местах, должно решаться на местах. Потому что никто другой, кроме местной громады, не может лучше знать ее проблемы и методы их решения.