Семья – одна из главных общественных ценностей

Отзыв на статью «Школа для знаний или нравственности» («День» № 117-118 от 3 сентября 2021 года).

Уже длительное время ведущие философы и социологи с тревогой говорят о падении духовности в мире. Эту тенденцию к углублению духовного упадка наблюдаем и в Украине. Понятие благородства, достоинства, чистоты отношений не только исчезли из лексикона наших телевизионных «шоуменов», но и очень редко звучат на уроках и лекциях в большинстве учебных заведений всех уровней образования. Поэтому не удивительно, что далеко не в каждой среднестатистической украинской семье отношения являются образцовыми. И поэтому утешает то, что Всеукраинский совет церквей и религиозных организаций (ВСЦиРО) (в лице главы УГКЦ Блаженнейшего Святослава как очередного председательствующего) 25 августа подписал совместно с Министерством образования и науки соглашение о сотрудничестве в воспитании будущих поколений. «Соглашение, которое мы заключили, имеет именно такую ??цель: понять ценностное воспитание наших детей, заботиться об их нравственном здоровье. И, в частности, заботиться о семейных ценностях: воспитывать молодых людей способными создавать свои семьи и быть счастливыми, — объяснял Блаженнейший Святослав. — Прежде всего мы хотим заботиться о том, чтобы в государственном образовании присутствовала ценностная составляющая — уважение к человеческому достоинству, к семье, к семейным отношениям в почете и любви». Так информирует газета «День» (№117-118 от 3-4 сентября 2021 года) «позицию церкви» в своем материале «Школа для знаний или нравственности» об основном содержании выше указанного договора (материал можно прочитать здесь ).

Однако под заголовком размещен отрывок из сообщения Светланы Дубины «Пугает, что этот документ уже собираются пролонгировать...»: «В школе должна идти речь о правах человека, а не о семейных ценностях. По последним исследованиям, традиционных семей — то есть папа, мама и дети — только 25%, так что такое ценности?! С детьми надо говорить о правах человека, о достоинстве и здоровье. Все остальное не имеет никоим образом навязываться. Дома — пожалуйста. Родители имеют право на воспитание детей в соответствии со своими идеологическими и религиозными убеждениями. И то, если принять во внимание Конвенцию о правах детей, то все это должно происходить без принуждения к ребенку».

В этой заметке, на наш взгляд, четко проявляется полное непонимание автором сути ценности духовного воспитания школьников, из-за чего формируется у него предвзятое отношение и к семейным ценностям.

И особенно обидно то, что автор, по нашему мнению, противопоставляет в своем обсуждении вышеуказанного «Соглашения...» Знание и Мораль, Школу и Церковь как самим заголовком «Школа для знаний или нравственности», так и авторским текстом: «Другое дело, что за сотрудничеством церквей и школ продвигают идею нравственного оздоровления общества. Это важно, но вряд ли стартовой платформой для этого должны стать учебные заведения, задача которых сегодня, в эпоху глобализации, — формировать человека мыслящего и компетентного».

Но разве при этом школа не должна формировать еще и мораль? Неужели обществу нужны аморальные специалисты, которые будут на нем паразитировать? Это такой же нонсенс, как и моральный невежда.

Мировоззренческое воспитание будущего поколения, которому предстоит преодолеть много цивилизационных вызовов для налаживания желаемой многими поколениями украинцев полноценной жизни, невозможно как без гармоничного сотрудничества Церкви, Школы и Семьи, так и без осознания обществом того, что такие главные цивилизационные ценности, как Любовь, Ответственность и Справедливость начинают формироваться в высокоморальных семьях!