Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Побольше бы Украине Панчуков»

Народный артист Украины, лауреат Шевченковской премии в очередной раз оказал почтение жителям родной Лобачовки
02 сентября, 21:03

Выступления сельского театра, более десяти лет назад зародившегося с «легкой руки» Петра Панчука на Волыни, всегда ждет благодарная публика. Наступает момент — и в переполненных залах народного дома «Просвіта» все замирают: на сцене сливаются воедино искренность и врожденная естественность сельских актеров и мастерство метра столичной сцены. «Не могу не оказать почтение жителям родного села, в котором впервые увидел мир», — делится Петр Панчук.

Петр Панчук — ведущий актер Национального академического театра имени Ивана Франко. Признается, что в Киеве не ощущает нехватки благодарных зрителей и поклонников, некоторые благодарят сразу после спектаклей, неожиданно заметив артиста в метрополитене. Когда же наступает отпуск — возвращается на родину — в родную Лобачовку, бывшего Гороховского, а ныне Луцкого района на Волыни.

Мгновения отдыха Петр Фадеевич давно променял на создание в родном селе театрального коллектива. Он зародился еще в 2010 году — из пьесы Ивана Карпенко-Карого «Мартын Боруля». Как вспоминает руководитель самодеятельного театра Андрей Корнейко, начинать было непросто, ведь актерами стали обычные жители села. Уже позже благодаря титаническим усилиям Петра Панчука перед зрителями открылись «Земляки» Василия Шукшина, «В селе Анатевка» Шолом-Алейхема, «Мина Мазайло» Мыколы Кулиша и «Баллада о Степане» о жизни и творчестве автора песни «Волынь моя» Степана Кривенького. Сельских волынских актеров «панчуковцев» встречали Луцк, Тернополь, Ривное и Киев, поступали приглашения из-за рубежа. В столице зрители удивлялись тому, как могут так мастерски исполнять роли любители сельской сцены.

«В жизни каждого коллектива бывает период зарождения, расцвета и, к сожалению, определенного упадка. Так случилось, что внешне было все красиво, но внутри сельского театра появлялось все больше противоречий. Поэтому мы больше двух лет молчали, до сих пор не всех удалось привлечь и убедить», — говорит Петр Панчук. Культурный кризис, вызванный пандемией коронавируса, ударил и по сельским любителям. Только в этом году оправились.

На сцене родного народного дома «Просвіта» в Лобачовке именитый актер представил постановки пьесы Антона Чехова «Медведь». Участников на сцене только трое — сам Петр Панчук с женой Людмилой и сыном Серафимом и руководитель любительского театра Андрей Корнейко, за сценой — художница, автор декораций Наталья Венгерская, звукорежиссеры Александр, Инна и Богдан Шепшелеи, местные портнихи Галина и Леся Кришталюк, Инна и Ярослав Музыки. И хотя спектакль только в одном действии, зал многократно взрывался вихрями аплодисментов и искренних слов благодарности за подаренную радость.

Ангелина ГРИЩУК, педагог, солистка народного хора «Хлебодар», созданного Степаном Кривеньким (с. Ольховка Луцкого района), поделилась:

«Я вижу Петра Фадеевича всего лишь четвертый раз: «Семья Кайдаша», « Скупой», его авторская «Баллада о Степане». Хотя в интернете видела гораздо больше: его интервью — целые спектакли. И везде он завораживает — ему веришь.

У Чеховском «Медведе» еще один особенный Панчук: нервный, категоричный, измученный кредиторами. И мы сочувствовали отставному поручику. Потому что актер заставляет: ты должен ему помочь! Он на дух не переносит жеманных поэтических созданий. Панчук так убедительно нервничает тем «траурным шлейфом с настроением», что начинаешь вместе с ним раздражаться «ямочками на щеках». Он грубит настолько реалистично, что мы сидели и уже обижались на него.

Нужно сказать, что жена Петра Фадеевича тоже очень вжилась в роль чопорной безуспешной вдовы, которой очень нравится быть несчастной. Она поистине врожденная актриса: красивая, пластичная, прекрасно владеет голосом, передавая разные чувства — от грусти до возмущения, нетерпеливости, даже ненависти. Здесь и Панчук не отстает: он трогательно исполняет отрывки романсов, играет на трубе. Это уже замысел режиссера — сверх творчества Чехова. Ну не может Панчук не дополнить чего-то из своего воображения. Магия этого актера — неисчерпаема. Счастливый финал пьесы — оба влюбляются — делает зрителя тоже счастливым. И здесь актер, режиссер, постановщик Панчук вносит свои коррективы в произведения Чехова — это детская коляска, которую в конце вывозят на сцену — плод любви раньше непримиримых врагов. Зал аплодирует стоя, потому что Панчук выходят вместе с сыном Серафимом, а дома в колыбели — маленькая Лизонька ... Так дополнили в жизни личной пьесу Чехова двое неординарных людей — Петр и Людмила Панчуки.

Прекрасно, с творческими выдумками сыграл роль слуги Луки руководитель местного театрального коллектива Андрей Корнейко. Ну просто самородок лобачовский ... Еще один! Чувствует себя на сцене, словно там родился. Сколько же талантов в наших волынских селах, к сожалению, не все такие настойчивые, как Петр Панчук.

Очень щедрая лобачовская земля. И Панчук всегда благодарит ее — своих маму и папу, земляков. Он не ездит (хотя и мог бы) на дорогие курорты — ежегодно босиком хозяйничает у родного дома, на велосипеде едет в Почаев, а в семейном саду выращивает разных сортов деревья и кусты. Актер ходит по саду с записной книжкой — безустанно рождает новые идеи, замыслы, фразы, моделирует поведение в каждой новой роли.

Какие же они гостеприимные и теплые, эти Панчуки! Была у них в Киеве несколько лет назад. Я была «не в себе» — народный артист, лауреат Шевченковской премии пригласил к себе в гости. Неловкость моя быстро прошла, потому что почувствовала себя так естественно, как будто жила у них давным-давно. Сколько было интересного общения! Мечтаю еще и еще увидеть актера на родной ему сцене театра имени Франко. Будет возможность — обязательно зайду. Низкий поклон Вам, Панчуки, вы необычайны! Побольше бы таких, как Вы, Украине!»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать