Не только концертная площадка, но и поисковый конгломерат

Об открытии нового сезона в Ровенской областной филармонии

Открытие нового, 83-го концертного сезона в областной филармонии совпало со сменой руководителя учреждения. Им стала Элеонора Стеценко — главный специалист Управления по гуманитарным вопросам Здолбуновской райгосадминистрации. Поэтому первый концерт нового сезона позволял выявить определенные тенденции в дальнейшей творческой практике или культурной политике этой структуры. Что же он показал?

— Региональная филармоническая сцена и в дальнейшем будет оставаться местом демонстрации классического наследия, так как венские классики в лице В.А.Моцарта имеют постоянный интерес у исполнителей и посетителей;

— поиск новых средств представления художественных программ филармонии также в приоритете, поскольку 30-минутная презентация учреждения в форме «театрализованного пролога» состояла из ряда оригинальных выступлений и на открытом пространстве, в который раз позиционируя учреждение среди широких масс населения, и собственно на концертной сцене;

— широкое использование в практике деятельности концертных единиц, в том числе и ведущих отечественных музыкантов-инструменталистов (народный артист Украины Ю.Кот, который имеет большой опыт проведения не только качественных выступлений в ведущих культурных столицах мира, но и практику организации мастер-классов по исполнительскому мастерству в Сербии и Японии, членство в жюри специализированных фортепианных конкурсов в Санкт-Петербурге, Тбилиси, Любляне, Мариборе и др., которые постоянно исповедуют в своей концертной жизни почти все более или менее заметные музыканты мира), которые будут стимулировать качественные изменения и в среде региональных мастеров искусств;

— и репертуар также подтверждал, что художественные коллективы могут и в дальнейшем позиционировать учреждение не только как концертную площадку, но и в определенной степени поисковый конгломерат, способный к постоянным изменениям, опираясь на изучение художественных вкусов публики. И выпускники института искусств РГГУ, составляющие основной контингент отдельных художественных коллективов, этим владеют в достаточной мере. Новый формат открытия концертного сезона показал, что лето директора и руководители отрасли использовали не на релаксацию, а на творческий поиск, в котором участвовали все причастные к сфере специалисты, в том числе и управленческий состав облгосадминистрации, которые с филармонией, надеюсь, связывают немало качественных изменений в областном центре. Это подтвердил и факт присутствия и выступлений на открытии сезона заместителя главы облгосадминистрации и руководителя Управления культуры и туризма;

— во-вторых, как и каждая организационная структура, филармония также требует новых качественных изменений, поскольку трансформируются не только художественные вкусы местного населения, но и общекультурная ситуация в мире, расширяется действие межкультурной коммуникации. А это требует дальнейших творческих контактов руководителей учреждений культуры с зарубежными исполнителями (на предмет согласования совместных программ), управленческими подразделениями Министерства культуры и информационной политики, местной культурной инфраструктурой в лице академических театров, бизнесом. И цифровые технологии все активнее входят в нашу жизнь и также должны найти свое место в концертной практике.

Несомненно, первая презентация — это лишь штрих к будущему позиционированию учреждения в культурном пространстве современности, однако она также оказалась достаточно удачной, поскольку показала изменения приоритетов в творчестве, поиск разнообразия художественных форм, стимулирования концертных единиц этой структуры к максимально полному творческому самовыражению. Показала она и то, что областная филармония имеет оригинальные планы на будущее, подтвержденные руководителями отрасли. Ведь общение с последними показало, что в ближайшем будущем местного слушателя ожидает мощная концертная программа с выдающимися исполнителями мира, широкое фестивальное движение, ведущие направления которого разворачиваются в последние годы.

Впрочем, исходя из подчинения этой структуры и имеющейся культурной ситуации, было бы вполне уместно сформировать на базе учреждения симфонический оркестр, так как Ровенский музыкальный колледж РГГУ также получил нового амбициозного руководителя, который активно занимается собственной концертной практикой, и объединение этого потенциала филармонией было бы на пользу не только двум учреждениям, поскольку студенты колледжа имеют широкую концертную практику уже в составе новой филармонической структуры; выиграли бы от этого и поклонники искусства, поскольку филармония смогла бы существенно расширить свои потенциальные возможности, обогатившись энергией студенческой молодежи. И отдельные участники художественных коллективов Института искусств РГГУ, получив соответствующий опыт творческого общения в Летней школе джазового искусства, проводимого накануне Дня города в последние годы, также присоединились бы к художественной «раскраске» культурной палитры нашего города.

Вполне реальным стало бы для филармонии расширение практики популяризации концертных программ со значительным образовательным или просветительским сектором, ведь язык — это живой организм, который постоянно меняется, и музыкальный язык также нуждается в дальнейшем ознакомления с ее новыми структурными компонентами или тематическим рядом. Особенно когда речь идет о современном классическом творчестве. И молодежная публика — это один из важных путей повышения рейтинга художественных коллективов филармонии и расширения потенциальной аудитории учреждения.

Одним словом, поздавляя всех нас с началом нового театрально-концертного сезона, а руководителей филармонии и музыкального колледжа с утверждением в должностях, ждем от них новых творческих свершений. Художественно образованная публика в городе уже есть, и она требует только качественного культурного продукта!