Город в системе культурной коммуникации

Размышления на фоне двух ярких событий в Ривном

Глобализация и все, что с ней связано, не только напоминает нам о том, что на пороге уже треть XXI века; она свидетельствует и об урбанизации культурного пространства, о доминировании города в общественном сознании, о превращении этого культурного феномена в сегмент, который подсознательно меняет наши представления о роли его информационной насыщенности, расширении его духовных границ, об изменении ценностных ориентаций жителей и обо всем, что ими обусловлено. Одним словом, постепенное превращение города в специфический фактор нашего бытия, в котором присутствует праздничный сегмент, не только расширяющий границы восприятия этого города в общественном сознании, но и стимулирующий его жителей активно участвовать в этих изменениях.

С другой стороны, человек, как существо публичное в большинстве, также пытается позиционировать себя в этом пространстве, подстроить под собственные нужды или хотя бы сделать его более комфортным для жизни. Свидетельством тому является появление многочисленных bаrcasius с множеством предложений разнообразного кофе и всего того, что является непременным спутником общения, а также повышение роли ландшафтного дизайна в пространстве города, расширение строительства частного сектора и большого количества других составляющих, постоянно напоминающих нам о влиянии этой глобализации, то есть культурной унификации, с которой пытаются безуспешно бороться все страны, чтобы сохранить собственную культурную сущность, в то же время способствуя этой глобализации, которая в этом сегменте направлена все-таки на углубление и удовлетворение культурно-прикладных потребностей.

Как-то незаметно произошла дифференциация этого пространства: в наших городах появилось множество разноаспектных факторов культурного разнообразия, которые, в то же время, структурировали публику. Поэтому сегодня, если взглянуть на город, так сказать, с высоты птичьего полета, то можно увидеть сплошной праздник, ведь в разных его локациях, несмотря на пандемическую ситуацию, экономические и политические вызовы, множество других, казалось бы, неблагоприятных для общения сегментов, жизнь продолжает не только теплиться, а наоборот, приобретает все более яркие краски и интенсивность.

Приведу в подтверждение лишь несколько примеров, взяв за основу очередное концертное выступление в Киеве камерного оркестра Вrevis во главе с Геннадием Фиськовым (МБК «Текстильщик») и выставку, тематическое содержание которой полностью совпадает с приведенной выше характеристикой культурного пространства города — Людмилы Даховой (три камерных зала галереи «Евро-Арт»).

И хотя по художественной сути это разнопорядковые вещи, в то же время они полностью подтверждают сказанное, а именно — структурирование интересов публики, ее концентрацию в определенных локациях, где эти события становятся предметом активного обсуждения, специфическим центром пульсации определенной художественной идеи.

Что касается Г.Фиськова, то это первое его публичное выступление уже в роли директора местного музыкального училища, то есть руководителя уже с другими потенциальными и художественными возможностями, расширенным (для оркестра) кадровым составом специалистов из учебного заведения, а следовательно — другим организационно-техническим потенциалом , профессиональный уровень которого отражается и на содержании концертной программы, существенно обновленной за счет введения новых участников и, соответственно, инструментов и светотехнического обрамления. И творческий состав художественного коллектива также изменился, что существенно отразилось на качестве звучания оркестра, расширении тематики исполняемых композиций, ставшей более разнообразной за счет введения в классические композиции элементов джаза, рока, лаунжа, изменениях в семантическом ряду его музыкальных переложений, не говоря уже о демонстрации дирижером ряда новых произведений, транскрипции которых (к примеру, W.Mozart. A little Night Music — инструментальная обработка в стиле латиноамериканского блюза) под новый состав выгодно выделяют упомянутое выступление и композиторские качества дирижера.

Это изменение в форме репрезентации культурного продукта заметно и в художественной экспозиции Л.Даховой, которая, в отличие от прошлогодней (центром экспозиции был областной краеведческий музей, зал которого, естественно, акцентировал внимание только на демонстрации специфических артефактов в контексте регионального краеведения), превратилась не только в очередное, собственно, экспонирование, но и преимущественно обсуждение представленных произведений («Первый дождь весны в измерении цвета», «Начало чувствительного солнца, причастного к лику дней земной тепла», «Движение сил, раскрывающихся над цветами веры»; всего более 50 полотен, размещенных в трех камерных локациях галереи), что также оригинально позиционирует и саму выставку, и ее автора, ведь подтверждает тот факт, что ее специфическое видение мира находит немало сторонников, способных сделать эту экспозицию предметом обсуждения, сосредоточить вокруг этого определенный круг специалистов и любителей такого вида образотворчества. И не только традиционный просмотр, а профессиональное обсуждение презентации в камерном зале галереи «Евро-Арт», которое становится все более характерным признаком подобных экспозиций, — это также подтверждение заметных сдвигов в художественных вкусах организаторов и жителей города.

Иначе говоря, пространство культуры все больше «мозаизируется», распадаясь на уютные локации, в которых каждому есть дело по душе; и эта художественная мозаика, которая все больше становится характерным признаком современной жизни, в очередной раз доказывает, что глобализация, хотя и имманентно направлена на культурную унификацию мира, устраняя из духовного пространства слабых его репрезентантов, в то же время стимулирует яркое культурное разнообразие, локализованное во множестве новых художественных инициатив. И это, пожалуй, является и не полным сопротивлением инокультурной экспансии, однако свидетельствует о появлении локальных «звезд», способных удержаться в пространстве этого культурного давления, индивидуализируя и углубляя человеческие потребности.