Почему герой всегда «последний»?
К закрытию сезона Театр драмы и комедии на Левом берегу Днепра готовит для публики сюрприз.
Осенью прошлого года, будучи в Одессе, собственными глазами видела на жилом доме вывешенный обычный лист бумаги с текстом о помощи. Мол, товарищи, не проходите мимо — здесь творится беспредел: законных жителей выселяют и будущее их туманно. Ну, разумеется, все читали воззвание к чуткости и совести, но немного помешкав, все же продолжали свой путь. Жаль, конечно, жильцов дома, а чем поможешь?
Пьеса Александра Марданя «Последний герой», репетиции которой идут сейчас проходят в Театре драмы и комедии, косвенно посвящена именно таким безымянным героям обороны собственных жилищ. Фабула будто списана из какой-то газетной статьи. Неким предпринимателям для процветания их бизнеса позарез понадобилась земля, на которой стоит всего лишь...жилой дом. Разумеется, жителей всеми правдами и неправдами следует уговорить «освободить помещение». В ход идут деньги, хитрость, ловкость, личное обаяние и мелкое жульничество. Все бы хорошо, но один принципиальный дядя вдруг заартачился и отказался переезжать. То ли денег мало давали, то ли, действительно, личные убеждения не позволяли пойти на сделку с фирмачами и совестью.... Вот так и становятся героями — делает вывод драматург. Но почему-то как «герой», так сразу и последний — надо признать, что, по-видимому, и в нашей давно уж не советской стране, все еще актуально определение «дефицит».
Режиссер спектакля, премьера которого запланирована под занавес театрального сезона (на 29 и 30 июня) Дмитрий Богомазов. Те, кто следят за театральной жизнью нашей столицы, не преминут вспомнить, что Богомазов уже однажды брался за драматургию А. Марданя. Эксперимент окончился более чем удачно — спектакль «Очередь» был награжден сразу двумя премиями «Киевской пекторали-2006» — за лучшую режиссуру и за лучшую женскую роль (актриса Леся Самаева).
Какая участь уготована «Последнему герою» — пустая трата времени, ведь окончательный вердикт все равно вынесут зрители. Однако следует напомнить, что Дмитрий Богомазов — режиссер изобретательный и мастеровитый. Так, в «Очереди» он продемонстрировал недюжинное умение обыкновенную мелодраму с элементами одесского юмора превратить в чуть ли не притчевый трагифарс, изобилующий яркими метафорами и меткими, стебными ситуациями, доведенными до грани абсурда, а режиссерская профессиональная честность и филигранное мастерство актеров, как оказалось, во многом смогли компенсировать недочеты драматургии. Спектакли Богомазова всегда интересно смотреть, в независимости от того, какой текст послужил основой для режиссерского высказывания — Шекспира, Пиранделло, Кольтеса или Марданя. Искусство «визуальное», а по части фонтанирующей театральности спектаклей Дмитрий Богомазов — спец- мастер, а предстоящая премьера — хороший повод в том убедиться.