Тесты или экзамены?

Новые руководители сферы образования хотят изменить правила поступления в вузы

В эту субботу все желающие одиннадцатиклассники принимали участие в первом пробном тестировании. Все они настроены на то, что вступать в высшие учебные заведения будут именно по результатам тестов. Но недавние заявления новоназначенного вице-премьера по гуманитарным вопросам Владимира Семиноженко ставят это под сомнение. Как предлагает главный гуманитарий страны, уже в этом году при вступлении в вузы будут учитываться результаты аттестатов о среднем образовании, а помимо тестов выпускники снова будут сдавать экзамены. Мол, тесты тестами, а экзамены никто не отменял.

По данным Украинского центра оценивания качества образования, в этом году к вступительной кампании уже все готово — к участию в ней зарегистрировано более 300 тысяч человек (70% от общего количества выпускников), напечатаны сами тестовые задания, вузы разработали правила приема абитуриентов, а также назначены дни тестирования. Изменять что-то в этой отлаженной схеме не просто нецелесообразно, но и непрофессионально, считают эксперты. Если ввести в настоящий момент испытательные экзамены в высших учебных заведениях, возникает вопрос, успеют ли они к ним подготовиться? Да и какая тогда польза от ВНО, если каждый университет вернется к традиционным экзаменам? Другая дилемма — успеют ли сами школьники подготовиться к экзаменам, так как до конца учебного года остается около двух месяцев. Таким образом, многолетний труд педагогов сводится на нет. А еще игнорируется мнение 80% родителей и учеников, которые, по данным социологических исследований, поддерживают независимое оценивание.

И это не единственная проблема, которая может возникнуть из-за заявления гуманитарного вице-премьера (еще неизвестно, каких решений можно ожидать от нового министра образования и науки Дмитрия Табачника). А положить им конец может только утверждение внешнего независимого оценивания на законодательном уровне. Как уверяют в комитете Верховной Рады по вопросам образования и науки, новый законопроект об образовании с поправками, касающимися ВНО, был вынесен на рассмотрение парламента 21 января этого года. Но так и не был принят — не хватило голосов («за» проголосовало 202 народных депутата из необходимых 226).

— Поскольку нет данного закона, пока еще возможно любое своеволие в образовании, — уверяет глава комитета ВР по вопросам образования и науки Владимир Полохало. — А данный закон как раз предусматривает и учет аттестата о среднем образовании при вступлении, и многие другие вопросы, которыми в настоящий момент спекулируют некоторые чиновники. Сейчас мы подали на рассмотрение парламента новый закон об образовании, который уже прошел апробацию научными работниками, учителями и учениками. Поэтому, чтобы урегулировать все возникающие вокруг тестирования дискуссии, нужно всего-навсего его принять.

Чтобы не сеять преждевременно панику в обществе, эксперты призывают новых руководителей гуманитарной сферы не проводить экспериментов в образовании, а продолжить реформы, начатые их предшественниками.

— Каждое новое правительство должно поднимать свою работу на новый уровень, исправляя ошибки предыдущего, и ни в коем случае не ломать всю систему, возвращаясь к старым и недейственным стандартам образования, — добавляет эксперт Программы содействия внешнему тестированию в Украине Владимир Ковтунец. — Если сейчас изменить правила вступительной кампании, мы нарушим требования Европейского суда по правам человека в Украине, которыми руководствовались в Министерстве юстиции и Министерстве образования и науки, когда готовились нормативные документы по тестированию. Таким образом, будут нарушены права человека. Спешить с нововведениями не стоит, нужно разобраться, чтобы не ломать систему, которая уже успешно работает несколько лет. А она действительно успешно работает. Одна из задач введения ВНО — преодоление коррупции в образовании. В 2007 году я проводил свое собственное расследование и выяснил, что в одном вузе на определенную специальность объем взяток за один год составлял пять миллионов долларов. Не думаю, что сейчас существует что-то подобное. Еще одна задача ВНО — обеспечить равный доступ к образованию всех граждан. В настоящее время мы практически уравняли число выпускников из сельских и городских школ, которые поступили в вузы на одинаковых условиях (51% и 69% соответственно). Эти показатели почти соответствуют европейским.

Эксперты не отрицают, что система внешнего оценивания еще не совершенна на 100%. Но чтобы сделать ее такой и получить позитивные результаты, нужно ждать не год и не два. По-видимому, новый министр образования и науки и гуманитарный вице-премьер должны учесть и мнение самих абитуриентов прежде чем вводить для них какие-то новации. А они свою позицию уже выразили — на днях Украинский студенческий союз обратился к господину Табачнику с письмом, чтобы последующее внедрение и защита внешнего тестирования стали его главным кредо.

КОММЕНТАРИИ

Галина САЗОНЕНКО, директор Украинского гуманитарного лицея:

— Образование — это не та отрасль, которая требует постоянных изменений. Чтобы увидеть результат, нужно 15—20 лет, а делать сегодня одно, а завтра другое — в образовании недопустимо. Это совсем другая система, где руководят человеческие отношения, где на первом месте связи «человек—человек», которые не дают результат мгновенно. Нормативная база, наработанная Министерством образования и науки при участии общественности, должна быть неизменной. И вносить коррективы в этом году в правила поступления в высшие учебные заведения, приближенные к демократическим условиям в европейском образовательном пространстве, тоже нельзя. Внешнее независимое оценивание должно внедряться и в дальнейшем, потому что не могут знания учеников оценивать те, кто готовит этих же учеников, потому что не могут оценивать абитуриентов преподаватели университета, которые не знают наших программ, государственного стандарта образования, не знают психологии подростка. Есть очень много случаев, когда преподаватели на вступительном экзамене задают вопросы, которые не отвечают образовательной программе. Понятно, что уровень требований к абитуриентам должен быть разным в разных университетах, и потому в этом году будут апробироваться тесты трехуровневые, когда самые сильные ученики рекомендуются для поступления в университеты высшего уровня, те, кто учится хуже, — среднего и так далее. Кстати, такая система уже действует в Китае. А университеты пусть сами выбирают свой уровень, в соответствии с ним, набирая студентов. Одна из новаций этого года — апробация теста на компетентность. Это очень важный подход с точки зрения европейской практики, потому что ребенку нужны не сами знания, а знания как средство успешной жизни. Сами же ученики поддерживают решение МОН проводить внешнее независимое оценивание. Мы постоянно проводим опрос наших школьников, большинство из них не противится тестированию. В этом году у нас будет выпускаться 106 одиннадцатиклассников, и только один из них не хочет сдавать тесты. По моему мнению, менять правила поступления в этом году — нецелесообразно. Уже начались пробные тестирования, дети подготовлены к ним, выбрали тесты, высшие учебные заведения тоже написали правила приема, потому менять на ходу всю систему нельзя. Если хотят предложить какие-то изменения на следующий год, то их сначала нужно вынести на обсуждение общественности, потому что единое образование — это то, что касается, как правило, 4/5 граждан общества, и потому следует учитывать их точку зрения. Внешнее независимое оценивание введено с 2000 года, и это не мгновенный эксперимент, который даст мгновенные результаты, а длительный проект.

Максим СТРИХА, заместитель министра образования и науки Украины по вопросам науки:

— Пока еще трудно прогнозировать что-то в сфере образования и науки. Хотел бы верить, что шаги будут учитывать позитивные наработки предыдущего руководства министерства. Это будет зависеть от политического видения нового правительства, от политикума в целом, но надеюсь, что не в меньшей степени и от мнения просветительского сообщества и от мнения общественности. Со своей стороны я могу посоветовать новым руководителям — придерживаться предыдущей линии министерства. Мне кажется, что проблем с наукой не будет, поскольку вице-премьер-министр является известным ученым, и у него есть понимание того, что нужно сделать науку настоящим государственным приоритетом, существенно увеличив ее финансирование, модернизировав, продолжив ее интеграцию в европейское научное пространство, и, что очень важно, создать в государстве инновационную систему. Мои прогнозы относительно науки — осторожно-оптимистичные. Осторожные — по причине того, что сейчас в Украине сложная финансовая ситуация. Думаю, независимо от того, кто будет ведать наукой в будущем, здесь будут делаться полностью правильные и прогнозируемые шаги. Относительно образования, то здесь хотелось бы того же.

В этом году во внешнем тестировании примут участие свыше 300 тысяч человек.
80% родителей и учеников поддерживают внедрение независимого оценивания.
Благодаря тестированию сравнялось количество выпускников городских и сельских школ, которые вступили в вузы на одинаковых условиях, — 69% и 51% соответственно.
Предложение вице-премьера по гуманитарным вопросам ввести вступительные экзамены может усложнить ход вступительной кампании.
По мнению специалистов, весомых результатов от ВНО можно ожидать только лет через 15—20.
Чтобы положить конец дискуссиям вокруг ВНО, эксперты настаивают на принятии новой редакции закона об образовании.