«Скорая» в небе: если будет, то когда?

Под Винницей появится пункт медицинской эвакуации и защиты, который будет осуществлять поисково-спасательные операции и принимать воздушные суда с пациентами

В Украине до конца текущего года планируется создать систему авиационной безопасности и защиты. Как сообщает МВД Украины, одна из основных ее задач — это медицинская эвакуация больных, выезд врачей к пациентам или доставка органов для трансплантации. На сайте ведомства содержится карта, отражающая 15 пунктов постоянного базирования воздушных судов. На каждом будет дежурить летная бригада и бригада медиков. Пункты расположены на расстоянии не более 350 километров друг от друга, то есть равномерно покрывают всю территорию страны. Один из них будет базироваться под Винницей, на аэродроме, который сейчас подчиняется Нацгвардии. Недавно там завершили ремонт взлетной полосы, пока завершают установку маячков для воздушных судов и готовятся к распоряжениям «сверху», чтобы вовремя приступить к авиационному дежурству.

«ЭТО БУДЕТ ЦЕЛЫЙ ВЕРТОЛЕТНЫЙ ФЛОТ»

Создание системы авиационной безопасности и защиты анонсировал министр внутренних дел Арсен Аваков. Он отметил, что она базируется на авиационном флоте, а медицинская эвакуация будет осуществляться вертолетами и самолетами. Ими будут управлять молодые пилоты, которые уже прошли или сейчас проходят соответствующую подготовку. По словам министра, главная задача такой системы — медицинская помощь, чтобы из точки А в точку Б можно было смело доставить или больного, или команду врачей, орган для трансплантации. Первой на постоянное дежурство с 1 апреля заступила бригада авиационной системы МВД во Львовском регионе (это 7 областей — Львовская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Волынская, Ровенская, Тернопольская и Черновицкая области). До первого мая такое же дежурство введут в Киевском регионе (он включает в себя Киевскую, Винницкую, Житомирскую, Кировоградскую, Полтавскую, Сумскую, Черниговскую области и город Киев). Далее присоединятся Черкассы и восток страны. К осени, как заверил министр, на дежурство станет 57 вертолетов Airbus — Н145, большие Super Puma и маневровые Н125, а также отечественные Ми-8 и Ми-2. К этому количеству вертолетов добавят еще самолеты Антонов и Diamond.

«Система авиации МВД будет заниматься не только вопросами медицины, но и присоединится к спасательным операциям, в частности тушению пожаров и отдельным военным задачам. Это будет целый вертолетный флот. Третий по величине и качеству авиафлот в Европе, — подчеркнул Арсен Аваков. — Это сложная задача: нужно подготовить техников, инфраструктуру, запчасти. А это значит, что мы уже можем рассчитывать на систему санитарной авиации — это реальная услуга, это качество жизни наших граждан. Когда человек в горах ломает ногу, беременная женщина, отрезанная в глухой деревне от медицинской помощи, или срочно надо доставить пациента или орган для срочной трансплантации — работает санитарная авиация».

«ВРАЧИ СОВЕРШИЛИ ПОСАДКУ НА АЭРОДРОМЕ ПОГРАНИЧНИКОВ ЧЕРЕЗ 30 МИНУТ ПОСЛЕ ВЫЗОВА»

Опыт санавиации для Винницкой области не нов. Поэтому известие о том, что для доставки пациентов будут использовать вертолеты, а сам пункт будет базироваться на аэродроме в Калиновке под Винницей, винницкие медики восприняли одобрительно. Поскольку не со слов знают, что быстрее доставить больного в больницу можно именно воздушным путем. Как рассказывает директор Центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф Винницкой области, к началу войны в области действовала программа санитарной авиации. Она финансировалась на средства из областного бюджета. В 2013 году сумма расходов составила 1,1 млн грн. За эти средства Центр арендовал вертолет Ми-2 у предприятия «Мотор-Сич» и самолет Ан-2. Вертолет доставлял пациентов на аэродром бывшего авиационного завода, где есть взлетная полоса, а самолет в аэропорт в Гавришовке. Всего в рамках программы было осуществлено 18 вылетов — в основном на тяжелые политравмы. Прекращение полетов было связано с событиями на Майдане, в результате которых в целях безопасности ликвидировали лицензии для малой авиации.

«В 2012 году мы получили первых 42 современных автомобиля зарубежного производителя, — рассказывает Анатолий Пирникоза. — Перед этим провели анализ и мониторинг состояния дорог и доказали областному руководству, что санавиация в отдаленных районах области, например, в Бершаде, Песчанке, Чечельнике, будет действовать гораздо эффективнее, чем использование автомобилей скорой помощи. Поскольку чтобы доехать туда, нужно 4 часа. Если нестись на всех парах, то можно доехать за 2,5 часа, но назад новенькую «скорую» придется возвращать на эвакуаторе. На то время один вылет стоил в пределах 4-6 тысяч грн, а путь от Чечельника до Винницы занимал всего полчаса. То есть такие расходы из областного бюджета были вполне оправданы.

Благодаря программе мы осуществляли не только доставку больных в Винницу или другие города, но и срочные выездные консультации. К примеру, был случай в Могилев-Подольском районе, когда ребенок до 3 лет попал в реанимацию с инородным телом в легких. Специалисты из детской областной больницы совершили посадку на аэродроме пограничников через 30 минут после вызова. Ребенок был спасен, потому что помощь была своевременно оказана, — продолжает директор Центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф Винницкой области. — А в одном из районов рабочие грузили большие металлические станки и один из приборов упал рабочему на ногу, раздробив ее. Больной был доставлен в Винницу, а после стабилизации состояния и оказания помощи — в Институт травматологии в Донецк, где ему была оказана высококвалифицированная и своевременная помощь, что позволило сохранить конечность, работоспособность и вернуться после реабилитации на свое рабочее место. Поэтому можно много говорить о том, что санитарная авиация — это дорогостоящая услуга, но разве есть что-то дороже жизни человека?! Любой вертолет может сесть на стадионе в селе или городке. Ему достаточно площадки диаметром 30 м, то есть под такие услуги не нужны специальные площадки. Все специалисты, которые у нас дежурят на вызовах, готовы к выездным консультациям и оказанию помощи. Мы составили график дежурства хирургически-реанимационных бригад. Но на сегодняшний день не получили никаких конкретных рекомендаций или приказов по дежурству медицинской бригады в авиационной системе МВД».

«АЭРОДРОМ ПОЧТИ ГОТОВ, РЕМОНТНЫЕ РАБОТЫ НА ЗАВЕРШАЮЩЕМ ЭТАПЕ»

Не владеют информацией, как будет работать система авиационной безопасности и защиты и в калиновском подразделении Нацгвардии, чей аэродром определили как базовый пункт для медицинской эвакуации и защиты. Аэропорт готов к приему самолетов и вертолетов. На аэродроме построили новое здание в два этажа с надстройкой для командно-диспетчерского пункта и руководителя полетов. На завершающем этапе реконструкция взлетной полосы протяженностью до 2 км, этого вполне достаточно для взлета и посадки. Как говорит заместитель командира эскадрильи беспилотных авиационных комплексов Владимир ШИМАНСКИЙ, осталось обустроить систему освещения взлетной полосы, чтобы иметь возможность принимать летательные аппараты в ночное время или темное время суток, и аэродром к приему воздушных судов готов. Поэтому как только поступит приказ о постоянном дежурстве и осуществлении вылетов, нацгвардейцы начнут его выполнять.

«Еще в 2014 году на базе комендатуры аэродромно-технического обеспечения Гвардейской авиационной базы НГУ была сформирована эскадрилья беспилотных авиационных комплексов (БАК). На подразделение была возложена задача ведения авиаразведки в интересах командования НГУ, ВСУ, СБУ и других силовых структур Украины, которые были привлечены к антитеррористической операции. В период с октября 2014 по декабрь 2015 года продолжалось формирование и оснащение боевой техникой эскадрильи БАК, — рассказывает Владимир Шиманский. — Но сам аэродром лет 10 не использовался по назначению, поэтому нужно было выполнить много работ, чтобы восстановить его состояние. Дело в том, что авиация МВД арендует взлетную полосу в аэропорту «Жуляны», это не совсем выгодно с финансовой точки зрения. Для того, чтобы уменьшить расходы, решили отремонтировать наш аэродром. Он станет площадкой для проведения учебно-тренировочных мероприятий и стоянки самолетов. А теперь, как стало известно, его будут использовать для нужд системы авиационной безопасности и защиты.

На сегодня аэродром почти готов. Ремонтные работы на завершающем этапе. Осталось с торцов, то есть с двух сторон, установить маячки. Там расположены поля, которые арендуют фермеры, и мы сейчас с ними договариваемся о получении разрешения на установку специальных знаков для обозначения начала и конца взлетной полосы. Как только это сделаем, аэродром сможет принимать воздушные суда не только днем, но и ночью... К счастью, большинство наших военнослужащих имеют специальное образование и ранее постоянно работали с авиатехникой. Они не только умеют управлять полетами в эскадрилье, но и постоянно подтягивают свои навыки, перенимают опыт у военных авиаторов из Гавришивской бригады транспортной авиации Воздушных сил. Но пока я не готов сказать, кто именно будет осуществлять полеты, поскольку конкретные меры по разворачиванию пункта системы авиационной безопасности пока не получали».

Владимир Шиманский добавляет, что на сегодня эскадрилья БАК остается одним из лучших подразделений авиаразведки в Украине. Ее бойцы несут службу как на месте дислокации, так и в районах проведения боевых действий. Разведданные, собранные гвардейскими беспилотниками, помогли уничтожить не один десяток единиц вражеской техники, спасти сотни жизней. На мирной территории расчеты БАК помогают коллегам из Национальной полиции Украины бороться с незаконной добычей янтаря, искать опасных преступников, привлекаются к обеспечению мер охраны общественного порядка. Поэтому если гвардейцы получат еще одну задачу — обеспечить бесперебойную работу системы авиационной безопасности в регионе, то они справятся, так как имеют за плечами опыт выполнения различных по степени сложности задач.

«Скорая» в небе: если будет, то когда?

«Скорая» в небе: если будет, то когда?

Под Винницей появится пункт медицинской эвакуации и защиты, который будет осуществлять поисково-спасательные операции и принимать воздушные суда с пациентами

В Украине до конца текущего года планируется создать систему авиационной безопасности и защиты. Как сообщает МВД Украины, одна из основных ее задач — это медицинская эвакуация больных, выезд врачей к пациентам или доставка органов для трансплантации. На сайте ведомства содержится карта, отражающая 15 пунктов постоянного базирования воздушных судов. На каждом будет дежурить летная бригада и бригада медиков. Пункты расположены на расстоянии не более 350 километров друг от друга, то есть равномерно покрывают всю территорию страны. Один из них будет базироваться под Винницей, на аэродроме, который сейчас подчиняется Нацгвардии. Недавно там завершили ремонт взлетной полосы, пока завершают установку маячков для воздушных судов и готовятся к распоряжениям «сверху», чтобы вовремя приступить к авиационному дежурству.

«ЭТО БУДЕТ ЦЕЛЫЙ ВЕРТОЛЕТНЫЙ ФЛОТ»

Создание системы авиационной безопасности и защиты анонсировал министр внутренних дел Арсен Аваков. Он отметил, что она базируется на авиационном флоте, а медицинская эвакуация будет осуществляться вертолетами и самолетами. Ими будут управлять молодые пилоты, которые уже прошли или сейчас проходят соответствующую подготовку. По словам министра, главная задача такой системы — медицинская помощь, чтобы из точки А в точку Б можно было смело доставить или больного, или команду врачей, орган для трансплантации. Первой на постоянное дежурство с 1 апреля заступила бригада авиационной системы МВД во Львовском регионе (это 7 областей — Львовская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Волынская, Ровенская, Тернопольская и Черновицкая области). До первого мая такое же дежурство введут в Киевском регионе (он включает в себя Киевскую, Винницкую, Житомирскую, Кировоградскую, Полтавскую, Сумскую, Черниговскую области и город Киев). Далее присоединятся Черкассы и восток страны. К осени, как заверил министр, на дежурство станет 57 вертолетов Airbus — Н145, большие Super Puma и маневровые Н125, а также отечественные Ми-8 и Ми-2. К этому количеству вертолетов добавят еще самолеты Антонов и Diamond.

«Система авиации МВД будет заниматься не только вопросами медицины, но и присоединится к спасательным операциям, в частности тушению пожаров и отдельным военным задачам. Это будет целый вертолетный флот. Третий по величине и качеству авиафлот в Европе, — подчеркнул Арсен Аваков. — Это сложная задача: нужно подготовить техников, инфраструктуру, запчасти. А это значит, что мы уже можем рассчитывать на систему санитарной авиации — это реальная услуга, это качество жизни наших граждан. Когда человек в горах ломает ногу, беременная женщина, отрезанная в глухой деревне от медицинской помощи, или срочно надо доставить пациента или орган для срочной трансплантации — работает санитарная авиация».

«ВРАЧИ СОВЕРШИЛИ ПОСАДКУ НА АЭРОДРОМЕ ПОГРАНИЧНИКОВ ЧЕРЕЗ 30 МИНУТ ПОСЛЕ ВЫЗОВА»

Опыт санавиации для Винницкой области не нов. Поэтому известие о том, что для доставки пациентов будут использовать вертолеты, а сам пункт будет базироваться на аэродроме в Калиновке под Винницей, винницкие медики восприняли одобрительно. Поскольку не со слов знают, что быстрее доставить больного в больницу можно именно воздушным путем. Как рассказывает директор Центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф Винницкой области, к началу войны в области действовала программа санитарной авиации. Она финансировалась на средства из областного бюджета. В 2013 году сумма расходов составила 1,1 млн грн. За эти средства Центр арендовал вертолет Ми-2 у предприятия «Мотор-Сич» и самолет Ан-2. Вертолет доставлял пациентов на аэродром бывшего авиационного завода, где есть взлетная полоса, а самолет в аэропорт в Гавришовке. Всего в рамках программы было осуществлено 18 вылетов — в основном на тяжелые политравмы. Прекращение полетов было связано с событиями на Майдане, в результате которых в целях безопасности ликвидировали лицензии для малой авиации.

«В 2012 году мы получили первых 42 современных автомобиля зарубежного производителя, — рассказывает Анатолий Пирникоза. — Перед этим провели анализ и мониторинг состояния дорог и доказали областному руководству, что санавиация в отдаленных районах области, например, в Бершаде, Песчанке, Чечельнике, будет действовать гораздо эффективнее, чем использование автомобилей скорой помощи. Поскольку чтобы доехать туда, нужно 4 часа. Если нестись на всех парах, то можно доехать за 2,5 часа, но назад новенькую «скорую» придется возвращать на эвакуаторе. На то время один вылет стоил в пределах 4-6 тысяч грн, а путь от Чечельника до Винницы занимал всего полчаса. То есть такие расходы из областного бюджета были вполне оправданы.

Благодаря программе мы осуществляли не только доставку больных в Винницу или другие города, но и срочные выездные консультации. К примеру, был случай в Могилев-Подольском районе, когда ребенок до 3 лет попал в реанимацию с инородным телом в легких. Специалисты из детской областной больницы совершили посадку на аэродроме пограничников через 30 минут после вызова. Ребенок был спасен, потому что помощь была своевременно оказана, — продолжает директор Центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф Винницкой области. — А в одном из районов рабочие грузили большие металлические станки и один из приборов упал рабочему на ногу, раздробив ее. Больной был доставлен в Винницу, а после стабилизации состояния и оказания помощи — в Институт травматологии в Донецк, где ему была оказана высококвалифицированная и своевременная помощь, что позволило сохранить конечность, работоспособность и вернуться после реабилитации на свое рабочее место. Поэтому можно много говорить о том, что санитарная авиация — это дорогостоящая услуга, но разве есть что-то дороже жизни человека?! Любой вертолет может сесть на стадионе в селе или городке. Ему достаточно площадки диаметром 30 м, то есть под такие услуги не нужны специальные площадки. Все специалисты, которые у нас дежурят на вызовах, готовы к выездным консультациям и оказанию помощи. Мы составили график дежурства хирургически-реанимационных бригад. Но на сегодняшний день не получили никаких конкретных рекомендаций или приказов по дежурству медицинской бригады в авиационной системе МВД».

«АЭРОДРОМ ПОЧТИ ГОТОВ, РЕМОНТНЫЕ РАБОТЫ НА ЗАВЕРШАЮЩЕМ ЭТАПЕ»

Не владеют информацией, как будет работать система авиационной безопасности и защиты и в калиновском подразделении Нацгвардии, чей аэродром определили как базовый пункт для медицинской эвакуации и защиты. Аэропорт готов к приему самолетов и вертолетов. На аэродроме построили новое здание в два этажа с надстройкой для командно-диспетчерского пункта и руководителя полетов. На завершающем этапе реконструкция взлетной полосы протяженностью до 2 км, этого вполне достаточно для взлета и посадки. Как говорит заместитель командира эскадрильи беспилотных авиационных комплексов Владимир ШИМАНСКИЙ, осталось обустроить систему освещения взлетной полосы, чтобы иметь возможность принимать летательные аппараты в ночное время или темное время суток, и аэродром к приему воздушных судов готов. Поэтому как только поступит приказ о постоянном дежурстве и осуществлении вылетов, нацгвардейцы начнут его выполнять.

«Еще в 2014 году на базе комендатуры аэродромно-технического обеспечения Гвардейской авиационной базы НГУ была сформирована эскадрилья беспилотных авиационных комплексов (БАК). На подразделение была возложена задача ведения авиаразведки в интересах командования НГУ, ВСУ, СБУ и других силовых структур Украины, которые были привлечены к антитеррористической операции. В период с октября 2014 по декабрь 2015 года продолжалось формирование и оснащение боевой техникой эскадрильи БАК, — рассказывает Владимир Шиманский. — Но сам аэродром лет 10 не использовался по назначению, поэтому нужно было выполнить много работ, чтобы восстановить его состояние. Дело в том, что авиация МВД арендует взлетную полосу в аэропорту «Жуляны», это не совсем выгодно с финансовой точки зрения. Для того, чтобы уменьшить расходы, решили отремонтировать наш аэродром. Он станет площадкой для проведения учебно-тренировочных мероприятий и стоянки самолетов. А теперь, как стало известно, его будут использовать для нужд системы авиационной безопасности и защиты.

На сегодня аэродром почти готов. Ремонтные работы на завершающем этапе. Осталось с торцов, то есть с двух сторон, установить маячки. Там расположены поля, которые арендуют фермеры, и мы сейчас с ними договариваемся о получении разрешения на установку специальных знаков для обозначения начала и конца взлетной полосы. Как только это сделаем, аэродром сможет принимать воздушные суда не только днем, но и ночью... К счастью, большинство наших военнослужащих имеют специальное образование и ранее постоянно работали с авиатехникой. Они не только умеют управлять полетами в эскадрилье, но и постоянно подтягивают свои навыки, перенимают опыт у военных авиаторов из Гавришивской бригады транспортной авиации Воздушных сил. Но пока я не готов сказать, кто именно будет осуществлять полеты, поскольку конкретные меры по разворачиванию пункта системы авиационной безопасности пока не получали».

Владимир Шиманский добавляет, что на сегодня эскадрилья БАК остается одним из лучших подразделений авиаразведки в Украине. Ее бойцы несут службу как на месте дислокации, так и в районах проведения боевых действий. Разведданные, собранные гвардейскими беспилотниками, помогли уничтожить не один десяток единиц вражеской техники, спасти сотни жизней. На мирной территории расчеты БАК помогают коллегам из Национальной полиции Украины бороться с незаконной добычей янтаря, искать опасных преступников, привлекаются к обеспечению мер охраны общественного порядка. Поэтому если гвардейцы получат еще одну задачу — обеспечить бесперебойную работу системы авиационной безопасности в регионе, то они справятся, так как имеют за плечами опыт выполнения различных по степени сложности задач.