МЕНЮ

Проводник Нового Просветительства

Татьяна Гардашук, доктор философских наук, член Европейской группы устойчивого природопользования, соучредитель Национального экологического центра Украины
17 сентября, 2019 - 10:06
Памяти ученого, преподавателя общественного деятеля Ярослава Мовчана

18 сентября исполняется два года, как ушел из жизни доктор биологических наук, Лауреат государственной премии Украины в области науки и техники Ярослав Мовчан — преждевременно, неожиданно, трагически. Но память жива!

Хотелось бы вспомнить о Ярославе Мовчане не только как об известном экологе, общественном и государственном деятеле, а в первую очередь как о незаурядной личности, проводнике Нового Просветительства.

На формирование мировоззрения нашего с Ярославом поколения, которое росло во время стремительного научно-технического прогресса и первых космических полетов, значительное влияние имели научно-популярные журналы «Наука и жизнь», «Знание — сила» и т.п., которые популяризировали идеи о всесильности человеческого ума и знаний как орудий подчинения природы. Но наше поколение стало и свидетелями первых экологических проблем и катастроф как последствий советских планов изменения природы. До сих пор помню киевский снег, который почернел от пылевых бурь зимой  1969 года, и саму пыль, которая била в глаза и скрипела на зубах по дороге в школу и назад, а затем первые зимы без снега. Это уже впоследствии стало известно, что пылевые бури — следствие бездумной мелиорации и осушения полесских болот, а бесснежные зимы — признак глобальных климатических изменений. Самым трагичным следствием пренебрежения законами природы и подчинения «мирного атома» стала Чернобыльская катастрофа 1986 года.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ, ИЛИ ЗЕЛЕНОЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО

Безудержное стремление человека, вооруженного знаниями и техникой, подчинять себе мир в значительной мере связывают с европейским рационализмом Нового времени и Просветительством как широким европейским явлением и интеллектуальным трендом XVII—XVIII в. Знания помогли нам достичь невероятных успехов. Но обратной стороной научно-технического прогресса стали дегуманизация общества и деградация природы, проявившаяся в глобальных и региональных экологических кризисах, во время анализа которых уже высказано немало критики в адрес просветительства. Крайними формами такой критики являются антисциентизм, антитехнологизм, экологический романтизм под лозунгами возвращения к природе.

Говоря же о реализации советских планов подчинения природы, в результате которых практически вся территория Украины до конца 1980-х превратилась в зону экологической катастрофы, ответственность за них следует переводить не так на рацио (из которого должно было бы исходить рациональное природопользование), как на невежество тоталитарной системы, которая полностью игнорировала мнение общественности, в том числе и научной.

В Западной Европе и США 1960— 1970-е годы считают началом экологизации всех областей общественно-политической жизни, то есть проникновения идей зависимости жизни человека от состояния окружающей среды в область политики, а также осознание роли знаний о функционировании естественных экосистем для последующего существования человечества: какие знания нужны человеку, как он должен их использовать, следует ли познание ограничивать этическими принципами? Эти вопросы непосредственно связаны с переосмыслением просветительского проекта ради оценки его перспектив.

Просветительство как многогранное явление, квинтэссенцией которого, согласно Иммануилу Канту, является выход человека из «несовершеннолетия» (Aufklarung) и способность публично пользоваться собственным умом, ни в коей мере нельзя считать неактуальным, а сам просветительский проект завершенным. Последующее его развитие появляется как длительный и сложный процесс, который охватывает все общество и все элементы социальных отношений. Просветительский проект в действительности нуждается в переосмыслении в соответствии с реалиями современности, и это происходит, в частности, в форме предлагаемых концепций Нового, или Второго Просветительства.

В Новом Просветительстве по сравнению с Просветительством XVII—XVIII вв. появляется еще один весомый аспект, которого не было в предыдущие времена, а именно экологический, который охватывает и взаимосвязи человека с миром, и собственное обустройство человеком своего человеческого мира с его социально-экономическими, политическими, институционными принципами и связями. Поэтому трансформации просветительского проекта также характеризуют как Экологическое, или Зеленое Просветительство.

Разлогую характеристику Новому Просветительству дает Клаус Маер-Абих в книге «Восстание в защиту природы. От окружающей среды до общемира», говоря о необходимости осознания человеком своего родства со всем другим миром и, собственно, — о неотложности «соответствующего просветительства о роли человека в природе», и отмечая «потребность дополнить первое просветительство относительно естественного равенства людей (их равенства от роду) вторым просветительством — относительно нашего естественного родства со всем остальным миром». Предложенное им развитие просветительской программы заключается в предположении равноправия между разными видами живых существ, что «несмотря на их Неравенство, основывается на их родстве» (Маер-Абихс). Согласно установкам просветительства, несмотря на отличия, людей следует воспринимать как равных в их общем бытии. Этот принцип должен лечь в основу Нового, или Второго Просветительства — видеть родство людей с остальным миром вместо позиционирования себя «чем-то лучшим природы» (Маер-Абих).

Платформу для Нового Просветительства предлагает также книга, изданная в 2018 году к 50-летию Римского клуба под названием «Come On! Capitalism, Short-termism, Population and the Destruction of the Planet», в которой подвергаются критике предыдущие тренды общественно-экономического продвижения и предлагаются принципы строительства более сбалансированного мира, а также образования для сбалансированной цивилизации (Education for а Sustainable Civilization).

Соответственно, проводниками Нового Просветительства являются личности и сообщества, которые разделяют эти принципы и готовы работать над их воплощением ради сбалансированного будущего планеты.

ИНТЕРЕСЫ ЯРОСЛАВА МОВЧАНА ВЫХОДИЛИ ДАЛЕКО ЗА ПРЕДЕЛЫ БОТАНИКИ

Восстановление Украиной государственной независимости в 1991 году также можно характеризовать как выход из несовершеннолетия, как время «жить своим умом» и нести ответственность за построение гражданского общества. Для Украины это было время вызовов, так как на практике строительство независимого государства оказалось чрезвычайно сложной задачей. В то же время в начале 1990-х открывалось и окно возможностей. В 1992 году Украина приняла участие в Конференции ООН по проблемам окружающей среды и развития, или Саммите Земли (Рио-де-Жанейро,  1992 г.), во время которой был подписан ряд определяющих международных документов (Декларация по окружающей среде и развитию, Рамочная конвенция ООН по изменению климата, Конвенция о биологическом многообразии и др.). Это давало незаурядную возможность для формирования стратегии экологической политики соответствующей международным принципам и критериям, широкого сотрудничества на глобальном и европейском уровнях с целью перехода на принципы устойчивого (сбалансированного) развития. Поэтому можно утверждать, что построение независимого украинского государства стало вхождением его во время Нового Просветительства.

Реализация этих задач нуждалась в материальных и, в первую очередь, человеческих, интеллектуальных, социальных ресурсах. Украина нуждалась в проводниках Нового Просветительства.

Без преувеличения могу утверждать, что одним из проводников Нового Просветительства в Украине был Ярослав Мовчан — целостная и многогранная личность, которая совмещала в себе научную компетентность, общественный активизм, любовь к природе и родной стране, искреннее стремление изменить мир к лучшему и повседневный самоотверженный труд ради реализации высокой цели. Он был способен мыслить стратегически и комплексно, видеть проблемы шире и глубже, он принадлежал к когорте людей, чьи интересы выходили далеко за пределы своей специальности, ботаники.

Все, кто имел возможность общаться с Ярославом Мовчаном, знакомы с его жизненным кредо — «Мир несовершенен, но мы можем сделать его лучше. Жизнь интересна и дает нам фантастические возможности!» Искреннее стремление Ярослава изменить мир к лучшему и убежденность в том, что это возможно сделать безустанным повседневным трудом, чрезвычайно созвучно тезисам «Возвращение к жизни»,которые сформулировал упоминавшийся уже К.М. Маер-Абих, где, в частности, немецкий философ утверждает, что мир с людьми должен быть «прекраснее и лучше, чем мир без людей», а это значит, что в условиях экологического кризиса «человек должен не капитулировать перед вызовами, а стремиться еще больше улучшить мир» (Маер-Абих). Практическим проявлением этой установки можно считать Конвенцию ООН о биомногообразии, направленную на сохранение биологического многообразия, сбалансированное использование всех его компонентов, равное и справедливое распределение выгод от генетических ресурсов, Пан-Европейскую экологическую сеть и Национальную экологическую сеть, Конвенцию по охране Черного моря, Конвенцию о защите Черного моря от загрязнения (Бухарестская конвенция), Рамочную конвенцию об охране и устойчивом развитии Карпат (Карпатская конвенция), Оргусскую конвенцию, другие программы и инициативы глобального, европейского и национального уровней.

Я не буду перечислять  здесь все, сделанное Ярославом Мовчаном. Об этом можно узнать на сайте, посвященном его памяти. Значительно важнее понять, что сделанное им выходит далеко за пределы добросовестной работы на государственной должности, в общественном секторе, преподавательской или научной деятельности. Это то, что делает его проводником идей Нового Просветительства, где образование и просветительство играют весомую роль, но не мешают комплексному виденью современного положения вещей и перспектив будущего. Ярослав Мовчан предоставлял образованию и просветительству чрезвычайно большой вес, поскольку все разрабатываемые и воплощаемые им программы и проекты содержали образовательную составляющую Он отстаивал необходимость разработки и принятия закона об экологическом образовании в Украине. Стоит также вспомнить его выступления в прессе, на радио и телевидении, преподавательскую работу в Национальном университете «Киево-Могилянская академия» и Национальном авиационном университете.

В жизни, общении, работе Ярослав Мовчан был скромным и нетщеславным, но он осознавал свою миссию на Земле, а потому ценил признание собственных усилий не столько для удовлетворения амбиций, сколько для осознания того, что сделанное им нужно и полезно для людей и природы, что мир меняется к лучшему.