Повелительница беспилотников

Ангелина Шкробот — первая и единственная на сегодня женщина в Украине, которая руководит комплексом Bayraktar TB2

Когда началась война, она не отказалась от своей мечты стать военнослужащей и поступила на инженерный факультет Харьковского национального университета Воздушных сил имени И. Кожедуба. Тогда девушка еще не думала, что уже через несколько лет именно ей выпадет награда представлять Украину на международных учениях по управлению ударным БПЛА в Турции. Ангелина успешно справилась с этой задачей и стала единственной женщиной, которая получила сертификат и разрешение, которое подтверждает право на эксплуатацию новейшего беспилотного авиационного комплекса Bayraktar TB2. Теперь добытые знания она отрабатывает на базе своего военного времени в Староконстантинове и готовится к новым боевым задачам от Командования Воздушных Сил ВСУ.

— Я родилась и выросла в городке Ромны Сумской области. В семье военных нет. Но мы со старшим братом решили положить начало этой хорошей традиции, — отмечает Ангелина. — В 2012 году Евгений поступил на факультет радиотехнических войск, а я в 2013-ом — на инженерный. До дня присяги брата я, откровенно, не задумывалась, кем хочу стать, но его форма, торжества, уважение друзей и слова клятвы на верность Украине настолько запечатлелись в моей голове, что я решила идти в военные. Родители  не возражали, на то время они еще не знали, что военное дело настолько сильно нас затянет. Брат уже отслужил на войне, имеет статус участника боевых действий. Я пока еще совершенствую свои навыки в тылу, чтобы быть полезной государству в моменты ответственности.

По окончании университета Ангелина попала в новосозданное подразделение операторов беспилотных летательных аппаратов на Хмельничине. Вспоминает, как они — молодые лейтенанты, кроме служебных обязанностей,  начали ремонтировать кабинеты, обустраивать рабочие места, подключали технику. Такая сопричастность быстро сплотила коллектив. Ангелина даже не заметила, что на все подразделение только она была женщиной. Говорит, на службе субординация по званиям, а не по полу, потому дверей перед ней никто специально не отворяет, разве с уважения.

— Вообще не видела проблемы в том, что женщин со мной не было и нет. Я же не за подружками на службу пришла, не балясничать или  семечки лузгать, а работать, потому что новая техника, которую получили на вооружение, не должна простаивать, а приносить пользу государству, особенно во время войны, — замечает девушка.

— А как попали на учебу в Турцию?

— Поступил приказ на формирование группы для учебы. Командир спросил, не хочу ли я приобщиться к ребятам и поехать вместе с ними в Турцию на учебу. Я сразу согласилась, хотя и очень волновалась.

— Почему? — уточняю.

— Пугала в первую очередь новизна, техника, сугубо мужская компания, да еще и брат только за несколько дней до моего отъезда из фронта вернулся, хотелось с ним побыть... Мы находились в Турции три месяца. В моей подгруппе было 15 пилотов со всей Украины, которые при координации турецких военнослужащих учились управлять беспилотником на земле и в воздухе. Мы испытывали все системы комплекса, подвесы камер, вооружения, тренажер и тому подобное. Учились азам управления комплексом с наземной станции и контролю  автопилотом. Комплекс уникален, он может применяться для разных целей, прежде всего работать на разведку, на сбор информации.

Ангелина Шкробот вспоминает, как познакомилась с турецким конструктором самолета Bayraktar TB2 Сидой Будур, которая тоже работает в мужской компании. Называет это знакомство знаковым для себя. Пример Сиды побуждал ее к тому, что нельзя останавливаться на достигнутом, потому что умная женщина, невзирая на безумную конкуренцию в мужском коллективе, также может сделать успешную карьеру.

— Вы бы видели, как ее уважают за профессионализм и интеллект! Если есть женщины профессиональные конструкторы, то почему они не могут быть хорошими операторами ударного комплекса, — ставит риторический вопрос Ангелина. — Управление самолетом — дело для меня новое. Как инженеру, а не пилоту, мне было довольно сложно им овладеть. Только на первый взгляд это похоже на компьютерную игру. Но в действительности это «игра», от которой зависят человеческие жизни.

Напомним, что во время визита Президента Украины 3—4 ноября в Турцию было подписано соглашение о покупке турецких оперативно-тактических беспилотных летательных аппаратов Bayraktar TB2. Переговоры о покупке этих БПЛА длились приблизительно два года. Авиационные комплексы станут на вооружение Воздушных Сил Украины в ближайшее время. Их будут эксплуатировать военнослужащие, которые успешно завершили учебу в Турции и получили право на управление этим комплексом. В соответствии с техническими характеристиками, ударный беспилотник Bayraktar TB2 может нести управляемые противотанковые ракеты и авиационные бомбы. Он отличается высокой продолжительностью полета — может находиться в небе до 24 часов на высоте 8 километров.

Повелительница беспилотников

Повелительница беспилотников

Ангелина Шкробот — первая и единственная на сегодня женщина в Украине, которая руководит комплексом Bayraktar TB2

Когда началась война, она не отказалась от своей мечты стать военнослужащей и поступила на инженерный факультет Харьковского национального университета Воздушных сил имени И. Кожедуба. Тогда девушка еще не думала, что уже через несколько лет именно ей выпадет награда представлять Украину на международных учениях по управлению ударным БПЛА в Турции. Ангелина успешно справилась с этой задачей и стала единственной женщиной, которая получила сертификат и разрешение, которое подтверждает право на эксплуатацию новейшего беспилотного авиационного комплекса Bayraktar TB2. Теперь добытые знания она отрабатывает на базе своего военного времени в Староконстантинове и готовится к новым боевым задачам от Командования Воздушных Сил ВСУ.

— Я родилась и выросла в городке Ромны Сумской области. В семье военных нет. Но мы со старшим братом решили положить начало этой хорошей традиции, — отмечает Ангелина. — В 2012 году Евгений поступил на факультет радиотехнических войск, а я в 2013-ом — на инженерный. До дня присяги брата я, откровенно, не задумывалась, кем хочу стать, но его форма, торжества, уважение друзей и слова клятвы на верность Украине настолько запечатлелись в моей голове, что я решила идти в военные. Родители  не возражали, на то время они еще не знали, что военное дело настолько сильно нас затянет. Брат уже отслужил на войне, имеет статус участника боевых действий. Я пока еще совершенствую свои навыки в тылу, чтобы быть полезной государству в моменты ответственности.

По окончании университета Ангелина попала в новосозданное подразделение операторов беспилотных летательных аппаратов на Хмельничине. Вспоминает, как они — молодые лейтенанты, кроме служебных обязанностей,  начали ремонтировать кабинеты, обустраивать рабочие места, подключали технику. Такая сопричастность быстро сплотила коллектив. Ангелина даже не заметила, что на все подразделение только она была женщиной. Говорит, на службе субординация по званиям, а не по полу, потому дверей перед ней никто специально не отворяет, разве с уважения.

— Вообще не видела проблемы в том, что женщин со мной не было и нет. Я же не за подружками на службу пришла, не балясничать или  семечки лузгать, а работать, потому что новая техника, которую получили на вооружение, не должна простаивать, а приносить пользу государству, особенно во время войны, — замечает девушка.

— А как попали на учебу в Турцию?

— Поступил приказ на формирование группы для учебы. Командир спросил, не хочу ли я приобщиться к ребятам и поехать вместе с ними в Турцию на учебу. Я сразу согласилась, хотя и очень волновалась.

— Почему? — уточняю.

— Пугала в первую очередь новизна, техника, сугубо мужская компания, да еще и брат только за несколько дней до моего отъезда из фронта вернулся, хотелось с ним побыть... Мы находились в Турции три месяца. В моей подгруппе было 15 пилотов со всей Украины, которые при координации турецких военнослужащих учились управлять беспилотником на земле и в воздухе. Мы испытывали все системы комплекса, подвесы камер, вооружения, тренажер и тому подобное. Учились азам управления комплексом с наземной станции и контролю  автопилотом. Комплекс уникален, он может применяться для разных целей, прежде всего работать на разведку, на сбор информации.

Ангелина Шкробот вспоминает, как познакомилась с турецким конструктором самолета Bayraktar TB2 Сидой Будур, которая тоже работает в мужской компании. Называет это знакомство знаковым для себя. Пример Сиды побуждал ее к тому, что нельзя останавливаться на достигнутом, потому что умная женщина, невзирая на безумную конкуренцию в мужском коллективе, также может сделать успешную карьеру.

— Вы бы видели, как ее уважают за профессионализм и интеллект! Если есть женщины профессиональные конструкторы, то почему они не могут быть хорошими операторами ударного комплекса, — ставит риторический вопрос Ангелина. — Управление самолетом — дело для меня новое. Как инженеру, а не пилоту, мне было довольно сложно им овладеть. Только на первый взгляд это похоже на компьютерную игру. Но в действительности это «игра», от которой зависят человеческие жизни.

Напомним, что во время визита Президента Украины 3—4 ноября в Турцию было подписано соглашение о покупке турецких оперативно-тактических беспилотных летательных аппаратов Bayraktar TB2. Переговоры о покупке этих БПЛА длились приблизительно два года. Авиационные комплексы станут на вооружение Воздушных Сил Украины в ближайшее время. Их будут эксплуатировать военнослужащие, которые успешно завершили учебу в Турции и получили право на управление этим комплексом. В соответствии с техническими характеристиками, ударный беспилотник Bayraktar TB2 может нести управляемые противотанковые ракеты и авиационные бомбы. Он отличается высокой продолжительностью полета — может находиться в небе до 24 часов на высоте 8 километров.