МЕНЮ

Порядочный менеджер

Дарья ТРАПЕЗНИКОВА, «День»
6 сентября, 2019 - 10:30
Парализованная двоевластием столица или укрепление мэра: что даст назначение нового главы КГГА?

Правительство Владимира ГРОЙСМАНА в конце июля отказалось рассматривать представление главы Офиса Президента Украины Андрея БОГДАНА об освобождении с должности гладлвы КГГА Виталия КЛИЧКО, оставив это преемникам. Новый Кабмин откладывать в долгий ящик не стал — уже 4 сентября новый премьер-министр Украины Алексей ГОНЧАРУК сообщил на брифинге, что правительство одобрило это. Впрочем, окончательное решение все равно остается за Президентом Украины Владимиром ЗЕЛЕНСКИМ.

(НЕ) ОСТАВЛЯТЬ

Несмотря на уважение к Кличко, Гончарук уверен, что в Киеве не исчезла коррупция и определенные группы слишком сильно влияют на администрацию. Премьер охотно бы уволил вместо мэра Вадима Столара, которого связывают со схемами застройки в столице, однако это невозможно, поскольку тот не имеет формальной должности, только теневое влияние. По мнению Гончарука, укрепить Кличко как избранного киевлянами мэра профессиональным и порядочным менеджером, который был бы способен сопротивляться влияниям, — хорошая идея.

В тот же день Кличко провел брифинг в КГГА, где назвал решение Кабмина неконституционным, недемократическим и противоречащим местному самоуправлению. По его мнению, двоевластие, которое возникнет после назначения главы КГГА, может парализовать власть в городе. Кличко заявил о намерении баллотироваться на должность мэра на следующих местных выборах, отметив, что ключевой задачей для него является изменение системы, а не людей.

5 сентября стало известно, что главы четырех депутатских фракций Киеврады обратились к Президенту с просьбой назначить Виталия Кличко на должность главы КГГА как лицо, избранное Киевским мэром на очередных выборах 25 октября 2015 года.

КОНФЛИКТ ПОЛНОМОЧИЙ

В «Дне» недавно выходил текст «Кто в Киеве хозяин?» (в №136 от 1 августа 2019 года), где мы анализировали законодательство и детально проговаривали с экспертами то, насколько законным является увольнение Кличко, и вообще — каким должно быть местное самоуправление в Киеве. Коротко напомним основное.

Городская рада должна иметь свой исполнительный комитет, и обоими должен руководить избранный жителями мэр. Но по закону Украины «О столице Украины — городе-герое Киеве» исполнительным органом КГР является КГГА. В статье 10.1, добавленной в 2010 году, говорится, что главу КГГА назначает Президент. Согласно статье 118 Конституции Украины назначения происходят по предоставлению Кабмина.

В то же время существует решение Конституционного суда 2003 года №21-рп/2003, согласно которому КГГА должен возглавлять Киевский мэр, которого главой КГГА должен назначить Президент. Именно на это ссылается Кличко, утверждая о незаконности. Андрей Богдан заявлял, что это решение не действует в настоящий момент, поскольку касалось тогдашнего мэра Омельченко и законодательства 2003 года, которое с тех пор неоднократно менялось. Но объясняется именно статья Конституции, а не какой-то закон.

То же решение КСУ констатирует: КГГА, а следовательно и ее глава, совмещает полномочия органа местного самоуправления и государственной власти. Эксперты говорили «Дню», что это противоречит Европейской хартии местного самоуправления и гарантиям права на него в Конституции. Выходит, что глава Киева имеет конфликт интересов — он как глава госадминистрации контролирует себя же как главу местного самоуправления.

 ПРОБЛЕМЫ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ

Эксперты отмечали: Киеву нужен свой исполком, который будет избираться горрадой и заниматься делами города. А КГГА должна следить за соблюдением законности действий рады и исполкома и заниматься делами государства и Киева как столицы. Нового главу КГГА следует назначать лишь после урегулирования полномочий. Если в настоящий момент назначить нового человека на эту должность, то избранный киевлянами мэр не будет иметь реального влияния на управление городом — лишь представительские и церемониальные полномочия, а это и в самом деле будет недемократично. Как вариант — назначить техническую администрацию на период до местных выборов. А депутатам, между тем, стоит принять изменения к закону о столице, чтобы устранить противоречия. Кстати, народные избранники обещали, что данный закон будет рассмотрен одним из первых в новой ВР.

Рядовая процедура замены главы госадминистрации не решит всех проблем киевского самоуправления. Остро стоит вопрос управления районами, которое в настоящее время осуществляют РГА без районных рад. Нет единого экспертного мнения о необходимости возврата районам Киева собственных советов и их полномочий. Но решение необходимо искать, учитывая то, что 120 депутатов Киеврады не справляются с потоком малых и крупных решений, в которых нуждается трехмиллионный (официально) город.

Все более напряженной становится ситуация и в пригородах, с которыми киевской власти тоже желательно было бы считаться для комфорта жителей. Недавно в КГГА заявляли, что идут переговоры об образовании ассоциации. Эксперты говорили «Дню», что это не самая эффективная форма сотрудничества в данных условиях, просто клуб глав городов и сел без реальных бюджетов и полномочий. А агломерация — объединение с крепкими связями разных типов, которое могло бы решить немало проблем — в законе не прописана. Зато есть несколько других форматов сотрудничества в ЗУ «О сотрудничестве территориальных громад», которые более эффективны для взаимоотношений столицы и ее сателлитов. Главное — политическая воля и реальные шаги к изменениям, а не формальная ротация менеджеров, пусть и самых порядочных.