Летчик, испытатель, космонавт

Георгий Береговой стал первым, кто открыл эпоху в освоении околоземного космического пространства

15 апреля нынешнего года исполняется 100 лет со дня рождения старейшего по возрасту космонавта Земли, уроженца Полтавщины, заслуженного летчика-испытателя СССР, летчика-космонавта Георгия Тимофеевича Берегового (а также дважды Героя Советского Союза).

С ранних лет Георгия влекло к себе небо.  В тридцатые годы прошлого века немало молодых людей старались овладеть азами авиационных профессий. А дом Береговых стоял недалеко от летного поля, на котором тренировались местные планеристы. 

Восемь классов средней школы Георгий Береговой окончил в 1937 году. Мечта – мечтой, но сидеть на шее у родителей он не собирался. Поэтому сразу после окончания школы Георгий сначала пошел работать учеником слесаря на агломерационную фабрику, а с июня 1938 года перешел на работу электрослесарем на металлургический комбинат. Его распорядок дня в те годы был более чем напряженным: в пять утра – подъем, с шести до восьми – занятия в аэроклубе, полеты на самолетах, с половины девятого – работа на комбинате, а вечером – четыре часа теоретических занятий и подготовка материальной части к завтрашним полетам. Дома его почти не видели. После рабочей смены Георгий забегал домой, наскоро перекусывал и до позднего вечера пропадал в аэроклубе.

12 декабря 1938 года Георгий Береговой стал курсантом Военной авиационной школы, которую закончил через два с половиной года по специальности «Летчик бомбардировочной авиации». В начале июня 1941 года ему было вручено свидетельство о завершении летного образования и присвоено воинское звание «сержант».

С 13 июня 1941 года Георгий Береговой служил пилотом 314-го разведывательного авиационного полка 28-й авиационной дивизии. После начала войны 22 июня 1941 года эта авиадивизия оказалась в составе Центрального фронта. Лётчик, командир звена, командир эскадрильи – вот ступени фронтовой «карьеры» Георгия Берегового.

За героизм, мужество и отвагу, проявленные в воздушных боях, 26 октября 1944 года капитан Георгий Береговой был удостоен звания Герой Советского Союза. Конечно, в те военные годы никто и предположить не мог, что ровно через 24 года, 26 октября 1968 года, Георгий Береговой стартует в космос на корабле «Союз–3»…

Война есть война, и военная стезя состоит не только из побед… Трижды за время боевых действий самолет Георгия Берегового сбивали. В родном авиационном полку Берегового уже считали погибшим, но проходило несколько дней после «похорон» и летчик Береговой – к радости товарищей по оружию – возвращался «с того света» живым и здоровым. Во время одного из боевых вылетов он получил легкое пулевое ранение в голень левой ноги.

За период Великой Отечественной войны Георгий Береговой освоил и успешно воевал на таких самолетах, как По-2, Р-5, СБ, Р-6, Як-4, Ил-2. 

Настало мирное время, предстояла массовая демобилизация и каждому, кто находился на военной службе, пришлось определять свою судьбу.

«Я был летчик и по-прежнему хотел летать, - напишет Георгий Береговой через много лет в книге своих воспоминаний «Три высоты». – А еще я прошел сквозь страшное горнило войны и не хотел, чтобы она когда-нибудь повторилась. Все это и определило мой выбор – остаться в армии».

Поэтому с 9 июля 1947 по 23 августа 1948 года Георгий Береговой становится слушателем дневного отделения командного факультета Военно-воздушной академии, а затем переводится на заочное отделение. В том же 1948 году он завершает обучение на курсах лётчиков-испытателей.

Чем конкретно занимался Георгий Береговой в те годы? Путевку в небо получали испытанные им новые поколения реактивных самолетов. Именно Георгий Береговой 9 сентября 1949 года поднял в первый полет (в качестве второго летчика) и выполнил испытания самолета Р-2 (И-320). Он активно участвовал в испытаниях таких крылатых машин, как МиГ-19П, СМ-12, СМ-30 (МиГ-19), Як-27К, Су-9, Ту-128, был ведущим летчиком-испытателем по государственным испытаниям самолета Як-25. 

В его летной книге испытателя записаны 63 типа испытанных в небе самолетов. Суммарный налет летчика-испытателя Георгия Берегового на конец 1963 года составил почти две с половиной тысячи часов. Это свыше ста суток, проведенных над землей, в небесной выси!

Георгий Береговой становится заместителем начальника испытательного управления по летной части. А 14 апреля 1961 года, через два дня после триумфального полета Юрия Алексеевича Гагарина на космическом корабле «Восток», полковник Береговой был удостоен звания заслуженный лётчик-испытатель.

Это совпадение было, конечно, случайным, но оказалось из тех, которые круто меняют жизнь человека. Георгий Береговой впервые мысленно «примерил себя» к космонавтике.

Потом, уже через много лет, после космического полета Георгия Берегового, авторы некоторых книг о космонавтах стали утверждать, что стать космонавтом Береговому помогла активная «помощь его бывшего фронтового командира Н.П.Каманина, который тогда руководил подготовкой первого отряда космонавтов». Это неправда. События разворачивались совершенно иначе.

«Я очень хорошо тебя понимаю, Георгий Тимофеевич, - сказал Каманин, внимательно выслушав просьбу своего бывшего сослуживца. – Но по утвержденным нормативам к медицинскому обследованию для зачисления в отряд космонавтов допускаются летчики в возрасте не старше 25-35 лет. А тебе сколько? Уже 40 стукнуло? Извини, но помочь тебе ничем не смогу…».

Но чтобы Береговой уступил и сдался? Никогда! Он в буквальном смысле бомбардирует военное руководство своими раппортами с просьбой разрешить пройти медицинскую комиссию для зачисления в отряд космонавтов. Наконец, кто-то наверху сообразил: а действительно, почему бы не иметь среди героев космоса летчика-фронтовика и аса-испытателя? И положительная виза появилась на очередном раппорте Георгия Берегового.

В 1964 году Георгий Береговой был зачислен в отряд космонавтов – дополнительным набором в группу ВВС № 2. В течение следующих четырех лет он прошёл полный курс подготовки к полётам на космических кораблях типа «Восток», «Восход» и «Союз».

26-30 октября 1968 года полковник Береговой совершил полет на космическом корабле «Союз-3». В полете была сделана первая в истории освоения космоса попытка стыковки с беспилотным кораблём «Союз-2» в тени Земли. Попытка оказалась неудачной: те, кто планировал этот полет, не учли, что всего через полчаса после старта, космонавты будет очень сложно сориентироваться в состоянии невесомости, почти в полной темноте и при отсутствии связи с центром управления полетом на Земле. Космический полет Георгия Берегового продолжался 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд. 

С 1969 года генерал-майор авиации Георгий Тимофеевич Береговой работал заместителем начальника, а с 1972 года - начальником Центра подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина.

Старожилы Звездного городка вспоминают, что особенно городок расцвел и похорошел именно в годы, когда начальником ЦПК стал Георгий Береговой. У Георгия Тимофеевича хватало времени, чтобы заниматься и непосредственной подготовкой космонавтов в ЦПК, и коммунально-бытовыми проблемами Звездного городка. На территории самого Центра подготовки космонавтов многое из того, что здесь сегодня имеется, было создано в те годы, когда Центр возглавлял Георгий Береговой.

В годы работы Берегового окончательно были обустроены и тренажерные залы Центра подготовки космонавтов – зал тренажеров космического корабля и зал тренажеров орбитальных станций. В тренажерном зале «Союзов» за минувшие годы уже неоднократно менялось оборудование: сначала оно было адаптировано для работы с космическим кораблем «Союз», а потом с его модернизированными версиями – «СоюзТ», «СоюзТМ», «СоюзТМА».

Зал орбитальных станций видел тренажеры станций «Салют» первого и второго поколения, орбитального комплекса «Мир». Сегодня здесь тоже готовятся космические экипажи – те, которым предстоит многомесячная вахта на Международной космической станции.

После увольнения из Вооруженных Сил в 1987 году в звании генерал-лейтенанта Георгий Береговой работал в вычислительно-информационном центре «Лидар», а затем в совместном предприятии.

Скончался Георгий Тимофеевич Береговой 30 июня 1995 года после операции по шунтированию коронарных сосудов.

«У человека – судьба, у человечества – история», - написал в одной из своих книг Георгий Тимофеевич Береговой. Береговой вошел в историю человечества всей своей судьбой: летчик-фронтовик, заслуженный летчик-испытатель реактивных самолетов, космонавт, с полета которого началась целая эпоха в освоении околоземного космического пространства, талантливый руководитель десятков и сотен людей, которые продолжили славное дело изучения и освоения космоса. Но самое главное – настоящий Человек.

Летчик, испытатель, космонавт

Летчик, испытатель, космонавт

Георгий Береговой стал первым, кто открыл эпоху в освоении околоземного космического пространства

15 апреля нынешнего года исполняется 100 лет со дня рождения старейшего по возрасту космонавта Земли, уроженца Полтавщины, заслуженного летчика-испытателя СССР, летчика-космонавта Георгия Тимофеевича Берегового (а также дважды Героя Советского Союза).

С ранних лет Георгия влекло к себе небо.  В тридцатые годы прошлого века немало молодых людей старались овладеть азами авиационных профессий. А дом Береговых стоял недалеко от летного поля, на котором тренировались местные планеристы. 

Восемь классов средней школы Георгий Береговой окончил в 1937 году. Мечта – мечтой, но сидеть на шее у родителей он не собирался. Поэтому сразу после окончания школы Георгий сначала пошел работать учеником слесаря на агломерационную фабрику, а с июня 1938 года перешел на работу электрослесарем на металлургический комбинат. Его распорядок дня в те годы был более чем напряженным: в пять утра – подъем, с шести до восьми – занятия в аэроклубе, полеты на самолетах, с половины девятого – работа на комбинате, а вечером – четыре часа теоретических занятий и подготовка материальной части к завтрашним полетам. Дома его почти не видели. После рабочей смены Георгий забегал домой, наскоро перекусывал и до позднего вечера пропадал в аэроклубе.

12 декабря 1938 года Георгий Береговой стал курсантом Военной авиационной школы, которую закончил через два с половиной года по специальности «Летчик бомбардировочной авиации». В начале июня 1941 года ему было вручено свидетельство о завершении летного образования и присвоено воинское звание «сержант».

С 13 июня 1941 года Георгий Береговой служил пилотом 314-го разведывательного авиационного полка 28-й авиационной дивизии. После начала войны 22 июня 1941 года эта авиадивизия оказалась в составе Центрального фронта. Лётчик, командир звена, командир эскадрильи – вот ступени фронтовой «карьеры» Георгия Берегового.

За героизм, мужество и отвагу, проявленные в воздушных боях, 26 октября 1944 года капитан Георгий Береговой был удостоен звания Герой Советского Союза. Конечно, в те военные годы никто и предположить не мог, что ровно через 24 года, 26 октября 1968 года, Георгий Береговой стартует в космос на корабле «Союз–3»…

Война есть война, и военная стезя состоит не только из побед… Трижды за время боевых действий самолет Георгия Берегового сбивали. В родном авиационном полку Берегового уже считали погибшим, но проходило несколько дней после «похорон» и летчик Береговой – к радости товарищей по оружию – возвращался «с того света» живым и здоровым. Во время одного из боевых вылетов он получил легкое пулевое ранение в голень левой ноги.

За период Великой Отечественной войны Георгий Береговой освоил и успешно воевал на таких самолетах, как По-2, Р-5, СБ, Р-6, Як-4, Ил-2. 

Настало мирное время, предстояла массовая демобилизация и каждому, кто находился на военной службе, пришлось определять свою судьбу.

«Я был летчик и по-прежнему хотел летать, - напишет Георгий Береговой через много лет в книге своих воспоминаний «Три высоты». – А еще я прошел сквозь страшное горнило войны и не хотел, чтобы она когда-нибудь повторилась. Все это и определило мой выбор – остаться в армии».

Поэтому с 9 июля 1947 по 23 августа 1948 года Георгий Береговой становится слушателем дневного отделения командного факультета Военно-воздушной академии, а затем переводится на заочное отделение. В том же 1948 году он завершает обучение на курсах лётчиков-испытателей.

Чем конкретно занимался Георгий Береговой в те годы? Путевку в небо получали испытанные им новые поколения реактивных самолетов. Именно Георгий Береговой 9 сентября 1949 года поднял в первый полет (в качестве второго летчика) и выполнил испытания самолета Р-2 (И-320). Он активно участвовал в испытаниях таких крылатых машин, как МиГ-19П, СМ-12, СМ-30 (МиГ-19), Як-27К, Су-9, Ту-128, был ведущим летчиком-испытателем по государственным испытаниям самолета Як-25. 

В его летной книге испытателя записаны 63 типа испытанных в небе самолетов. Суммарный налет летчика-испытателя Георгия Берегового на конец 1963 года составил почти две с половиной тысячи часов. Это свыше ста суток, проведенных над землей, в небесной выси!

Георгий Береговой становится заместителем начальника испытательного управления по летной части. А 14 апреля 1961 года, через два дня после триумфального полета Юрия Алексеевича Гагарина на космическом корабле «Восток», полковник Береговой был удостоен звания заслуженный лётчик-испытатель.

Это совпадение было, конечно, случайным, но оказалось из тех, которые круто меняют жизнь человека. Георгий Береговой впервые мысленно «примерил себя» к космонавтике.

Потом, уже через много лет, после космического полета Георгия Берегового, авторы некоторых книг о космонавтах стали утверждать, что стать космонавтом Береговому помогла активная «помощь его бывшего фронтового командира Н.П.Каманина, который тогда руководил подготовкой первого отряда космонавтов». Это неправда. События разворачивались совершенно иначе.

«Я очень хорошо тебя понимаю, Георгий Тимофеевич, - сказал Каманин, внимательно выслушав просьбу своего бывшего сослуживца. – Но по утвержденным нормативам к медицинскому обследованию для зачисления в отряд космонавтов допускаются летчики в возрасте не старше 25-35 лет. А тебе сколько? Уже 40 стукнуло? Извини, но помочь тебе ничем не смогу…».

Но чтобы Береговой уступил и сдался? Никогда! Он в буквальном смысле бомбардирует военное руководство своими раппортами с просьбой разрешить пройти медицинскую комиссию для зачисления в отряд космонавтов. Наконец, кто-то наверху сообразил: а действительно, почему бы не иметь среди героев космоса летчика-фронтовика и аса-испытателя? И положительная виза появилась на очередном раппорте Георгия Берегового.

В 1964 году Георгий Береговой был зачислен в отряд космонавтов – дополнительным набором в группу ВВС № 2. В течение следующих четырех лет он прошёл полный курс подготовки к полётам на космических кораблях типа «Восток», «Восход» и «Союз».

26-30 октября 1968 года полковник Береговой совершил полет на космическом корабле «Союз-3». В полете была сделана первая в истории освоения космоса попытка стыковки с беспилотным кораблём «Союз-2» в тени Земли. Попытка оказалась неудачной: те, кто планировал этот полет, не учли, что всего через полчаса после старта, космонавты будет очень сложно сориентироваться в состоянии невесомости, почти в полной темноте и при отсутствии связи с центром управления полетом на Земле. Космический полет Георгия Берегового продолжался 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд. 

С 1969 года генерал-майор авиации Георгий Тимофеевич Береговой работал заместителем начальника, а с 1972 года - начальником Центра подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина.

Старожилы Звездного городка вспоминают, что особенно городок расцвел и похорошел именно в годы, когда начальником ЦПК стал Георгий Береговой. У Георгия Тимофеевича хватало времени, чтобы заниматься и непосредственной подготовкой космонавтов в ЦПК, и коммунально-бытовыми проблемами Звездного городка. На территории самого Центра подготовки космонавтов многое из того, что здесь сегодня имеется, было создано в те годы, когда Центр возглавлял Георгий Береговой.

В годы работы Берегового окончательно были обустроены и тренажерные залы Центра подготовки космонавтов – зал тренажеров космического корабля и зал тренажеров орбитальных станций. В тренажерном зале «Союзов» за минувшие годы уже неоднократно менялось оборудование: сначала оно было адаптировано для работы с космическим кораблем «Союз», а потом с его модернизированными версиями – «СоюзТ», «СоюзТМ», «СоюзТМА».

Зал орбитальных станций видел тренажеры станций «Салют» первого и второго поколения, орбитального комплекса «Мир». Сегодня здесь тоже готовятся космические экипажи – те, которым предстоит многомесячная вахта на Международной космической станции.

После увольнения из Вооруженных Сил в 1987 году в звании генерал-лейтенанта Георгий Береговой работал в вычислительно-информационном центре «Лидар», а затем в совместном предприятии.

Скончался Георгий Тимофеевич Береговой 30 июня 1995 года после операции по шунтированию коронарных сосудов.

«У человека – судьба, у человечества – история», - написал в одной из своих книг Георгий Тимофеевич Береговой. Береговой вошел в историю человечества всей своей судьбой: летчик-фронтовик, заслуженный летчик-испытатель реактивных самолетов, космонавт, с полета которого началась целая эпоха в освоении околоземного космического пространства, талантливый руководитель десятков и сотен людей, которые продолжили славное дело изучения и освоения космоса. Но самое главное – настоящий Человек.