Чтобы быть успешным

Школьники должны изучать акмеологию — науку о достижении высоких результатов

ХХІ век требует принципиальных изменений в системе подготовки юного человека к жизни. Формирование личности, которая бы достигала высоких результатов в жизни, умела быстро реагировать на изменчивость современности и постоянно менялась по требованию времени — вот цель передового образования. Настоящий переворот в образовании продемонстрировал Всеукраинский форум акмеологических общеобразовательных учебных заведений «Акмеология — наука ХХІ  века: теоретико-практический аспект», состоявшийся по инициативе Украинского гуманитарного лицея Киевского национального университета им. Т.Г. Шевченко. В попытке достижения акме (вершины) в модернизации образования форум объединил 300 участников из 14 областей Украины, Автономной республики Крым и шести иностранных делегаций.

АКМЕЖИЗНЬ

— Самое главное для учебного заведения — создать для воспитанника ситуацию успеха, помочь ученику поверить в себя и научить, как восходить к вершинам в избранной сфере жизни, как предупредить риск падения и как подняться, когда довелось упасть, — рассказывает директор Украинского гуманитарного лицея, кандидат педагогических наук, народный учитель Украины Галина Сазоненко.

Отечественной акмеологии нет еще и десяти лет, лицей в этой отрасли проводит исследования с 1998 года. Тогда Галине Стефановне повезло перенять опыт Санкт-Петербургской акмеологической академии. Принципы, на которых базируется новая педагогика, заложил Николай Рыбников в 1928 году в акмеологии — науке, изучающей законы вершинных достижений. В образовательной сфере речь идет о достижении в личностном развитии человека высшей точки развития, путем саморазвития индивидуальности, способной самореализоваться.

— Принимая детей в лицей, мы проводим различные виды проверок, чтобы знать задатки каждого и понять, как данную личность поднять к вершине успеха. Это происходит путем сочетания нескольких составляющих: содержания образования, формирования множественного интеллекта через активизацию памяти и внимания. Одаренных детей могут воспитать лишь одаренные учителя, потому и готовим педагогов на принципах профессиональности, мужества и, конечно, успеваемости. Учителя должны осознавать собственное достоинство, а не жаловаться на жизнь. И самый важный фактор формирования успешной личности, занимающий по нашим подсчетам 45% в достижении успеха, — это акмепространство. Дети фактически живут в лицее, потому мы делаем все, чтобы они психологически себя здесь уютно чувствовали, где бы закладывался высокий уровень образованности, то есть тех знаний, которые бы дети могли применять в жизни. Качество знаний соответствует качеству жизни.

Лицей выработал целую систему, как достичь поставленных целей. Среди них, например, кооперирующая технология, которая учит ученика работать в коллективе, а также моделирующая функция, предусматривающая моделирование разных ситуаций в учебном процессе, чтобы приобрести определенный опыт. На таких уроках проводится деловая игра в жизнь, например, для лучшего понимания политической системы страны ученикам предлагается выучить программу одной из партий и представить ее интересы на уроке, отстоять именно эти политические взгляды. Среди новаций — проблемно-поисковая учеба, то есть последовательное и поэтапное решение поставленных проблем. Приучает новое образование и к самостоятельной работе под руководством учителя-тьютера, то есть не передающего знания, а передающего опыт.

— Акметехнологии учат учиться в течение всей жизни, а именно это позволяет человеку достичь в жизни определенной вершины в своей деятельности. Консервативное образование, обучающее простому заучиванию и решению задач, не имеет перспектив, настоящее требует изменения старых подходов, — убежден заведующий кафедрой историко-обществоведческих дисциплин, учитель истории лицея Яков Гольденберг.

ФОРМУЛА УСПЕХА ДЛЯ КАЖДОГО СВОЯ

Во время форума ученики лицея открыли свою формулу успеха: цель в степени настойчивости, умноженная на способности и умноженная на работу. Характерным признаком достижения успеха лидеры ученического самоуправления считают постоянную работу над собой. Попасть в так называемую рабочую группу, где учили успеху, можно было всем желающим, присоединившись к кругу учеников. В одной из них главный редактор газеты «Управління освіти» Людмила Галицина обучала главному закону успеха — принципам удачного общения.

— Человек может находиться только в двух состояниях — состоянии защиты (и это довольно естественное его состояние), то есть: «мир, я тебя боюсь, я от тебя закрыт» — или открытости: «мир, я готов с тобой сотрудничать», — рассказывала Людмила Викторовна. — Основная функция человека — это коммуникация, основная функция лидера — удачная коммуникация, функция успешного человека — эффективная коммуникация.

Демонстрируя различные варианты представления человека — открытого, закрытого и растерянного, пани Людмила убеждала в том, что закрытый человек сам себе не верит, поэтому для него напрасно требовать, чтобы окружение поверило в него. По ее словам, человек воспринимает словесную информацию только на 30%, остальное восприятие проходит через язык нашего тела: мимику, жесты. А на тренинге по успеху каждый ученик мог поверить в свои силы, составляя список своих достоинств и умений.

— Мне очень понравился форум, считаю, что подобные мероприятия современному образованию очень необходимы, ведь нужно двигаться вперед, и услышать мнение по этому поводу от лидеров ученического самоуправления необходимо, чтобы развивать новые формы учебы, — говорит глава лицейского братства Влада Скаченко из Криворожского Жовтневого лицея. — Лично я попытаюсь применить все средства достижения успеха. Хочу получить две профессии, как материальную опору — специальность экономиста, а для личностного развития — стать художником или поэтом.

— Для того чтобы достичь чего-то в жизни, нужно придерживаться, по меньшей мере, трех составляющих — поставить конкретную цель и выработать план, как ее достичь, или рассказать ее тому, кто заставит достичь запланированного. Например, пусть родители расскажут детям, что мечтают осуществить кругосветное путешествие, и дети заставят их это сделать. Второе — окружить себя людьми, которые будут положительно на вас влиять и поддерживать, и третье — не слушайте советы тех людей, которые в избранной вами сфере ничего не смыслят или испытали поражение. Например, будьте осторожны с мамиными советами относительно замужества, если у нее самой не сложилась личная жизнь, — поделилась своими законами успеха народный депутат Олеся Оробец, которая, кстати, является выпускницей лицея.

По словам Олеси Юрьевны важной составляющей успеха является умение общаться грамотно на разных языках, здесь народный депутат особенно настаивала на изучении двух языков — украинского и английского.

— Сегодня учеников никто — даже родители — не учит, как правильно распоряжаться деньгами, однако это едва не основной фактор благополучия — не только зарабатывать, но и удачно вкладывать, — обеспокоена пани Леся. — Еще один фактор успеха — умение распоряжаться собственным временем. Странно, но чем больше дел у человека, тем больше он успевает.

Чтобы работа форума не прошла напрасно, а его достижения использовались и в дальнейшем, на базе Украинского гуманитарного лицея создадут Всеукраинский акмеологический центр. И его двери будут открыты для всех желающих научиться успеху.