Андрей САДОВЫЙ: Евро-2012 принимают — города!

Совещания на высшем уровне по этому поводу, отчеты, встречи, проверки проходят в Украине ежедневно. Это и не удивительно, ведь «с момента решения УЕФА прошло несколько месяцев, но реальный прогресс отсутствует», — это заключение, сделанное Мишелем Платини и направленное в письме Президенту Украины, перепечатывают украинские газеты и пересказывают рядовые граждане, причем с ощутимой нервозностью. Мы отстаем от намеченных графиков с катастрофической скоростью, особенно это касается Львова, как отметил Платини. Здесь открыто между депутатами и простыми горожанами обсуждается тема: не отнимут ли у города право принимать футбольный чемпионат?

В попытке выяснить все из первых уст мы обратились к мэру Львова Андрею Садовому, который, в отличие от многих львовян, настроен чуть ли не наиболее оптимистически:

— Андрей Иванович, возможно, что-то из последних событий внушает вам надежду, что Львов все же достойно встретит чемпионат?

— Недавно прошла встреча, инициированная Президентом Украины, где присутствовали мэры принимающих городов. Признаюсь, состоялся очень конструктивный двухчасовый разговор. Чуть ли не впервые за последние девять месяцев, с того времени как мы получили право принимать Евро, мы донесли до главы государства непосредственную информацию, которую он должен знать. Ведь он лично как Президент гарантировал качественное проведение чемпионата. Мы же на себя, как принимающие города, берем до 80 % всей нагрузки. Государство отвечает за дороги и таможенные переходы, все другое — на наших плечах. Президент это понимает, как понимает и то, о чем говорил каждый глава города, когда перечислял свои проблемы (и на этом мы все сошлись) — об отсутствии прозрачной системы финансирования. Такова реальность. Чтобы реализовать все амбициозные проекты, кроме идей и желания, нужны еще финансовые ресурсы. А мы на сегодняшний день имеем очень большую диспропорцию. Кстати, вместе с нами был исполняющий обязанности мэра Киева Голубченко, который тоже говорил об очень тяжелой финансовой части. Но при всем том на одного жителя Киева на сегодняшний день из бюджета приходится в 7—9 раз больше средств, чем на одного жителя Донецка, Днепропетровска или Львова. И этого Киеву, оказывается, мало. С этим можно согласиться, хотя финансовое положение Киева является более- менее нормальным. Однако что же тогда говорить нам? Если из всех налогов, собираемых на территории города Львова, из этого большого пирога в городе остается всего 20 %, а 80 государство забирает?

Поэтому вполне справедливо прозвучало консолидированное предложение всех глав принимающих городов: оставлять городам 50 % налога на прибыль предприятий некоммунальной формы собственности.

Президент дал поручение министру финансов проработать эту мысль. В ближайшее время состоится координационный совет по Евро, который снова будет проводить Президент, и я надеюсь, что так и произойдет. И думаю, что мы за этот месяц сделаем то, чего не сделали за все предыдущие месяцы в плане понимания государством позиции принимающих городов.

— А сколько в бюджете всего предусмотрено на город Львов как место проведения будущего футбольного чемпионата?

— В государственном бюджете на город Львов предусмотрено ноль целых и ноль десятых. И это при том, что каждый день мы получаем до 20 писем от министерств, ведомств с требованиями «немедленно», есть такой термин «сверхсрочно», подать информацию. Мне нужно вводить дополнительно в штат людей, которые бы только тем и занимались, что давали ответы на различные информационные запросы.

— Сегодня во Львове значительная часть депутатского корпуса обвиняет городские власти в волоките, бездеятельности. Утверждают: что ни попросил мэр (людей, которых он пожелал в новообразованный департамент, своего представителя в Киеве, который тоже ложится бременем на городской бюджет) — со всем согласились. А результатов не видно...

— Я думаю, что сегодня очень многие политиканы используют Евро для того, чтобы заработать себе определенные баллы, и тем создают определенное напряжение. Создают какие-то наблюдательные советы, комиссии, общественные организации требуют отчитаться... Люди пытаются заработать себе политический капитал, не понимая, что сейчас золотое время, чтобы качественно сформатировать и запустить львовский проект в работу. Для меня сегодня главным является вопрос стадиона, аэропорта, площадок под отели, европейской железной дороги во Львов, медицинской инфраструктуры, транспортной развязки... И пробуя осуществлять все это, воплощать в жизнь, я пытаюсь решить проблемы, существующие в городе. Для того, чтобы простой житель получил потом на порядок более комфортную жизнь.

— Давайте все по порядку. Начнем со стадиона, с которым связано чуть ли не больше всего скандалов...

— Я хочу, чтобы вы лучше поняли, что происходит со стадионами. Вот возьмем пример Австрии — Евро-2008.

— Кстати, на взгляд проверяющих от УЕФА, которые недавно были в Киеве, мы должны перенимать именно опыт стран-соседей...

— Так вот в австрийском городе Инсбрук 98% стоимости стадиона финансирует государство. Что касается польских городов, принимающих Евро, то 40% стоимости стадиона финансирует государство. Берем украинские города. Донецк — финансирует Ахметов. Днепропетровск — финансирует Коломойский. К огромнейшему сожалению, в городе Львове таких богатых людей нет. А возможно, это и к лучшему, потому что имеем равную ситуацию. Следовательно, город Львов — это вопрос городского совета. Что нам удалось до этого времени? Мы провели качественный конкурс, я счастлив, что в этом конкурсе победила компания, построившая стадионы в Инсбурге, Зальцбурге, Клагенфурте, плюс большой объем работы имела по строительству стадиона в Мюнхене к чемпионату 2006 года.

Не могу не сказать, что многие люди на этом проекте пытались заработать неизвестно какие баллы. Компания «Аксен», делавшая свое предложение вместе с «Импленией», требовала, чтобы мы ей дали в залог 5 тыс. кв. м площадей на проспекте Свободы. Как город может это сделать? Конкурсная комиссия единогласно признала победителем «Альпину», они начали проектирование, чтобы уже в июне начать строительные работы.

— На последней пресс-конференции журналисты просили назвать инвестора, который вложит средства в строительство стадиона. На этом, кстати, настаивают и должностные лица — определиться с инвестором. Однако до сих пор какой-то ясности в этом вопросе нет...

— Инвестиционное соглашение будет утверждаться сессией городского совета, и договор, который мы заключим, будет первым в Украине договором публично-частного партнерства. Инвестиционный консорциум создает компания «Альпина», и он будет финансировать этот проект. Город же выступит гарантом строительства. И наше задание — построить стадион к 2010 году, мы выполним. Такой сложной ситуации, как во Львове, нет ни в одном городе ни в Украине, ни в Польше. Но поскольку идея проведения чемпионата родилась, собственно, во Львове, мы несем огромную ответственность. И должны выполнить все обязательства намного качественнее, чем от нас даже ждут.

— А не ляжет ли это бременем на жителей города? Ведь Львов и так имеет долги...

— Какие? Кредит мирового банка — 40 миллионов долларов, а активы города — несколько миллиардов, это смешные деньги. Облигации, которые мы выпустили в прошлом году на 90 миллионов и израсходовали на инфраструктурные проблемы города и которые обернутся для нас прибылью?

— И все же создается впечатление, что все во Львове идет с огромным скрипом. Даже земля под стадион — и с ней тоже проблемы. «Зеленбуд» пытается ее отсудить. Состоялось, кажется, уже два судебных заседания...

— Эта земля однозначно принадлежит городу. Это то же самое, как если бы у вас, например, была своя квартира, а кто-то на нее претендовал. Однако у вас есть качественно оформленные документы, и вы идете в суд, чувствуя себя спокойно. Ну, хотят люди на этом заработать несколько гривен, что поделаешь... Когда-то, 50 лет назад, имели аренду, эта аренда давно закончилась... Всегда так было, в Украине, Европе, Китае — когда делаются большие проекты, всегда находятся те или иные организации, пытающиеся создать какие- то проблемы, договориться, чтобы иметь от этого определенные преференции. Человек, являющийся патриотом города, никогда такие вещи делать не будет.

— Вы можете конкретно определить, что является самой большой проблемой при подготовке к чемпионату?

— Непонимание государством до конца, что Евро-2012 принимают города. Президент нас услышал, теперь если государство перестанет заниматься имитацией большой работы, а сконцентрируется на принимающих городах, все станет на свои места. И было бы неплохо, чтобы первые лица государства все же спросили: чем вам нужно помочь? И мы вместе сядем и выстроим необходимую модель. И продвинемся, наконец, вперед.

Вот я хочу сегодня спросить: почему во Львов (который является первым большим городом от границы, принимающим туристов) нельзя качественно приехать по железной дороге? Почему 100 лет назад, при Австрии, ты садился в поезд во Львове и через 12 часов был в Вене? Сейчас 23 часа нужно ехать! Когда я сегодня это говорю министру транспорта, мне отвечают: нас западное направление не интересует, потому что оно неперспективное, мы будем развивать дороги на Луганск... Разве с таким пониманием мы куда-то придем? Мы провели переговоры с Европейским банком реконструкции и развития, мы провели переговоры со всеми необходимыми структурами польской, бельгийской железной дороги, построившими подобные европейские железные дороги до Каунаса. Теперь предлагаем этот проект делать в Украине. Это же ворота на запад. И мы этот проект осуществим, хотя за то время, пока я работаю мэром, сменились три правительства, три министра. А государственнического подхода нет, как нет понимания неотложных потребностей. Но есть ма-а-с-са бумаг! Для построения европейской железной дороги нужна консолидированная группа инвесторов, мы своими силами инициируем разработку проекта, но государство должно дать месседж: да, мы государство — Украина, нам это нужно. И если по результатам совещания Президентом будут даны соответствующие поручения, я посчитаю это большим успехом.

— А по аэропорту, вокруг которого тоже столько разговоров и скандалов, на чем мы стоим?

— На том, что за последние полгода полностью заблокирована ситуация. То есть есть указ Президента от 24 октября о передаче аэропорта в коммунальную собственность города. На сегодняшний день этот указ не выполнен, он саботируется, и этот вопрос я также поднял. Когда чиновники высокого уровня говорят, что указы Президента носят рекомендательный характер, мне стыдно за таких людей. Городской совет заказал проект по аэропорту, заказали мы и тендерную юридическую документацию. А дальше застопорились, хотя готовы продолжать работу! Кто-то пытается задействовать какие-то темные схемы, потому что хочется, чтобы этот аэропорт был не коммунальным, а частным. Я этого не допущу. Да, это наше слабое место. Но думаю, что в ближайшее время мы проект реализуем. Однако мы потеряли полгода!

— То есть вы хотите как можно больше имущества оставить в коммунальной собственности?

— Конечно. Возможно, это кому-то не нравится с точки зрения капитализма, но тот же пример Австрии, где все основные объекты находятся в собственности государства и города, и качественный менеджмент дает положительные результаты, вселяет надежду. Концепция, разработанная нами, говорит (это подсчитали серьезные аналитики) — для строительства терминала нам нужно от 50 до 75 миллионов евро, смотря на какой трафик мы будем рассчитывать. Но дело не в деньгах (деньги найдем), я вижу, что есть какие-то опять же темные схемы. Где-то там крутятся в министерстве. Ну, пусть немного покрутятся (все же сегодня можно просчитать). — Мы же делаем все публично.

— Украине для строительства и реконструкции дорог в рамках подготовки к чемпионату требуется, по определению службы автомобильных дорог, 33,5 млрд. гривен. Хотя сначала планировалось, что это будет 46 млрд. 302 млн. гривен, однако позже несколько объектов отпало. Получил ли уже что-нибудь Львов?

— Ноль целых и ноль десятых. Однако о строительстве спрашивают. Так что, я должен не финансировать медицину, культуру, образование, а делать дороги? И так из городского бюджета мы сегодня закладываем 110 миллионов — рекордную сумму. Нам во Львове к Евро нужно реконструировать 100 километров и построить новых 20. Мы это делаем, однако я говорю: уважаемое государство, мы — город с огромными потребностями, вы у нас забираете 80% налогов, над этим стоит задуматься.

— И последнее. Во Львове поговаривают, что вы якобы не против того, чтобы Евро проходило в Харькове и Одессе. Это интерпретируется как непатриотизм!

— Есть мысль, высказанная президентом федерации футбола Украины Суркисом и президентом федерации футбола Польши Лицкевичем — увеличить количество футбольных команд-участниц чемпионата 2012. Если увеличить количество команд до 24, то возникает шанс у нескольких городов Украины и Польши тоже быть задействованными в этом процессе. Лично я поддерживаю эту идею, ведь мне очень хотелось бы, чтобы футбольный чемпионат прошел в Кракове, я очень люблю этот город. На сегодняшний день он в списке запасных городов. Я очень хочу, чтобы матчи состоялись также в Харькове и Одессе. Чем больше зрителей в Украине и Польше увидят футбол, тем более популярной будет эта игра. Однако это решение принимаю не я. Мою фразу просто вырвали из контекста.

На сегодняшний день «Евро- 2012» многими воспринимается как гражданская война, и пытаются друг под друга очень сильно «копать». Если раньше, например, войны использовались в странах как консолидирующий фактор, то у нас уникальная ситуация — объединительный фактор нивелирует наше гетманство. И это печально...