Росія – «держава-ізгой»

Как внешнеполитическая стратегия Путина вписывается в эту концепцию

Со времен окончания холодной войны и прекращения блочного противостояния главной угрозой безопасности мирового демократического сообщества считается опасность неадекватного поведения так называемых «государств-изгоев» («-парий», «-агрессоров»). В последние 15—20 лет это понятие, не будучи признанным термином международного права, решительно вошло в лексикон практической международной политики и политологической науки.

«Государства-изгои» — это такие страны, которые не признают правила цивилизованных межгосударственных отношений, являются угрозой безопасности и стабильности, в первую очередь, для стран-соседей на региональном уровне, но также могут угрожать глобальной безопасности. В распоряжении у некоторых из этих государств есть оружие массового уничтожения — ядерное, химическое, бактериологическое, либо же существует высокая вероятность возможности завладения ими этим оружием, а в таком случае реальна высокая опасность его применения или угрозы его применения.

Концепция «государств-изгоев» в первый раз была сформулирована администрацией президента США Дж. Картера, когда в 1979 году был обнародован список «государств-спонсоров терроризма». С того времени фигурантами этого списка становились: Ирак, Иран, Куба, Ливия, Судан, Сирия, Южный Йемен, Северная Корея, а также СССР — как «империя зла». Сегодня в политологической литературе и международных документах за «государствами-изгоями» закрепилась роль самостоятельного класса субъектов международной системы наряду с «развитыми государствами», «развивающимися демократиями» и «несостоявшимися государствами».

В 1993 году советник президента США по национальной безопасности Э. Лейк впервые представил развернутое определение группы таких государств, которые находятся за пределами «круга демократии» и представляют угрозу для государств, которые находятся в середине этого круга. Обобщая это, а также другие определения можно сформировать такие критерии принадлежности той или иной проблемной страны к группе «государств-изгоев»:

•   наличие авторитарных режимов правления;

•   систематические нарушения прав человека как по отношению к своим собственным гражданам, так и по отношению к гражданам других государств;

•   враждебное/недружественное отношение к США и их союзникам;

•   агрессивная внешняя политика;

•   систематическое нарушение норм международного права;

•   применение силы или угроза ее применения;

•   спонсирование терроризма;

•   попытка завладевания оружием массового уничтожения, угрозы его применения.

Современная внешняя политика РФ по отношению к странам постсоветского пространства, в первую очередь — Украины, отвечает международно-правовому определению понятия «политическая агрессия» (Резолюция ГА ООН от 14 декабря 1974 года), а Россия таким образом является государством-агрессором. При этом главной задачей Путина является дестабилизация, расшатывание и уничтожение украинской государственности.

По мнению британского журналиста и политолога, главного редактора журнала The Economist, автора бестселлера-пророчества 2008 года «Новая холодная война» Э. Лукаса, действия Путина являются противоположными тому, что можно считать европейскими ценностями. Эти действия основаны на страхе, лжи и фанатизме, а его государство — хищник, который является врагом гражданина и общества. Мировая история свидетельствует о большой опасности политики «умиротворения» агрессора. Уступки агрессору лишь преумножают количество жертв, еще больше раскручивают спираль дальнейших уступок, из которой выбраться становится все сложнее.

Путинская угроза свободному миру намного серьезнее, чем угроза со стороны Исламского Государства (подобная же оценка была высказана и президентом США Б. Обамой), поскольку победа над последней будет зависеть лишь от объемов ресурсов, которые на это направляются. Россия же владеет ядерным арсеналом, а ее стратегия заключается в:

  дестабилизации, политическом подчинении и экономическом уничтожении Украины;

  продолжении имперской экспансионистской политики на постсоветском пространстве за счет военной силы и мощной пропаганды;

  попытках разрушения международной системы безопасности путем расшатывания единства в рамках НАТО и ЕС.

Расшатывание ЕС происходит путем откровенного подкупа и коррупции элит отдельных стран, финансовой поддержки радикальных и маргинальных европейских партий («Национальный фронт» во Франции, Британская национальная партия, националистическая партия «За лучшую Венгрию», леворадикальная «СИРИЗА» в Греции и т. п.). Путин подкупает газовыми контрактами государства вроде Венгрии, Австрии и Болгарии, а также запугивает страны Балтии перспективой гибридной войны. Все это направлено на раскол и коррупционное инфицирование Европы, развал ЕС и дискредитацию его ценностей. Последним проявлением такой политики стало проведение в Санкт-Петербурге в конце марта этого года «Международного российского консервативного форума» при участии 11 наиболее одиозных националистических движений и радикальных партий Европы.

Фактическая форма правления в России — личная диктатура, которая является нестабильной и шаткой, поскольку в ней отсутствуют сдерживания и противовесы. Все держится на авторитаризме одного лица, которое не является бессмертным и отличается частыми колебаниями настроения, опасностью возможного спонтанного принятия необратимых решений с катастрофическими последствиями. Симптоматическими в этой связи являются высказывания заместителя главы администрации Президента РФ В. Володина, который отмечает, что без Путина нет России. Российская система власти является нестабильной и нуждается в постоянном личном вмешательстве В. Путина, она может рухнуть в любой момент, что вызывает опасения относительно возможной судьбы ее ядерного арсенала. Политическая жизнь путинской России является скрытой и параноидальной. Совместное господство коммерческих, бюрократических, криминальных и КГБ-шных интересов уничтожило политические, демократические институты и превратило Конституцию в посмешище. В стране господствует ядовитая пропаганда, направленная на искусственно созданного внешнего врага — Запад и демонизированную «пятую колонну».

По мнению аналитиков и западных политиков, вероятной целью российской агрессии после Украины могут стать страны Балтии, которые в прошлом году подвергались регулярным провокациям со стороны России в форме многочисленных нарушений морской и воздушной границы военными кораблями и авиацией России. Поэтому НАТО должен быть готов на случай полномасштабной атаки России на страны Альянса. Общее мнение военного руководства Альянса является таким: Россия не действует по международным правилам и нормам; она существенно увеличила финансирование оборонной отрасли, включая ядерное вооружение; дезинформационная кампания Путина поражает.

Следующей мишенью российской внешней агрессии с лицемерной целью «защиты» «русского мира», кроме Балтии, могут стать другие постсоветские страны со значительным количеством «русскоязычного» населения, среди которых Беларусь и Казахстан. Осенью 2014 года Путин сделал попытку проверить на скорость реакцию руководства этих стран, отметив, что «казахская государственность ранее никогда не существовала» намекая на то, что эта государственность вправе существовать до тех пор, пока у власти в стране находится Н. Назарбаев, который «создал эту государственность» и пользуется благосклонностью российского руководства. Президент Казахстана, в свою очередь, отметил, что его страна имеет полное право отказаться от членства в экономическом союзе (намекая на Евразийский союз), члены которого нарушают установленные правила и угрожают независимости республики. Президент А. Лукашенко, со своей стороны, в январе этого года призвал уважать суверенитет и независимость Беларуси: «Есть отдельные умники, которые заявляют, что Беларусь — это часть «русского мира» и едва ли не России. Забудьте. Беларусь — суверенное и независимое государство. Мы заставим любого, кто думает, что не было такой страны, уважать наш суверенитет и независимость. Не было, а теперь есть, и с этим нужно считаться».

Неадекватное поведение руководства России, многочисленные факты ее поддержки и спонсорства террористов дает серьезные основания рассматривать соответствие политического режима РФ критериям определения термина «государство-изгой» («-пария», «-агрессор», «ось зла», «преступный режим», «спонсор терроризма», «мракобесное государство» — rogue state, pariah, outlaw state, backlash, renegade regime), который хотя и не является сегодня устойчивым термином международного права, но твердо вошел в политологический лексикон, а также тексты международных политических и безопасностных документов, среди которых — Стратегия национальной безопасности США (2004).

Одиозные действия РФ, юридически доказанные факты ее военной агрессии против Украины, продолжительная Антитеррористическая операция, которая уже год проводится Украиной против спонсируемых Россией местных и засланных ею террористов на Донбассе, сбитый 17 июля 2014 года... с территории подконтрольной пророссийским боевикам малайзийский пассажирский лайнер МН-17, другие доказанные случаи содействия России международному терроризму, отравление в 2006 году в Лондоне радиоактивным полонием бывшего офицера ФСБ РФ А. Литвиненко, загадочные бандитские убийства российских политиков-оппозиционеров и общественных деятелей (А. Политковская, Б. Немцов и другие), а также соответствие другим приведенным критериям характеризует РФ как «государство-изгой». Такая оценка подтверждается заявлениями известных мировых политиков и влиятельных международных организаций.

Президент Литвы Д. Грибаускайте открыто назвала Россию террористическим государством, деятельность которого угрожает не только Украине, но и другим европейским странам.

Президент Европейского Совета Д. Туск в конце января 2015 года заявил о том, что мир должен усилить давление на агрессора в лице РФ, поскольку политика «умиротворения» побуждает его к еще большему насилию.

27 января этого года Верховная Рада Украины приняла Постановление об Обращении в ООН, Европарламент, Парламентскую Ассамблею Совета Европы (ПАСЕ), ПА НАТО, ПА ОБСЕ, ПА ГУАМ, парламенты государств мира, в котором она «признает РФ государством-агрессором и призывает международных партнеров Украины не допустить безнаказанности виновных за преступления против человечности, совершенные с начала российской агрессии против Украины, признать РФ государством-агрессором, которое всесторонне поддерживает террористов и блокирует деятельность СБ ООН, чем ставит под угрозу международный мир и безопасность, а так называемые «ДНР» и «ЛНР» признать террористическими организациями». В тот же день ПАСЕ призывала Россию воздержаться от финансирования и военной поддержки незаконных вооруженных групп и дестабилизации ситуации в Украине.

Учитывая изложенные факты и авторитетные оценки, вполне аргументированно можно утверждать, что агрессивная международная активность России, доказанное содействие и спонсирование ею международного терроризма, по крайней мере в последний год на востоке Украины, другие события и оценки внутренней и внешней политики РФ доподлинно свидетельствуют о соответствии ее действий определенным критериям принадлежности к «государствам-париям».