МЕНЮ

Не немые громады

Олеся ШУТКЕВИЧ, «День»
15 мая, 2020 - 12:15
Почему пандемия коронавируса повысила спрос на локальные медиа и чем они подпитывают интерес своего читателя?

Непрерывный поиск ответов на вопросы, связанные с эпидемией коронавируса, повысил рейтинг местных медиа. Людей не так интересовало, «что делает государство, чтобы помочь нам?», как то, что происходит за пределами собственного двора: «сколько больных в городе?», «обеспечены ли больницы?», «что я должен делать, чтобы уберечь свою семью?» и «какие действия местной власти и врачей по противодействию пандемии?». Ситуация с эпидемией вывела новости местных журналистов на передний план. Они снова стали ключевыми и важными, несмотря на риск, продолжали вести репортажи из больниц, продуктовых рынков, коммунальных учреждений и церквей. Собственно, COVID-19 показал необходимость существования местной прессы, потому что каждой громаде нужен свой голос. Другое дело, как он звучит — громко и правдиво или тихо и провластно. Изменения, которые принесли реформы децентрализации, государственного вещания и разгосударствление прессы, продиктовали новые правила игры. Соответственно, мяч сейчас на поле тех, кто успел трансформироваться, провести ребрендинг и освоить новые медиаинструменты.

«В РЕДАКЦИИ ПЯТЬ СОТРУДНИКОВ: ЕЖЕНЕДЕЛЬНО ВЫПУСКАЕМ ГАЗЕТУ, А ЕЖЕДНЕВНО НАПОЛНЯЕМ САЙТ ЭКСКЛЮЗИВНЫМИ НОВОСТЯМИ»

На Винничине нишу локальных медиа пытаются занять, прежде всего, разгосударствленные районные газеты. Некоторые редакции не могут работать по новым правилам, поэтому уже ликвидировались или на грани ликвидации. Часть перерегистрировалась, но кроме изменения юридического статуса, ничего фактически не изменилось, потому что главным источником прибыли редакции в дальнейшем остается городской или районный советы.

Толчок к развитию в течение последних лет «районкам» оказывает Агентство развития региональных медиа «Або», менторы которого помогают редакторам в разных регионах создавать сайты, производить качественную журналистику и таким образом иметь влияние не только на свою территорию, но и на соседние. В свое время воспользовалась этим предложением и редакция Калиновской районной газеты «Прапор перемоги». В 2018 году они создали сайт «Калинівка.Сіty», при этом сохранили бумажную версию газеты, удержали тираж и нарастили читательскую аудиторию. Сейчас их публикации перепечатывают не только винницкие областные ресурсы, но и порой общенациональные.

«Наша редакция еще задолго до разгосударствления перешла на освещение деятельности органов власти по договору, то есть реформа по разгосударствлению ничего нового нам не принесла, потому что по такому принципу мы работали еще с 2004 года. Все время пытались минимизировать долю поступлений от власти и, в конце концов, свели ее до нескольких процентов от редакционного бюджета. В этом году заключили договор на 20 тысяч гривен. Почему-то многие привыкли считать, что региональная журналистика, особенно районная, «ущербна», второсортна. Хотим и стараемся доказать, что это не так, — рассказывает главный редактор газеты «Прапор перемоги» и сайта «Калинівка.Сіty» Василий БАБИЙ. — Сейчас мы работаем на полной самоокупаемости. В редакции, страшно сказать, работает пять сотрудников: еженедельно выпускаем газету на 12 страницах, а ежедневно наполняем сайт эксклюзивными местными новостями, никаких рерайтов не ставим. Это поднимает рейтинг и посещаемость. В апреле по всей сети платформы «City», а это 48 сайтов по всей Украине, — мы в десятке лучших по посещаемости. Безусловно, «помогла» эпидемия. Новость о том, что 26 медиков заразились коронавирусом, набрала более 50 тысяч просмотров — это наш рекорд. Теперь задача удержать планку после карантинных новостей и не сократить объем предоплаты, поскольку именно газета является главным источником наполнения бюджета».

«НЕ ПРОСТО НОВОСТНОЙ РЕСУРС ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ, НО И НОВАЯ ПЕРСПЕКТИВА ДЛЯ ГИПЕРЛОКАЛЬНОГО МЕДИАБИЗНЕСА»

Интересный способ журналистского гиперлокального сотрудничества для читателя возник на Черниговщине. Две редакции «районок» — корюковского «Маяка» и менского «Нашего слова» — решили создать совместный сайт «Сусіди.City» (опять же, при менторской поддержке агентства «Або»). Он объединяет два города — Мена и Корюковка, близкие территориально и по духу громады, и стал интересным, а самое главное — полезным не только жителям этих территорий, но и соседних. Как отмечает главный редактор «Сусіди.City» Александр НАЗАРЕНКО, сам замысел предполагал, что в будущем к платформе будут привлекаться и другие «районки», однако не все хотят оставить удобную зону комфорта и встать на безумные рельсы универсальной журналистики.

«Я предложил своей коллеге, редактору «Маяка» Ирине Гаевой, подать совместную заявку на конкурс агентства и создать объединенную редакцию «Сусіди.City». Мы выиграли, и так в начале октября 2018-го появился наш сайт. Раньше в нашем регионе не было интернет-ресурса. Теперь имеем. Газеты наши работают до сих пор. А сайт — это новый опыт. Не просто новостной ресурс для читателей, но и новая перспектива для гиперлокального медиабизнеса, — объясняет Александр Назаренко. — Наша редакция еще до реформы была самодостаточной, а последние годы перед реформированием мы вообще не получали никаких дотаций. Поэтому с экономической точки зрения нам было достаточно легко перейти на самостоятельные рельсы. Однако такой ситуацией, к сожалению, могут похвастаться не все мои коллеги. Многие из них до сих пор зависят от власти, в частности от выделенных денежных средств из бюджета громады. Коллеги боятся выйти из сравнительно комфортных условиях и двигаться дальше. Мы предлагали соседним редакциям участвовать в конкурсах и проектах, но основная отговорка: «Едва успеваем делать газету, сайт — не потянем». Хотя при сегодняшних технических условиях, наработанной системе и коммуникации ничего сложного нет. И именно сайт в трудные моменты может удержать на плаву».

«КОНЕЧНЫМ БЕНЕФИЦИАРОМ МЕСТНЫХ МЕДИА ДОЛЖЕН БЫТЬ ЧИТАТЕЛЬ, А НЕ ВЛАСТЬ ИЛИ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ»

Экономические последствия от COVID-19 могут существенно повлиять на региональные редакции, поскольку многие предприятия уже отказываются от рекламы, а подписная кампания во втором полугодии может быть не такой успешной, как в первом. Но людям в любом случае нужна информация, причем быстро и качественно. Оптимальный выход   — это интернет-ресурс, связанный с соцсетями и месседжерами, убеждает СЕО сайта Славянска 6262.com.ua Валерий ГАРМАШ. Сам он предприниматель с многолетним стажем, и когда в сентябре 2014 года Славянск освободили от боевиков, а в городе с информационной орбиты практически исчезли все СМИ, решил срочно создавать местный интернет-ресурс. Его называет социальной инвестицией в громаду, потому что люди должны быть информированы, а значит «вооружены».

Валерий дал себе обещание, что год будет содержать сайт на собственные средства. Выкупил франшизу с готовым адаптированным ресурсом, собрал команду, которая начала создавать качественный местный контент, а за четыре месяца сайт вышел на самоокупаемость. И это при том, что ресурс принципиально не печатает политической рекламы или джинсы, а сотрудничает исключительно с представителями местного бизнеса в отдельных рубриках с маркировкой. Таким образом, общество получает доступ к правдивой локальной информации.

«Во время карантина посещаемость на сайте выросла в два с половиной раза. И это еще раз свидетельствует о том, что создание этого ресурса было правильным решением, потому что люди нуждаются в информации о том, что происходит рядом. Аудитория хочет знать про свой город, улицу, двор. Приближенность к аудитории — это одно из преимуществ локальных редакций. Ведь это — быстрое взаимодействие и возможность увидеть результат своей работы «на месте», особенно если это независимое издание, без олигархических влияний или конъюнктуры, — отмечает Валерий. — В своей каждодневной работе команда сайта ориентируется, прежде всего, на жителей Славянска. Конечным бенефициаром местных медиа должен быть читатель, а не власть или политическая партия. К сожалению, не все лидеры политсил или представители власти понимают, что сейчас другие времена, и не все будут плясать под их «дудку». Ориентировочно с 2014 года я замечаю, что в громадах активно начали появляться сайты. Они экспериментальные, грантовые, содержащиеся всеми возможными способами, только бы «не лечь» под власть или политиков. Это и есть новая украинская журналистика».

«ДО ПОЯВЛЕНИЯ VAROSH ЭТУ ИНФОРМАЦИЮ МОЖНО БЫЛО УВИДЕТЬ ТОЛЬКО НА ПРИКЛЕЕННЫХ АФИШАХ»

Самым перспективным и популярным направлением развития локальных СМИ в последнее время считаются онлайн-путеводители. В них можно рассказывать о том, чем живет город и как в нем можно провести свободное время, знакомить с интересными людьми, местными промыслами, ремеслами и традициями. Образцом успешного сити-гайда является закарпатское издание Varosh — журнал о культуре, моде, людях, заведениях питания и отдыха, событиях, искусстве, путешествиях Закарпатья. Издание создали супруги Росана и Дмитрий Тужанские, которые переехали из столицы в Мукачево. Имея опыт в рекламной и медиаиндустрии, они запустили первый полноценный закарпатский сити-гайд, который за несколько лет стал довольно популярным среди местных и жителей всей Украины.

«Когда мы приехали на Закарпатье, нам не хватало издания, которое писало бы о регионе правильно. Не о политике или криминале, а о талантливых людях, интересных местах и событиях, то есть мы стартовали с путеводителя, который водил людей по культурным местам. Потому что до появления Varosh эту информацию можно было увидеть только на приклеенных афишах. Постепенно появлялись разделы о людях, идеях, жизни, новостях. А год назад мы выиграли грант на перезапуск издания, изменили дизайн и создали более 20 мультимедийных проектов, которые как раз направлены на то, чтобы рассказать о Закарпатье Украине, — рассказывает Росана Тужанская. — Однако вопрос самоокупаемости остается самым сложным. Каждые медиа требуют средств, содержать их можно или благодаря постоянному инвестору, или за собственные редакционные ресурсы — это, прежде всего, реклама и грантовые проекты. Собственно, они и являются нашим источником. Но работать так очень сложно и почти на грани с чем-то нереальным. То есть гранты и рекламы                — это классные штуки, но их не всегда хватает. И все семь лет издания         — и я, и мой муж — мы работаем в других проектах, порой зарабатываем где-то, чтобы инвестировать в Varosh. Это медиаволонтерство для развития нашего региона. Ведь хотя бы одно медиа здорового человека на Закарпатье должно быть».

«НЫНЕШНЯЯ СИТУАЦИЯ ТОЛЬКО ПОДЧЕРКНУЛА НЕДОРАЗУМЕНИЯ МЕЖДУ РЕГИОНАМИ И ЦЕНТРОМ»

Интерес к локальным СМИ среди украинцев связан не столько с пандемией, как с различиями в действиях и влияниях центральной и местной элиты, отмечает медиаэксперт Антонина Мних.  Пандемия только выкристаллизовала эти тренды и подчеркнула, сделав более рельефными. То есть акцентировала внимание на медицинских аспектах или карантинных ограничениях.

«На самом деле это эхо всех тех политических процессов, которые происходят в стране, и в хорошем смысле последствия децентрализации, которая «разбаловала» территории. Она позволила людям на местах почувствовать свою значимость и возможность решать проблемы в своих громадах. Соответственно, на это интуитивно отреагировали руководители СМИ и контент, — отмечает Антонина. — В целом ситуация подчеркнула недоразумения между регионами и центром, который не смог выстроить единый вектор развития для всех громад. А люди устали от непреодолимости проблем на национальном уровне и ждут каких-то решений на местном уровне, и они их замечают. Поэтому самоорганизуются, решают собственные проблемы собственными же силами и хотят видеть это отражение в СМИ. На этом фоне довольно четко прослеживается, как нишу гиперлокальних медиа заполняют группы в социальных сетях. И они уже вот-вот на грани перехода от исключительно общения к формату неформального медиа, которое реально может формировать и влиять на общественное мнение».