ГРИВНЕ ЦЕНА НЕ ГРОШ
Двухсерийный документальный сериал «Большие приключения украинских денег» показал на этой неделе телеканал «Интер».
Денежная летопись от гривны до гривни в изложении Марка Греся получилась летописью века, и не только денежной. Потому что читать историю страны не по учебникам, а по купюрам и монетам разных времен — увлекательное и познавательное занятие. Кое-что мы еще помним сами — как непосредственные участники «павловской» реформы и последующих поисков своего денежного пути через «простыни» купонов и миллионные купюры карбованцев. Значительно меньше известно неспециалистам о хождении собственно денег и ценных бумаг, выполняющих функцию денег, на наших территориях в первой половине прошлого века. Жаль, объем архивных материалов не так велик, как хотелось бы. «Свадьба в Малиновке», конечно, яркая иллюстрация к рассказу о «всеобщем эквиваленте» периода Гражданской войны, но слишком уж затертая. А вот додуматься печатать деньги на «рубашке» игральных карт могли, наверное, действительно только в Одессе.
В общем разные средства платежей «наследили» в нашей истории. Одно их объединяет: почти мистическая привязанность пользователей. А деньги как символ государства и как инструмент политических и геополитических процессов использовались всегда, используются сейчас и будут использоваться впредь. Приятным было напоминание о том, что наша национальная валюта оказалась самой прочной на постсоветской территории, а теперь нам обещают, что она станет еще и самой красивой. Жаль, не показали новые образцы. Но тайна — так тайна, поверим пока на слово. Но судя по тому, как — по словам Марка Греся — похорошеют на новых купюрах украинские исторические лица, можно предположить, что новые гривенные банкноты должны стать олицетворением нового, хорошего и сытого периода в развитии страны.
Что же касается стилистики двухсерийного телепособия по истории украинских денег — то да, она пестровата: в проекте многовато художественной «на резки» и прочей видеосуеты. Но при всем при том, рассказанная таким образом история усваивается и запоминается значительно лучше. И таки да, главный рассказчик денежной летописи очень напоминает Парфенова и «Намедни». Но, во-первых, это все же не худшая форма и не худший образец, а во-вторых, Гресь, иронизирующий резче и «историчнее», чем его российский «прототип», при этом не менее подробен и документален.
Так что больше нам денег — хороших и разных. И разных, но обязательно хороших телепроектов.
Выпуск газеты №:
№156, (2003)Section
Медиа