Белорусский маэстро покоряет Южную Пальмиру

Вячеслав Чернухо-Волич, главный дирижер Одесской Оперы об амбициозных проектах

О том, как острые политические события времени рикошетом ударяют по искусству, главный дирижер Одесского театра оперы и балета Вячеслав Чернухо-Волич узнал из собственного опыта. Назначенный главным дирижером Большого театра оперы и балета республики Беларусь, он пробыл на этом посту рекордно короткий двухдневный срок и через два дня был уволен за свою критику официальных действий власти, притеснений демократических свобод. Он смело выступил в защиту своих коллег, которые до этого были также лишены работы. Поэтому пришлось расстаться с городом и театром, в котором он работал долгие годы. 

Творческий путь Вячеслава Чернухо-Волича начинался в Минске, здесь он учился и предпринимал первые шаги как оперный дирижер. Так сложилась судьба, что любимым его учителем, профессиональную школу и художественные наставления которого он помнит всю жизнь, был известный дирижер Геннадий Проваторов. В интенсивной, богатой событиями творческой биографии последнего роль важного старта сыграл украинский эпизод. В начале своей карьеры он возглавлял симфонические коллективы Харьковской и Днепропетровской филармоний, в Днепропетровске по его инициативе и под его управлением была исполнена Первая симфония молодого тогда украинского композитора Виталия Губаренко, с которым у дирижера установились дружеские отношения. Проваторов снова вернулся в Украину с ценным опытом музыкального руководства Московским музыкальным театром имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, где осуществил историческую постановку оперы Д. Шостаковича «Екатерина Измайлова», возрожденную после травли и запрета сталинским режимом. С 1965 по 1968 год он занимал должность главного дирижера Одесского театра оперы и балета, где под его руководством была осуществлена успешная постановка оперы Виталия Губаренко «Гибель эскадры», спектакля, что на определенное время стал визиткой театра, и шел на его сцене больше ста раз. Из Украины Проваторов поехал, имея звание заслуженного деятеля искусств УССР. Последним местом его работы стал Большой театр оперы и балета республики Беларусь и минская Музыкальная академия, ведущим профессором которой он был.

Мои первые впечатления от Минского оперного театра, тогда одного из ведущих оперных коллективов СССР, как раз были связаны с «эпохой Проваторова». Тогда им были осуществлены такие масштабные постановки, как «Война и мир» С. Прокофьева и «Кавалер розы» Р. Штрауса. Оба спектакля получили широкий общесоюзный резонанс. В тот же период здесь успешно работал выдающийся украинский дирижер, воспитанник Львова Ярослав Вощак, а балеты известного белорусского балетмейстера Валентина Елизарьева оформлял уникальный украинский художник Евгений Лысик.


ФРАГМЕНТ ИЗ ОПЕРЫ «ИСКАТЕЛИ ЖЕМЧУГА» Ж. БИЗЕ

Хотя для Вячеслава Чернухо-Волича минская опера оставалась отчим домом, он стремился как можно шире овладевать своей профессией, изучать разные традиции и работать с разными коллективами. Подобно своему учителю, в его профессиональном формировании важную роль сыграло сотрудничество в течение многих лет с Московским музыкальным театром имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, где он осуществил несколько важных постановок и мог тесно общаться с известным оперным режиссером Александром Тителем, спектакли которого вызывали у него восхищение. А параллельно его театральный мир расширился и вышел за пределы постсоветского пространства. Хотя на карте Европы Турция не обозначена как прославленная оперная страна, однако оперное искусство здесь живет и развивается, наследуя европейские образцы. Один из шести оперных театров, которые здесь функционируют, расположен в городе Мерсин на юго-восточном побережье Турции. Расширению репертуара, приобретению нового опыта руководителя театра способствовал труд Вячеслава Чернухо-Волича в этом турецком коллективе. Одновременно с этим он возглавлял оркестр Белорусской телерадиокомпании, участвовал в знаменитом Шаляпинском фестивале в Казанской опере, где с уважением и пиететом вспоминали имя украинского дирижера Игоря Лацанича, многолетнего руководителя Львовского театра оперы и билета.

Важным событием в творческой биографии Вячеслава Чернухо-Волича стала постановка балетов И. Стравинского «Жар-птица» и «Весна священная» на сцене московской «Новой оперы». Когда-то В. Маяковский акцентировал в одном из стихов, что все дороги ведут в Рим. В случае Вячеслава Чернухо-Волича все пути вели его именно в Одессу. Этот театр за своими масштабами, творческими возможностями, богатой историей во всем отвечает приобретенному им опыту, позволяет осуществить интересную художественную программу, двигаться вперед, к новым берегам. Судя по всей его биографии и с того, как он рассказывает о своих наставниках и коллегах, вспоминает о тех, кого хотел бы иметь как образец, он является человеком толерантным, деловым, увлеченным творчеством и далеким от театральных интриг. Эти его качества уже прошли испытание на новой должности, когда весь коллектив театра очутился в водовороте искусственно созданного конфликта, которой мешал нормальной работе. Новый музыкальный руководитель четко разобрался в ситуации и всячески поддержал позицию директора театра Надежды Матвеевны Бабич. Конфликт на сегодня исчерпан, закончился сложный для каждого театра период локдауна, в театральный зал вернулись зрители.

Состоялся премьерный показ редко исполняемой оперы Жоржа Бизе «Искатели жемчуга», пока что в концертной версии, но впоследствии планируется полноценная театральная постановка. Главный дирижер считает выбор этого названия частью творческой программы, которую собирается реализовать. Идет речь о расширении рамок традиционного для этого театра репертуара, в котором издавна преобладала итальянская оперная классика. Только «Кармен» в течение длительного времени фигурировала как образец французской оперной школы. В ближайшее время к перечню французских названий добавится прекрасная «Манон» Жюля Массне. А пока театр и сам Маэстро готовятся к ближайшей премьере, которой будет «Богема» любимого публикой всего мира Джакомо Пуччини.