Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Золотая пятерка

Украинская киноакадемия опубликовала короткий список номинантов на Национальную кинопремию «Золота Дзиґа»
26 марта, 10:23

Киноакадемики голосовали за номинантов до 4 марта, выбирая из 83 фильмов. С 19 марта по 8 апреля продолжается новый этап голосования — уже за победителей.

Лидеры по количеству номинаций — фильмы «Домой» (11), «Мои мысли тихие» (9), «Гуцулка Ксеня» (9), «Вулкан» (8) и «Захар Беркут» (7), однако ключевую номинацию «лучший фильм» составили «Вулкан», «Гуцулка Ксеня» , «Домой», «Мои мысли тихие» и «Поет Ивано-Франковсктеплокоммунэнерго».

ВУЛКАН

На юге Херсонской области в степи застревает автомобиль с наблюдателями ОБСЕ. Водителя-фиксера по имени Лукас (Сергей Степанский) отправляют за помощью. Когда он возвращается на попутном «КАМАЗе», то обнаруживает, что машина вместе с пассажир(к)ами исчезла. Далее он находит приют у местного чудака Вовы, попадает в неприятности, теряет деньги, документы и в определенном смысле самого себя. Но, в конце концов, приобретает не меньше.

Свой игровой полнометражный дебют «Вулкан» Роман Бондарчук, 38-летний херсонец, давно живущий в Киеве, начал снимать при роковом стечении обстоятельств. Сначала собирался сделать документальный портрет бывшего директора рыбхоза, артистичного балагура Владимира Арсиенко, однако последний умер при невыясненных обстоятельствах в конце 2016-го. На основе собранного материала был написан игровой сценарий.

Вова (Виктор Жданов) в «Вулкане» — так же экс-директор рыбхоза. Разведен, живет на берегу Каховского моря с матерью (Тамара Соценко) и дочерью (Кристина Дейлик), может задержать дыхание под  водой не менее чем на 10 минут, находится в поиске верного заработка: то продает «молекулярный клей», то выкапывает старые железки с миноискателем. Сдержанного и сосредоточенного Лукаса он воспринимает как шанс выбраться из надоевшей степи.

Со своей стороны Бондарчук не скрывает очарованности родными пейзажами, долго показывает в увертюре плывущий под медитативное пение корабль, по любому поводу переносит героев в степь, останавливает камеру на выжженных солнцем руинах и травах, снова и снова пускает в кадр море, которое на самом деле и не море вовсе, а гигантское водохранилище, сбившее эту местность с толку раз и навсегда.

Локации ведут собственную повесть, и причуды в них разнообразные — начиная с шестиметровой скульптуры арбуза и заканчивая собственно вулканом / курганом, который появляется всего на несколько секунд без каких-либо сюжетных последствий.

— Здесь Дикое Поле, — уточняет Вова. — приспосабливаешься — живешь. Не приспосабливаешься — не живешь.

Дикое Поле, Дикий Запад — это фронтир, то есть граница между цивилизацией и необузданными племенами. Фронтир — базовый сюжет вестерна и сопутствующих жанров. Бондарчук переосмысливает этот прием в нужном для себя направлении. Как правило, коллизия фронтира запускается появлением чужого, который обостряет уже имеющиеся конфликты провоцирует новые. Лукас — чужой вдвойне: и географически, и классово. Его все время принимают за немца и один раз даже обращаются к нему по-немецки. Немец в восточнославянской традиции — фигура столь же литературная, как и призрачная. И это не последний мистический поворот здесь.

Насилие (постоянные драки, как положено на фронтире) и метафизика генерируются видом так же, как и характеры, в нем действующие. Исчезновение здесь — мотив и визуальный, и драматический. Исчезают наблюдатели ОБСЕ. Исчезают документы и деньги, телефонная и транспортная связь с миром, рыбхоз и его строения, исчезают целые деревни, затопленные водохранилищем, масса местных живет без документов, то есть юридически не существуют.

Закономерно, пустота заполняется миражами: блуждающий буй — появляется, когда хочет, хор из села Мелового — девять женщин в традиционных бело-зеленых нарядах поют тоскливые песни то ночью возле автовокзала, то днем ??в голой степи; наконец, именно Меловое в финале — одноэтажные домики на дне ненастоящего моря.

Пейзаж дважды почти поглощает и самого Лукаса. Поссорившись с Вовой, он едет работать на поле к бандитам и после жестокого избиения оказывается в яме посреди апокалиптической равнины с высохшими подсолнухами. Из трехдневного ада его освобождает Вова — и с этого момента Лукас становится своим. А в заключительном эпизоде ??именно блуждающий буй отправляет героя под воду, сбивает с катера, на котором они с Вовой отправились на очередную охоту за сокровищами. Лукас опускается на дно. В пронизанной солнцем глубине видны белые мазанки — село, хор из которого не находит покоя. На помощь, как всегда, приходит Вова. Лукас возвращается к жизни уже на лодке. И встречает самого себя, двойника, выбирающего сеть, — обычного местного рыбака.

Выжить в вулкане. Покорить Дикое Поле. Стать непобедимым — как призрак.

ГУЦУЛКА КСЕНЯ

 «Гуцулка Ксеня» — нехитрый сюжет по оперетте Ярослава Барнича, еще и на заезженном вдоль и поперек фольклорно-гуцульском материале. Из Америки в Ворохту, в отель «Дом Говерла» прибывает делегация: бизнесмен Майк Деделюк (Игорь ЦИШКЕВИЧ), его дальняя родственница Хелен (Татьяна ПЕЧЕНКИНА), ее романтичная дочь Мэри (Екатерина МОЛЧАНОВА) и его племянник Яро (Макс ЛОЗИНСКИЙ). Задача одна: в течение недели найти для Яро жену — свидомую украинку. Отец Яро — брат Майка — оставил завещание, согласно которому юноша унаследует миллион долларов только при таком матримониально-идеологическом условии. Яро упорно не обращает внимания на потенциальных невест, но заканчивается все хорошо, вполне в опереточном духе: сплошной любовью и радостным раскрытием семейных тайн.

Забегая вперед: соответствующий антураж обеспечен. Пасторальные Карпаты, колоритные гуцул(к)ы, женщины — почти без исключений писаные красавицы, введен даже эксцентричный профессор (бельгиец Оливье БОНЖЮР специально выучил украинский), который гоняется за бабочками с сачком (а что может делать профессор среди долин высоких?), более того, есть здесь и то, из-за чего премьера любого жанрового украинского фильма заранее внушает невольный пессимизм: туристическая стерильность картинки и неуверенная работа с актерским составом. Если первое еще можно оправдать условностью музыкального жанра, то второе, увы — слишком распространенная проблема. В разговорных сценах исполнители и исполнительницы звучат и выглядят одинаково театрально, с соответствующим переигрыванием; диалоги из-за этого страдают невнятностью, а порой и фальшью.

И тут снова возвращаемся к жанру. Поскольку в определении «музыкальная комедия» ключевая часть — музыкальная. Режиссер Алена Демьяненко (род. 8 мая 1966, Львов) сделала в этом смысле почти беспроигрышный ход. Она пригласила на роль основных композиторов, а также исполнительниц большинства музыкальных номеров знаменитое фрик-кабаре Dakh Daughters. Эти шесть темпераментных и талантливых девушек — не просто музыкантши, но и профессиональные актрисы. Как следствие, появление Dakh Daughters в кадре — это отдельные артистические приключения, начиная с роскошного вступительного танго «Гуцулка Ксеня» с полным залом страстно танцующих гуцулов — что, кстати, в заданных обстоятельствах выглядит вполне естественно. Мало того, Руслана, Татьяна, Соломия, Анна, Наталья и Наталья добавляют во все, что делают, добрую порцию иронии. Не менее удачно выглядит «ДахаБраха» в коротком эпизоде-камео с лихим и соромицким «Карпатским рэпом».

Но это касается и остальных исполнителей. Почти у всех действующих лиц наступает типичный для мюзиклов «момент истины», когда они оказываются на сцене, чтобы прокомментировать ситуацию песней и танцем. Насколько можно понять из комментариев режиссера, львиную долю подготовительного периода занял именно вокально-хореографический тренаж актеров и актрис. Усилия не прошли впустую. Танцуют и поют почти все почти безупречно, каждый номер превращается в мини-спектакль с собственной постановкой и настроением, и на этом фоне неуклюжие диалоги начинают казаться не более чем досадной мелочью.

Поэтому получаем то, ради чего и пришли в кино: яркое и недурственное зрелище без грубых нарушений хорошего вкуса. Для нашей киноиндустрии — пока редкость.

ДОМОЙ

Полнометражный дебют крымскотатарского режиссера Наримана Алиева «Домой» (Evge) начинается с почти идеального пейзажа — безлюдное плоское побережье, синяя лодка, утреннее море — некурортных степной Крым. Долгий идиллический общий план. Но это не начало, а конец истории.

Потому что в следующем эпизоде — оператор Антон ФУРСА одинаково убедителен и в интерьере, и на натуре — пространство кадра сворачивается в коридор больницы с болезненно мигающей лампой, от которой не может отвести взгляда киевский студент Алим (Ремзи Билялов) — пока мимо него не провозят на каталке обнаженное тело молодой девушки. Завязка — смерть. История — путешествие с покойником.

Героев двое: крымские татары Алим и его отец Мустафа (Ахтем Сеитаблаев) Бекиров. Они приехали за телом старшего сына Назима, добровольца, убитого под Песками в Донецкой области. Отец хочет любой ценой похоронить Назима в Крыму. Алим его не очень понимает, и все же присоединяется к путешествию.

Нариман родился в Крыму в 1992-м. В 2014-м окончил Киевский национальный университет театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого по специальности «кинорежиссер». Был соучредителем и куратором программы игрового кино в общественной организации молодых кинематографистов «Современное украинское кино» (СУК).

Его короткометражный триптих «Крымские истории», снятый на полуострове, составили новеллы «Вернуться с рассветом» (2013), «Тебя люблю» (2014), «Без тебя» (2015). Все короткометражки — это драмы отношений из жизни народа кырымлы. «Вернуться с рассветом» — о разрыве между отцом и сыном, который идет в большой мир. «Тебя люблю» — хрестоматийная коллизия невозможной любви между крымским татарином и девушкой-славянкой. «Без тебя» — рассказ о семейной любви, о потере и памяти, посвящен, собственно, брату режиссера.

«Домой» объединяет все эти мотивы, а также — роман воспитания, роуд-муви (в переводе с английского оригинала буквально — «фильм-путешествие») и семейная драма.

Роуд-муви здесь прежде всего — формообразующий прием, оболочка, предназначенная для содержания других вещей. Его требования Алиевым соблюдены без заметных усилий. Есть — в нужных местах — замедление и резкая эскалация событий, есть сюжеты-ответвления, которые помогают лучше раскрыть героев, наконец, самое важное — есть филигранный монтаж, который задает ритм путешествия.

Драматургический двигатель «Домой» — столкновение контрастных характеров отца и сына. Мустафа Сеитаблаев в начале — строгий крепкий мужчина, авторитарный и патриархальный, скупой на чувства — только в морге позволяет себе слезу. Алим-Билялов — инфантильный мятежник, набравшийся столичного лоска, но, столкнувшись с совершенно новыми обстоятельствами, явно теряется и до определенного момента остается в тени.

Сеитаблаев на сегодня — один из самых плодотворных украинских режиссеров. Впрочем, его актерский талант стоит не меньшего, а даже  большего внимания. В «Домой» ему пришлось развивать своего персонажа от уверенного мачо до уязвимого, стареющего прямо на глазах, невероятно уставшего мужчины. У Алима, соответственно — противоположное направление развития, при этом режиссер делает линию взросления максимально, иногда в прямом смысле, болезненной — до крика, до крови; Билялов в целом тоже справляется. Но фильм не получил бы нужной смысловой глубины, если бы остановился только на семье.

Сюжет о недозволенном, никем не одобряемом захоронении как поступке личного мужества, акте достоинства существует уже не одну тысячу лет, имея истоки еще в античном мифе об Антигоне; недавнее впечатляющее воплощение — отмеченный «Оскаром» венгерский фильм «Сын Саула» (2015). Декорации разные, суть одна: ритуал разрывает границы догмы, перевешивает внешний порядок, личные привязанности, страхи.

То, что начинается как конфликт между поколениями, становится разыгранной в одной семье драмой целого народа, у которого уже второй раз в новейшей истории пытаются забрать родину. Именно поэтому Алим в итоге принимает правду Мустафы, а то, что кажется отцовским самодурством, становится целью почти метафизической, которая объединяет отца и сына.

Но и это еще не конец. Конец — это осознание — катастрофическое, трагическое — Алимом того, что все сложное путешествие было для него инициацией не просто во взрослую жизнь, а в главу рода. Принятием колоссальной ответственности как завершением детства. Личное становится общественным, чтобы снова стать приватным. Но эта приватность имеет вес предписания судьбы. Ее не избежать.

Еще несколько утренних лучей.

Еще несколько метров.

Еще несколько шагов.

Домой.

МОИ МЫСЛИ ТИХИЕ

«Мои мысли тихие» — полнометражный дебют Антонио Лукича. Ранее картину отметили специальным призом жюри конкурса «На Восток от Запада» на Карловарском фестивале. В прошлом году в Одессе фильм получил приз ФИПРЕССИ и национальный Гран-при по итогам зрительского голосования.

«Мои мысли тихие» — о 25-летнем композиторе и звукорежиссере Вадиме (Андрей Лидаговский), который, будучи довольно асоциальным, не имея определенной работы, пытается эмигрировать в Канаду. Для этого по заказу богатого диаспорного бизнесмена запускает компьютерную игру «Ноев ковчег», надо записать голоса закарпатских животных, а главное, пение редкой птицы: раховской кряквы или кряквы суетливой. Однако в ход экспедиции вдруг вмешивается мать героя (известная украинская актриса Ирма ВИТОВСКАЯ, отмечена «Дюком» за лучшую женскую роль).

Это комедия — причем гомерически смешная, что в нашем кино почти сенсация. Зал регулярно разрывается от хохота. Герой с неизменно серьезным лицом все время или провоцирует забавные ситуации, или вляпывается в них, иногда в буквальном смысле. Мать одержима опекой над этим непутевым гением на грани Эдипова комплекса, но сама смешна в попытках устроить свое и его счастье. Параллельно развивается сюжет с голосами животных и сказочной кряквы, вокруг которой Лукич выстраивает целую мифологию, подкрепляя ее остроумно сфальсифицированной кинохроникой о советских и немецких ученых. Не меньше достается разного рода традициям, в том числе религиозным: режиссер не склонен к антихристианской сатире, однако по возможности пускает шпильки в этом направлении.

В конце концов, похоже, не так важно, запишет Вадим эту птицу или нет, как то, поймет ли он, что кряква суетливая, вечно тревожное существо — это и есть его слабая и беззаветно любящая мать. И, отчасти, он сам.

Итак, человеческое и животное, религиозное и комичное, материнское и сыновнее: вышла работа и смешная, и не поверхностная.

«ПОЕТ ИВАНО-ФРАНКОВСК-ТЕПЛОКОММУНЭНЕРГО»

Это название уже достойно отдельного приза. Англоязычный вариант, кстати, не менее остроумный: Heat Singers, что означает «Певцы тепла» или «Горячие певцы», еще и слово Heat (тепло) созвучно с жаргонизмом «хит», что означает коммерчески успешную песню.

Для автора фильма, 33-летней Надежды Парфан, это стопроцентный дебют и в кино, и в режиссуре. Ранее она изучала культурологию в Киево-Могилянке, писала статьи, вела культурные и общественные проекты, возглавляла фестиваль кино и урбанистики «86» в Славутиче.

Конечно, к любому причастному к кинематографу рано или поздно приходит это искушение: стать за камеру. Материал у Надежды был под рукой: ее мать работает в вышеупомянутом предприятии, однако главным героем является председатель профсоюза Иван Васильевич. Круг его обязанностей немалый, но любимое занятие — профсоюзный хор, в котором поют диспетчеры, слесари, ремонтники, бухгалтеры. Хор практически профессиональный, берет призовые места на отраслевых конкурсах. Репертуар — народные песни.

Надежда строит фильм на очевидном конфликте между коммунально-бытовой прозой и песенным ритуалом. Первая, впрочем, полна собственных сюрпризов, а иногда и откровенного абсурда вроде горячей дискуссии об участии в соревнованиях по перетягиванию каната. Собственно «коммуналку», все эти котельные и подвалы, трубы и бойлеры режиссер снимает в несколько ирреалистичной, местами даже мистической оптике. Что, впрочем, отнюдь не скрывает ужасное состояние всего этого хозяйства; местами оно на фильм ужасов и похоже.

И тем ярче и трогательнее хоровые сцены — тоже своего рода метафизика.

Финал печальный: Васильевич уходит на пенсию, и провожают его песней — прямо в цехе.

Конечно, фильм не лишен недостатков, типичных для дебюта — в частности, потери ритма и определенного «провисания» посередине. И все же вышла местами трогательная, местами смешная, преимущественно увлекательная история о коммунальном подполье величиной с страну — о котором мы, рядовые потребители, почти ничего не знаем. То есть не знали. До сих пор.

Оказывается, там, в заржавелом Аиде, есть жизнь. И там поют.

***

Полный список номинантов на Четвертую национальную кинопремию.

Премия зрительских симпатий

«Давай танцуй» (реж. Александр Березань)

«Запрещенный» (реж. Роман Бровко)

«Захар Беркут» (реж. Ахтем Сеитаблаев, Джон Винн)

«Встреча одноклассников» (реж. Валентин Шпаков)

«Клара и волшебный дракон» (реж. Александр Клименко)

«Круты 1918» (реж. Алексей Шапарев)

«Свингеры — 2» (реж. Андрейс Экиса)

«Фокстер и Макс» (реж. Анатолий Матешко)

«Цена правды» (реж. Аґнешка Холланд)

«Я, ты, он, она» (реж. Владимир Зеленский, Дэвид Додсон)

Самый лучший фильм

«Вулкан»

«Гуцулка Ксеня»

«Домой»

«Мои мысли тихие»

«Поет Ивано-Франковсктеплокоммунэнерго»

Лучшая режиссерская работа

Алиев Нариман ( «Домой»)

Бондарчук Роман ( «Вулкан»)

Лукич Антонио ( «Мои мысли тихие»)

Лучшая работа художника-постановщика

Кулик Маргарита («Мои мысли тихие»)

Одуденко Владлен («Захар Беркут»)

Одуденко Владлен («Домой»)

Лучший сценарий

Кальченко Валерия, Лукич Антонио («Мои мысли тихие»)

Никитюк Марыся, Алиев Нариман («Домой»)

Тютюнник Алла, Аверченко Дарья Бондарчук Роман («Вулкан»)

Лучшая операторская работа

Ильков Вадим («Вулкан»)

Король Юрий («Захар Беркут»)

Фурса Антон («Домой»)

Лучшая музыка

Григоров Роман, Разумейко Илья (История зимнего сада)

Куличова Маргарита («Поет Ивано-Франковсктеплокоммунэнерго»)

Лунев Святослав («Портрет на фоне гор»)

Полянский Тимур, Фрик-кабаре Dakh Daughters («Гуцулка Ксеня»)

Лучшая песня

«М-Русалка», фрик-кабаре «Dakh Daughters» («Гуцулка Ксеня»)

«Перевал», Океан Эльзы («Захар Беркут»)

«Табурет», Freel & Эдуард Приступа (Человек с табуретом)

Лучшая женская роль

Витовская-Ванца Ирма («Мои мысли тихие»)

Дейлик Кристина («Вулкан»)

Лущик Варвара ( «Гуцулка Ксеня»)

Лучшая женская роль второго плана

Веренич-Островская Ирина («Мои мысли тихие»)

Молчанова Екатерина («Гуцулка Ксеня»)

Сумская Наталья ( «Черный ворон»)

Яценко Лариса ( «Домой»)

Лучшая мужская роль

Лидаговский Андрей («Мои мысли тихие»)

Сеитаблаев Ахтем («Домой»)

Степанский Сергей («Вулкан»)

Лучшая мужская роль второго плана

Билялов Рэмзи («Домой»)

Жданов Виктор («Вулкан»)

Салий Виталий («Круты 1918»)

Лучший документальный фильм

«Человек с табуретом»

«Панорама»

«Поет Ивано-Франковсктеплокоммунэнерго»

Лучший короткометражный анимационный фильм

«Любовь»

«Петровка-реквием»

«Пуповина»

Лучший короткометражный игровой фильм

«Анна»

«Обесцвеченная»

«В нашей синагоге»

«Solitude»

Лучший монтаж

Базаркин Николай («Заповедник Аскания», «Поет Ивано-Франковсктеплокоммунэнерго», «История зимнего сада»)

Ходаковская Татьяна, Запрягалов Владимир («Фокстер и Макс»)

Черный Александр («Мои мысли тихие», «Домой»)

Лучший грим

Леонова Алла («Захар Беркут»)

Поликашкина Светлана («Фокстер и Макс»)

Скопелидис Виталий («Гуцулка Ксеня»)

Лучший звук

Мостовой Артем («Гуцулка Ксеня»)

Петер Борис («Вулкан»)

Степанский Сергей («Мои мысли тихие», «Домой»)

Лучший дизайн костюмов

Белинская Антонина («Захар Беркут»)

Кудрявцева Надежда («Гуцулка Ксеня»)

Сутягина Ася («Домой»)

Шеремета Каролина («Фокстер и Макс»)

Лучшие визуальные эффекты

Голуб Алексей («Гуцулка Ксеня»)

Гончаров Василий («Захар Беркут»)

Сушильников Артем, Овчаренко Дмитрий ( «Фокстер и Макс»)

Лауреаты «Золотої Дзиґи» будут названы 28 апреля на церемонии, которая пройдет в онлайн-формате.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать