Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Виртуально и реально

Завтра в Сети начинается XVII Международный фестиваль документального кино о правах человека Docudays UA
23 апреля, 10:08
«ЧИСТОЕ ИСКУССТВО»

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ПРИВЫЧНЫЕ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ

Традиционно фестиваль проходит в Киеве в конце марта. Из-за ограничительных мероприятий, связанных с карантином, организаторы пошли на беспрецедентный шаг: решили в этом году провести Docudays UA онлайн, на месяц позже.

Остальные условия не изменилась. Конкурсная программа состоит из трех секций:

• Docu / Мир — международный конкурс полно- и среднеметражных картин;

• Docu / Коротко — международный конкурс короткометражных работ, продолжительность которых не превышает 30 минут

• Docu / Украина — национальный конкурс, здесь соревнуются документальные фильмы разного хронометража, созданные в Украине или в копродукции с Украиной.

Также фестиваль вручает специальный приз победителю среди фильмов, номинированных на награду Rights Now! Это приз, который вручается кино, которое исследует и анализирует современный мир и вносит значительный вклад в дискуссию о человеческом достоинстве, свободе и равенстве.

Призы от всех фестивальных жюри, включая подростковое, а также Премия имени Андрея Матросова, основанная организаторами Docudays, сопровождаются материальным поощрением 1000 $. Дополнительно в каждой из номинаций жюри может наградить специальными наградами (дипломами) не более двух фильмов.

По итогам анкетного опроса зрителей определяется Приз зрительских симпатий, так же с премией 1000 долл. Организации и частные лица могут вручать специальные призы по решению исполнительной дирекции ОО «Докудейз».

Также фестиваль предлагает и внеконкурсные подборки: Docu / Хиты (призеры международных кинофестивалей), Docu / Арт (фильмы об искусстве, художниках и художницах), Docu / Юность (подборка для детей и подростков) и ретроспективы известных режиссеров.

КОНЦЕПЦИЯ

Ежегодно Фестиваль выбирает главную тему. Тема 17 Docudays — Teen Spirit (буквально               — «подростковый дух») — о взрослении. Организаторы предлагают «разобраться в правах детей i как может звучать голос молодежи в обсуждении общественных вопросов ... многие страны мира не ставят под сомнение участие детей в государственной политике. Свежий пример — экологическое движение подростков: все помнят выступление Греты ТУНБЕРГ во время Генеральной ассамблеи ООН. В Украине мы продолжаем только охранять детство. Тогда мирные акции детей в странах Европы в защиту окружающей среды влияют на повестку дня правительств этих стран, у нас все сводится исключительно к запрету использования детей в политических акциях. В то же время наше правительство осуществляет только точечное реагирование на вызовы в области прав ребенка, обусловленные вооруженным конфликтом».

В этом году программа Docudays UA, дискуссии с участием экспертов и ориентированы на более глубокое понимание того, как государство может обеспечить права ребенка в ситуации вооруженного конфликта, противодействовать насилию и эксплуатации детей, реализовать права на образование и развитие детей, относящихся к дискриминированным группам, и усилить правоспособность детей в Украине.

СОРЕВНОВАНИЯ: МИР

Международный конкурс Docudays UA составляют программы Docu / Мир, в которую вошло 11 полнометражных фильмов, и Docu / Коротко — 12 коротких метров. При этом в первую секцию было подано 1034 заявки, во вторую — 281. Важный момент: Docu / Мир включает две ленты украинских режисеров, которые одновременно соревнуются и в национальном конкурсе. Это дебюты Ирины ЦИЛЫК «Земля голубая, будто апельсин» (Украина-Литва) и Оксаны КАРПОВИЧ «Не волнуйся, двери откроются» (Канада).

• О фильме Цилык «День» уже писал неоднократно. Режиссер отслеживает жизнь многодетной семьи в Красногоровке — городе на Донбасе , которое постоянно находится под обстрелами. Для Анны ГЛАДКОЙ, которая сама растит четверых детей — Мирославу, Настю, Влада и Стасика, — война является особо тяжким бременем. Утешением и терапией становится кино. Мирослава готовится к поступлению на кинофакультет и параллельно делает фильм о жизни своей семьи, вовлекая в процесс родственников, друзей и даже украинских военных. Аня и ее дети живут вопреки ужасу, в который Красногоровка погружена уже шесть лет. С помощью искусного монтажа, атмосферных, живописно насыщенных съемок Цилык создает удивительно лирический и глубокий групповой портрет семьи, сохранившей любовь друг к другу, к искусству и к жизни в совершенно невозможных условиях. В январе, на авторитетном фестивале американского и мирового независимого кино «Сандэнс», «Земля голубая, будто апельсин» получил приз за лучшую режиссуру в конкурсе мировой документалистики.

«НЕ ВОЛНУЙСЯ, ДВЕРИ ОТКРОЮТСЯ»

 

• «Не волнуйся, двери откроются» снят летом и зимой в электричках, курсирующих между Киевом и несколькими провинциальными городками. Режиссер приглашает зрителей проехаться с рабочим классом, среди которых преимущественно маргинализированные пассажиры и торговцы. Она показывает повседневные заботы простых людей в постреволюционной действительности.

Оксана Карпович родилась в Киеве. Выпускница культурологии университета «Киево-Могилянская академия» и киношколы университета Конкордия в Монреале. В течение трех лет она работала программным координатором Docudays UA. С 2013 живет и работает в Монреале (Канада). «Не волнуйся, двери откроются»    — ее первая полнометражная работа.

Кроме этого, Docu / Мир вошли:

• «О зверях и людях» (Лукаш ЧАЙКА, Польша);

• «Ангелы улицы Диамант» (Петр ЛОМ, Нидерланды-Норвегия)

• «Причина» (Андрес ФИГЕРЕДО, Венесуэла)

• «Лицом к лицу» (Джон Вебстер, Финляндия);

• «Замороженная надежда» (Пайлин Ведель, Таиланд)

• «Черная дыра» (Эмманюэль Гримм, Арно ДЕЕ, Франция)

• «Ньютопия» (Аудуна АМУНДСЕН, Норвегия);

• «Тоннель» (Нино ОРДЖОНИКИДЗЕ, Вано АРСЕНИШВИЛИ, Грузия-Германия)

• «Предел» (Элисон КЛЕЙМЕН, США).

• На конкурс Docu / Коротко выбраны три украинских фильма: «Круговорот» (совместно с Великобританией, Алексей РАДИНСКИЙ), «Понедельник пятницы» (Иванна ПРОКОПЧУК), «зонг» (Элиас ПАРВУЛЕСКО, Тета ЦЫБУЛЬНИК, Светлана ПОТОЦКАЯ).

Алексей Радинский живет в Киеве. Его фильмы показывали на престижном фестивале короткометражного кино в Оберхаузене, на фестивалях DOK Leipzig и e-flux (Нью-Йорк), в Институте современных искусств (Лондон), а также отметили на фестивалях Docudays UA, KISFF, «Молодость». Его постоянная тема — искусство в прикосновении к актуальным политическим и социальным проблемам. Для нового фильма Радинский три года снимал пейзажи Киева из окна кольцевого поезда-электрички и затем смонтировал из этого материала 10 чрезвычайно насыщенных минут.

Киевлянка Иванна Прокопчук изучала социологию и журналистику в «Киево-Могилянской академии». Фильм «Понедельник пятницы» — ее дипломная работа и режиссерский дебют. Как режиссера ее интересуют критический и феминистический подходы к созданию документалистики.

Сорежиссёры «зонга» исследуют заказник Замглай — одну из крупнейших болотных систем Украины. Название Замглай, вероятно, происходит от древнекурдского слова zong, что означает «болото». Феномен болота Элиас, Тета и Светлана рассматривают с разных ракурсов: как выразитель страха в культуре аграрных обществ; как эксплуатируемый ландшафт в современно-индустриальную эпоху, как сложную систему взаимосвязей между сотнями видов и как поглотитель и природный регулятор углекислого газа, который изменяет состав атмосферы и перспективы жизни на планете.

Остальные участники:

• «Сцены из временного дома» (Роджер ГОРН ЮАР)

• «Клуб под названием «Сила воли « (Нина Карим ван ОРТ, Нидерланды);

• «Грейки» (Энрик Рибес, Испания)

• «Внутрь • наружу» (Алис БОККАРА-ЛЕФЕВР, Шарлотт БАЛЛЕ-БАЗ, Франция)

• «Наша территория» (Матьйо Вольп, Бельгия);

• «Симья2» (Ифань Сунь, Польша);

• «19.91» (Эмилия СНЕГОСКАЯ, Польша);

• «Ошеломленный, я остаюсь на страже» (Лукас Х. Росси дос Сантос, Энрике Амудей, Бразилия)

• «Все коты серые в темноте» (Лассе Линдер, Швейцария).

СОРЕВНОВАНИЯ: УКРАИНА

В национальный конкурс Docu / Украина вошли пять фильмов. Кроме «Земля голубая, будто апельсин» и «Не волнуйся, двери откроются», участие также принимают «Дом» (режиссера Татьяны КОНОНЕНКО, Матильда МЕСТЕР, Германия-Украина), «Зарваница» (Роман ХИМЕЙ, Ярема МАЛАЩУК) и «War Note» (Роман ЛЮБЫЙ).

Кононенко и Местер — это поистине интернациональный дуэт. Татьяна родилась в 1980 году в Кировограде, живет и работает между Берлином и Тбилиси. Она изучала медиа и коммуникации в Берлине и кинорежиссуру в Немецкой академии кино и телевидения (dffb). Работает с видео и фотографией в проектах, связанных с вопросами памяти и истории. Премьера ее первого документального фильма «Вход воспрещен» состоялась на 13 фестивале документального кино в Йиглаве в 2009. «Дом» — дипломная работа Татьяны для Немецкой академии кино и телевидения. Ту же dffb окончила режиссер и оператор Матильда Местер, которая сейчас живет в Копенгагене и работает в сфере художественного, экспериментального и документального кино.

 «ЗЕМЛЯ ГОЛУБАЯ, БУДТО АПЕЛЬСИН»

 

Татьяна и Матильда своим объектом сделали легендарный харьковский Госпром — Дом государственной промышленности. Это сооружение, построенное в 1925—1928, было образцом конструктивистской архитектуры и идей коммунистической утопии, а сейчас кажется почти забытым. Фильм «Дом» балансирует между классической документалистики наблюдения и экспериментальным кино. В нем почти нет диалогов — это скорее поэма движущихся изображений. Используя различные материалы, в том числе архивные кадры 1920-х, режиссеры рефлексируют над тем, как прошлое и современность, движение и время связаны со статичностью архитектуры.

Ярема Малащук и Роман Химей с 2013 работают вместе на грани визуального искусства и кино как художники, режиссеры и операторы. В своем творчестве они исследуют образ толпы как отдельного персонажа в истории и культуре. Они получили специальную награду от PinchukArtCentre в 2018 году, Гран-при в конкурсе «Молодые украинские художники» (МУХи-2019), награду за лучший короткометражный документальный фильм на фестивале немого кино в Мексике, награду за лучший продакшен на Фестивале фэшн-фильмов в Киеве (FFFK). Как операторы они сотрудничали с голландским дуэтом Metahaven ( «Родной город», 2018) и режиссером Филиппом Сотниченко («Сын», 2015, «Технический перерыв», 2017). В новой работе они снова берутся за исследование мотивов и поведения определенного сообщества. На этот раз это паломники — тысячи христиан Западной Украины, которые отправляются в пеший ход в урочище Зарваница. Между молитвами паломники делятся новостями, хвастаются нажитым добром, фотографируют часовни, дают интервью и даже видят чудеса.

Роман Любый окончил КНУТКиТ им. И. К. Карпенко-Карого. Входит в творческое объединение «Вавилон’13», работает с кино, театром и музыкой. Его первый полный метр — о войне, но в необычной форме. В качестве материала использовались личные видеозаписи с телефонов, камкодеров, фотоаппаратов и гоупро украинских солдат. Итогом становится довольно странная реальность, совершенно непохожая на нашу рутинную повседневность.

ВНЕ КОНКУРСА: ПАМЯТЬ

Фильмы нынешней программы Docu / Арт тем или иным образом ставят вопрос передачи памяти от родителей детям, от старшего поколения младшему.

• Герой «Нашей машины времени» (реж. Ян СУНЬ, С. Лео ЧАН, Китай) — китайский художник-сюрреалист Малеонн (Ма Лян), один из самых влиятельных современных художников Китая, узнает, что его отец, известный режиссер Пекинской оперы, страдает болезнь Альцгеймера. Между ними всегда были сложные отношения, но Малеонн осознает неотвратимое и приглашает папу к сотрудничеству в своем новом художественном проекте. Размышляя над проблемами старения и памяти, художник начинает работать над автобиографическим перформансом под названием «Папина машина времени» с привлечением причудливых механических кукол человеческого размера и фантастического стимпанкового аппарата. Это сотрудничество побуждает отца и сына переосмыслить любовь друг к другу и собственную смертность.

 «МЕДОВАЯ ЗЕМЛЯ»

 

• Картина «Винтопия» (Мира БЕРТ-ВИНТОНИК, Канада) имеет завязку в событии почти обыденном: найдена коробка с кассетами. Мира, дочь известного режиссера-документалиста Питера Винтоника, понимает, что это его последний фильм, и пытается закончить его. «Винтопия» — это взгляд на загадочное наследие глазами Миры, которая пытается расшифровать оставленную отцом карту.

• «Чистое искусство» Максима ШВЕДА (Польша-Беларусь) тоже определенным образом о памяти, но о памяти стен. Художницы ЖЭКа Зина и Инна старательно закрашивают на стенах Минска надписями и граффити, оставляя после себя разноцветные прямоугольники. Художник-абстракционист Захар КУДИН выходит на городской пленэр, а объектом этого пленэра и становятся эти странные прямоугольники и квадраты. Заинтригованные прохожие, пытаясь интерпретировать творчество Захара, выражают свое мнение не только об искусстве. Раздраженные правоохранители пытаются ему помешать. Равнодушные чиновники устраивают бессмысленные официозные торжества. Наблюдая за тремя такими непохожими персонажами, режиссер представляетдовольно интересную картину жизни в современной Беларуси.

ОСОБЫЕ ИЗЮМИНКИ: «ИЗОБРАЖЕНИЕ ОТСУТСТВУЕТ»

Программа «Простите. Изображение отсутствует» укомплектована фильмами-путешествиями и фильмами-эссе.

• Так, «Воспоминания от путешествия в Литву» легендарного американского режиссера Йонаса Мекаса (1971—1972) — это элегический фильм-дневник о путешествии режиссера в родной литовский поселок Семенишкяй. Фильм состоит из трех эпизодов. Первая часть разворачивается в Нью-Йорке, в эмигрантские времена Мекаса, после того как он покинул родину. Вторая часть описывает его первое путешествие домой. А последняя была снята во время его пребывания в Вене вскоре после этого.

• Мекасу посвящен новый фильм Джема КОЭНА «Самодельный (для Мекаса)» (2019, украинская премьера), как раз и выполнен в жанре киноэссе. «Я часто думаю о Гавайях» (Элфи Микеш, Германия 1978) — фильм-портрет 16-летней Кармен. Она живет с матерью и братом в окрестностях Берлина. Ее отец, пуэрториканский солдат, бросил семью, и все, что осталось в память о нем, — несколько экзотических открыток и коллекция пластинок с записями карибской и гавайской музыки. Кармен задумчиво рассказывает о своей повседневной жизни и мечтах. Она наносит яркий макияж и одевается яркие платья, чтобы разыграть свои фантазии перед камерой. Элфи Микеш с сочувствием показывает этот подростковый «маленький побег» от ограничений и рутины.

• «Без солнца» культового французского документалиста Криса МАРКЕРА (1983) — снова фильм-путешествие, но на этот раз во времени и на оба полюса выживания — между нищей Гвинея-Бисау и сверхсовременной Японией. Женщина читает заметки оператора, который объехал весь мир. В ряде писем он размышляет о местах, которые посетил — Японии, Гвинее-Бисау, Исландии, Сан-Франциско — и о «Головокружении» Хичкока.

• Томас Гайзе в отмеченном многоми призами художественной исследовании «Родина — это пространство во времени» (Германия-Австрия, 2019) собирает вместе обломки биографий семьи, разделенной в конце XIX и в течение ХХ века. Это истории людей, которые случайно нашли друг друга, только чтобы потерять. Теперь начинают исчезать их потомки — дети и внуки. Это фильм о высказываниях и молчании, первой любви и утраченном счастье. Коллаж из изображений, звуков, писем, дневников, заметок, голосов, фрагментов времени и пространства.

• В подборке короткометражных эссе тоже достаточно известных имен. Первый фильм программы — «Лень» (1986) известного киноэкспериментатора, бельгийки Шанталь АККЕРМАН — шуточная зарисовка о лени, которая препятствует съемкам фильма.

• Французский режиссер Люсия Маргарита БАУЭР за основу сюжета фильма «Мама мама мама» (2019) взяла полулегальную перевозку тела своей умершей бабушки Бабет с южной Германии через Париж во французскую могилу ее мужа. Вместе с ним Люсия Маргарита отправляется на поиски своих корней. Письма, фотографии, предметы всех видов, записи, сделанные ее прадедом и прабабушкой, а также кадры Super-8, сделанные самой бабушкой, режиссер вплетает в фильме о связи между трагедией и комедией, фарсом и смертью.

 «ЛЕСА, ИЗ КОТОРЫХ СДЕЛАНЫ МЕЧТЫ»

 

Через четыре года после прихода к власти Фиделя Кастро Аньес Варда, которую называли «бабушкой французской новой волны», отправилась на Кубу, привезла оттуда 1800 фотографий, и сделала из них фильм «Салют, кубинцы» (1963), посвященный кубинская революция — интересная форма, нужный фильм для тех, кто хочет лучше разобраться в феномене «новой волны».

• Американский режиссер Питер ТОМПСОН (1944—2013) обойден вниманием незаслуженно. Он снял всего шесть фильмов, но его место в истории мирового кино безоговорочное. Джонатан РОЗЕНБАУМ, киножурналист и близкий друг Томпсона, писал после его смерти: «Вряд ли будет преувеличением назвать Питера Томпсона лучшим чикагским режиссером, о котором вы никогда не слышали. Каждый из его шести фильмов освещает различные аспекты жизни Томпсона: как классического гитариста, который учился вместе с Андресом Сеговия в Сиене, как студента факультета сравнительной литературы в Калифорнийском университете, как фотожурналиста военно-морского флота, который преподавал фотографию в Колумбийском колледже Чикаго, а также как двоюродного брата родоначальника спецэффектов Дугласа Трамбалла. Все шесть фильмов — это тревожные размышления об истории и героических усилиях по исследованиям и поискам, посвященные как форме жизни в целом, так и его скоротечным опытам».

• В «Универсальном гражданине» Томпсона (1986), в отличие от Варды, кадр не является ни документом, ни свидетелем — неудачная попытка снять фильм о неизвестном хозяине отеля, контрабандисте в джунглях Гватемалы, бывшем заключенном концентрационного лагеря Дахау приводит к открытию истинного предмета фильма.

• И, наконец, «Я приветствую тебя, Сараево» живой легенды, великого Жана-Люка Годара (1993) — самый короткий фильм программы. Это работа о Сараево, о боснийской войне, о резне в Сребренице. К тому же речь идет о войне как об истинной природе человечества — трагической правде, которая присутствует среди нас. Один кадр, одна музыкальная композиция, один голос за кадром, 135 секунд.

ПОЧЕТНЫЕ ГОСТИ

Одна из специальных программ Docudays UA — ретроспектива Клер Симон. Выдающийся французский режиссер должна была впервые посетить Киев, но пока присутствует виртуально, а также как член фестивального жюри судить ленты международного конкурса Docu / Мир.

Без специального кинообразования, однако с подготовкой по этнологии и антропологии, Симон пришла в кино как независимый автор, которая в своих документальных работах часто ответственна за весь процесс, сочетая в себе роли режиссера, оператора и монтажера. Ее документальный подход связывают с «прямым кино», в основе которого лежит идея: уловить реальность можно честнее, если оказываешься с ней один на один.

• Фильм «Школьные перерывы» (1992) Симон начинает с цитаты «Этики» Спинозы: «Бессилие человека управлять и сдерживать свои чувства я называю рабством». Мы видим школьный двор, на котором играют дети 4-6 лет, и попадаем в мир их воображения с собственными законами логики и причудливыми правилам.

• Фильм «Первые одиночества» следит по частным и откровенными разговорами старшеклассников, которые задают жизни много вопросов. Юность — это время, когда большинство вещей проживаешь впервые, а также впервые задумываешься над тем, что определяет твое поведение, что влияет на тебя — каковы отношения твоих родителей, каковы твои отношения с родственник (ц) ами, друзьями, любимыми. Одиночество, которое сопровождает это бытие с другими, застает врасплох.

• Так же на диалогах построен фильм «Леса, из которых сделаны мечты», однако с героями говорит уже сама Клэр. Мы узнаем истории завсегдатаев, жителей, работников и работниц Венсенского леса в Париже — «обретенного рая», жизнь которого меняется в зависимости от времени года.

Кроме этих трех картин, в рамках Ретроспективы будет показан 10-серийный фильм «Деревня», который разворачивается вокруг команды кинофестиваля во французском селе Люссо, где тесно переплетаются виноделие и документалистика.

Все фильмы всех программ можно будет бесплатно посмотреть на сайте docuspace.org с 24         апреля по 10 мая включительно.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать