В тренде

Во Львове готова к показу постоянная экспозиция новосозданного Музея модернизма

О концепции Музея модернизма во Львове, а это — подразделение Национальной галереи искусств имени Бориса Возницкого, его создатели впервые сообщили в августе прошлого года. Но на самом деле замысел возник гораздо раньше. В конце концов, нужно было время и для того, чтобы привести в порядок помещение, а это — дом недалеко от Дворца Потоцких, оставшийся с конца 1980-х — после неудачной попытки воплотить идею строительства подземных линий трамвая в центре Львова, а говорили тогда об этом как о львовском метро или эконом-метро.

— Возле Дворца Потоцких вырыли Глубокую (40 метров) яму, — вспоминает генеральный директор ЛНГМ Тарас Возняк. — Вокруг начали трещать дома — включая Дворец Потоцких, который распался на пять частей. И только после того создатели проекта очнулись и отказались от этой идеи, оставив дом из силикатного кирпича — для львовских «метростроевцев».

Это здание, построенное в стиле советского баухауза — со всеми несуразностями, и мы вообще долгое время не знали, что с ним делать. Даже подумывали о том, чтобы снести. Дом расположен в заднем дворе Дворца Потоцких — некий рудимент советский, который отравлял общую атмосферу сквера за дворцом. Однако многое из своей жизни мы выбрасывать не можем. В том числе — как элементы культурного развития или деградации, возможно, художественного процесса и строительных технологий. И в этом контексте — такая себе советская версия баухауза, а это — немецкая школа 1930-х годов, которая разрабатывала эстетические критерии для современного мира во времена развития модернизма, собственно, в европейском искусстве.

Поэтому было решено, что адаптируем дом к своим реалиям и покажем весь процесс развития современного искусства, а это — почти весь ХХ век, который развивался в этом тренде. В то же время, если помните, мы делали основную экспозицию на Стефаника, 3 — в старой галерее («День», конечно, освещал это событие. См. публикацию «Совсем другой музей» в №16 от 22 февраля 2021. — Т.К. ). И она заканчивалась примерно на 1930-х годах — на супругах Романе и Маргит Сельских. И дальше ничего не было. А нам хотелось показать огромный период — с 1920—1930-х и до сегодняшнего дня — как развивался художественный процесс во Львове.

Мы выстроили эту парадигму при всем том, что очень часто это выглядело так, будто во Львове ничего не было — все происходило, например, в Киеве, в Варшаве, но не во Львове. На самом деле это не так! И первый, кто это показал, — Богдан Мисюга, который сделал в музее Корсаков в Луцке прекрасную выставку, собственно, львовского модернизма. После открытия этой выставки я совершенно четко утвердился во мнении, что мы должны сделать не только хорошую ситуативную выставку, а постоянную экспозицию, где бы все это было представлено. Пригласил Богдана Мисюгу (сейчас — директор Музея модернизма. — Т.К.) к сотрудничеству. Мы определили перечень авторов, работ, стилей и начали работу. В то же время периодически запускали «пробные шары». К примеру, сделали выставку Александра Ройтбурда. Также — Олега Тистола. То есть сразу привлекли к этому вроде бы нелепому зданию внимание. И публика, в принципе, поняла, что здесь будет что-то интересное!

Экспозиция нашего нового музея готова. Из-за карантина открытие ее откладывается. Но я думаю, что оно, это открытие, станет еще одним важным событием года.

Есть абсолютные жемчужины, которые мы откроем для художественного общественности. В частности, работы неизвестного мастера Осипа Васькива (1895 — 1972), который работал в Варшаве и Львове, а последние годы жизни провел в Делятине (Надворнянский район Ивано-Франковской области. — Т.К.). Это прекрасный художник-модернист, не отставал от тех процессов, которые происходили в Европе. Достаточно сказать, что он участвовал вместе с Казимиром Малевичем в выставке, сделал его портрет в виде графики, а некоторые его работы напоминают то, что делал итальянец де Кирико. То есть в то время львовские художники были абсолютно в европейском контексте. И мы возвращаем этот европейский контекст во Львов.

Наша новая экспозиция начинается с 1930-х годов. Заканчивается последними работами Владимира Богуславского, Мирослава Ягоды, Романа Жука, Ростислава Лаха, Тараса Драгана, Ивана Франко, Игоря Стефюка, Андрея Сагайдаковского, Владимира Лободы... Вместе с тем, отмечаем уже сейчас классиков современного искусства — например, Любомира Медведя, который в этой экспозиции имеет отдельный зал, или Богдана Сороки, или Евгения Лысыка. Но абсолютной звездой в Музее модернизма является Карл Звиринский — великий автор и великий учитель для многих модернистов во Львове.

Возможно, продолжим эту экспозицию. Но и то, что сейчас показываем, — это очень много. Что касается отбора экспонатов, то мы, как и во Дворце Лозинского, применили такую ??методику: есть работы в своих фондах, также принимаем работы в депозит у самих мастеров или у их наследников, занимаем и в других музеях. Например, работы Осипа Васькива нам предоставил крохотный краеведческий музей в Делятине, чем мы очень рады и горды.

Будет вести и научную работу. Планируем выпустить каталог работ Осипа Васькива «.

Подробнее о новой экспозиционной локации Львовской национальной галереи искусств — Музее модернизма, а она этого очень заслуживает, — в следующих номерах «Дня».

В тренде

В тренде

Во Львове готова к показу постоянная экспозиция новосозданного Музея модернизма

О концепции Музея модернизма во Львове, а это — подразделение Национальной галереи искусств имени Бориса Возницкого, его создатели впервые сообщили в августе прошлого года. Но на самом деле замысел возник гораздо раньше. В конце концов, нужно было время и для того, чтобы привести в порядок помещение, а это — дом недалеко от Дворца Потоцких, оставшийся с конца 1980-х — после неудачной попытки воплотить идею строительства подземных линий трамвая в центре Львова, а говорили тогда об этом как о львовском метро или эконом-метро.

— Возле Дворца Потоцких вырыли Глубокую (40 метров) яму, — вспоминает генеральный директор ЛНГМ Тарас Возняк. — Вокруг начали трещать дома — включая Дворец Потоцких, который распался на пять частей. И только после того создатели проекта очнулись и отказались от этой идеи, оставив дом из силикатного кирпича — для львовских «метростроевцев».

Это здание, построенное в стиле советского баухауза — со всеми несуразностями, и мы вообще долгое время не знали, что с ним делать. Даже подумывали о том, чтобы снести. Дом расположен в заднем дворе Дворца Потоцких — некий рудимент советский, который отравлял общую атмосферу сквера за дворцом. Однако многое из своей жизни мы выбрасывать не можем. В том числе — как элементы культурного развития или деградации, возможно, художественного процесса и строительных технологий. И в этом контексте — такая себе советская версия баухауза, а это — немецкая школа 1930-х годов, которая разрабатывала эстетические критерии для современного мира во времена развития модернизма, собственно, в европейском искусстве.

Поэтому было решено, что адаптируем дом к своим реалиям и покажем весь процесс развития современного искусства, а это — почти весь ХХ век, который развивался в этом тренде. В то же время, если помните, мы делали основную экспозицию на Стефаника, 3 — в старой галерее («День», конечно, освещал это событие. См. публикацию «Совсем другой музей» в №16 от 22 февраля 2021. — Т.К. ). И она заканчивалась примерно на 1930-х годах — на супругах Романе и Маргит Сельских. И дальше ничего не было. А нам хотелось показать огромный период — с 1920—1930-х и до сегодняшнего дня — как развивался художественный процесс во Львове.

Мы выстроили эту парадигму при всем том, что очень часто это выглядело так, будто во Львове ничего не было — все происходило, например, в Киеве, в Варшаве, но не во Львове. На самом деле это не так! И первый, кто это показал, — Богдан Мисюга, который сделал в музее Корсаков в Луцке прекрасную выставку, собственно, львовского модернизма. После открытия этой выставки я совершенно четко утвердился во мнении, что мы должны сделать не только хорошую ситуативную выставку, а постоянную экспозицию, где бы все это было представлено. Пригласил Богдана Мисюгу (сейчас — директор Музея модернизма. — Т.К.) к сотрудничеству. Мы определили перечень авторов, работ, стилей и начали работу. В то же время периодически запускали «пробные шары». К примеру, сделали выставку Александра Ройтбурда. Также — Олега Тистола. То есть сразу привлекли к этому вроде бы нелепому зданию внимание. И публика, в принципе, поняла, что здесь будет что-то интересное!

Экспозиция нашего нового музея готова. Из-за карантина открытие ее откладывается. Но я думаю, что оно, это открытие, станет еще одним важным событием года.

Есть абсолютные жемчужины, которые мы откроем для художественного общественности. В частности, работы неизвестного мастера Осипа Васькива (1895 — 1972), который работал в Варшаве и Львове, а последние годы жизни провел в Делятине (Надворнянский район Ивано-Франковской области. — Т.К.). Это прекрасный художник-модернист, не отставал от тех процессов, которые происходили в Европе. Достаточно сказать, что он участвовал вместе с Казимиром Малевичем в выставке, сделал его портрет в виде графики, а некоторые его работы напоминают то, что делал итальянец де Кирико. То есть в то время львовские художники были абсолютно в европейском контексте. И мы возвращаем этот европейский контекст во Львов.

Наша новая экспозиция начинается с 1930-х годов. Заканчивается последними работами Владимира Богуславского, Мирослава Ягоды, Романа Жука, Ростислава Лаха, Тараса Драгана, Ивана Франко, Игоря Стефюка, Андрея Сагайдаковского, Владимира Лободы... Вместе с тем, отмечаем уже сейчас классиков современного искусства — например, Любомира Медведя, который в этой экспозиции имеет отдельный зал, или Богдана Сороки, или Евгения Лысыка. Но абсолютной звездой в Музее модернизма является Карл Звиринский — великий автор и великий учитель для многих модернистов во Львове.

Возможно, продолжим эту экспозицию. Но и то, что сейчас показываем, — это очень много. Что касается отбора экспонатов, то мы, как и во Дворце Лозинского, применили такую ??методику: есть работы в своих фондах, также принимаем работы в депозит у самих мастеров или у их наследников, занимаем и в других музеях. Например, работы Осипа Васькива нам предоставил крохотный краеведческий музей в Делятине, чем мы очень рады и горды.

Будет вести и научную работу. Планируем выпустить каталог работ Осипа Васькива «.

Подробнее о новой экспозиционной локации Львовской национальной галереи искусств — Музее модернизма, а она этого очень заслуживает, — в следующих номерах «Дня».