Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Театр, а не музей!»

Художественный руководитель «Золотых ворот» Стас Жирков строит планы на будущие
19 июля, 17:15
СТАС ЖИРКОВ И ЕГО КОМАНДА — ТРИУМФАТОРЫ «КИЕВСКОЙ ПЕКТОРАЛИ» / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Напомним, два года назад Стас Жирков возглавил столичный театр «Золотые ворота» и стал самым молодым директором государственного театра в Украине. Ему достались с десяток мизерных ставок штатного расписания, пару человек работников и захламленное под потолок репетиционное помещение на Левом берегу. Департамент культуры г. Киева принял решение о слиянии «Золотых ворот» с Театром пластической драмы (последний коллектив уже несколько лет подряд не подавал признаков творческой жизни). Так у «Золотых ворот» появился свой «подвал» в историческом центре, на ул. Шелковичной, 7 А...

Потом были суды и «разборки» с недовольными пластдрамовцами, титанические усилия по налаживанию ритмичной работы театра, заполнение репертуарной афиши,  и поиск своего зрителя. Сегодня стильный черно-желтый шрифт «Золотые ворота» и слоган «Театр, а не музей!» узнаваемы многими, а Стас Жирков продолжает мечтать о большем и строит планы на будущее...

«АТМОСФЕРА СОТВОРЧЕСТВА НИКОГДА НЕ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ»

Стас, ты сам доволен результатом двухлетних трудов?      

— Так получилось, что мы рванули и работаем намного больше, чем должны были бы. Выпустили 13 премьер, сейчас в среднем показываем по 22 спектакля в месяц, и на некоторые, как, например, «Королева красоты» Мартина МакДонаха в постановке Максима Голенко, билеты достать очень сложно. Приятно, что к нам зрители возвращаются — посмотрев один спектакль, идут и на другие. Это, по-моему, самое главное для любого театра. Мы принимали участие во многих фестивалях и успешно прошли гастроли в Херсоне, Ивано-Франковске, Львове, Харькове, Могилеве...  К активам отношу: награждение «Золотых ворот» профессиональной премией «Киевская Пектораль»; попадание в рейтинги разных престижных изданий; состоялись две успешные копродукции по пьесам Павла Арье с Молодым театром («Сталкеры») и Ивано-Франковским обласным театром («Слава героям»). 

Со мной работают потрясающие люди — наши актеры Ирина Ткаченко, Виталина Библив, Алексей Нагрудный, Виталий Ажнов, Влад Писаренко, Дмитрий Олейник и те, кто пришел позже. Менеджеры Ксения Ромашенко, Марьяна Розстальная, Виктор Собиянский и студенты-режиссеры Национального университета культуры курса Андрея Билоуса, где я — второй педагог. Студенты работают помрежами, администраторами, и тут же они репетируют свои студенческие работы. И в этом тоже есть свой плюс, потому что атмосфера сотворчества никогда не заканчивается.

Хотел, чтобы в репертуаре были спектакли поколения режиссеров, которое и я представляю. Поэтому у нас поставили: Тамара Трунова, Влада Белозоренко, Антон Романов, Дмитрий Гусаков, Иван Урывский. До сих пор работает система творческих заявок — любой молодой режиссер может прийти и сделать или показать готовый эпизод будущего спектакля. Если это интересно — мы таких не отпускаем. Но главное, мы продолжаем внедрять европейский принцип: театр за государственные деньги не имеет права ставить Рея Куни и прочую ерунду. Хочешь ставить коммерческие развлекательные спектакли — организуй приватную продюсерскую компанию. А за отчисления налогоплательщиков надо поднимать важные социальные вопросы. Комедия, разумеется, нужна, но это должны быть ее «высокие» образцы.

У тебя подписан контракт на три года — два уже позади. Что дальше?

— Когда я пришел, то сказал, что не буду держаться за кресло директора мертвой хваткой. К счастью, открытые конкурсы стали непременным условием для всех творческих работников, а значит, и я буду в них участвовать. Я говорю открыто — особенно меня интересуют театры с большими сценами. Например, уже в августе будет конкурс на замещение должности директора Киевского ТЮЗа на Липках,  и я надеюсь выиграть эту борьбу. Разумеется, если она будет честной и будет вестись по правилам, а значит, выбирать будут творческую программу. Я прямо об этом заявляю. Есть люди, которые меня поддерживают, которые со мной работают, кто приходит на мои спектакли, и  уверены, что мы готовы двигаться дальше. Театр «Золотые ворота» после основательной «перезагрузки» вышел на уровень высказывания. Я не утверждаю, что все наши спектакли могут легко вписаться, скажем, в европейский контекст, или им некуда расти с художественной точки зрения, но они вполне конкурентные для Украины.

Мне важно, чтобы развитие продолжалось — а для этого необходимо большее пространство. Как ребенку: он растет, и нужны новые условия. Разумеется, размер сцены не связан с качеством спектаклей, но дает большие возможности менять современный контекст, менять театральную аудиторию. За этот год наш театр оброс творческими контактами. Есть желание приглашать хороших режиссеров из Молдовы, Эстонии, Грузии, Беларуси. Хочется сделать театральный фестиваль, не похожий на остальные украинские форумы. Есть много идей по социальным театральным проектам. 

«ВПЕРЕДИ СЕЗОН С АКЦЕНТОМ НА УКРАИНСКОЙ ДРАМАТУРГИ»

— А что в перспективе у «Золотых ворот»?

— Впереди сезон с акцентом на украинской драматургии. В конце сентября планируем премьеру молодого режиссера из Ивано-Франковского театра Ореста Пастуха по пьесе венгерского драматурга Дьердя Шпиро. Принципиально важная для нас копродукция с «Театром переселенца»: режиссер Георг Жено будет работать с драматургом Максимом Курочиным, актеры из двух театров, четыре короткие пьесы, одна из которых будет написана непосредственно в процессе репетиций. Потом, надеюсь, Влада Белозеренко выпустит «Кольоры» Павла Арье, а Тамара Трунова приступит к одной из пьес Анны Яблонской. В конце года Павел Арье поставит написанную им же пьесу, над которой он сейчас работает. О моих планах пока говорю частично: осенью секрет перестанет быть таковым, а играть будут Олеся Журковская, Виталина Библив, Алексей Нагрудный и Дмитрий Рыбалевский. На следующий год принял предложения поставить за границей, после недавней премьеры «Сталкеров» в Магдебурге опыт уже есть.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать