Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Очень украинские — как и очень европейские

Завтра главная музыкальная площадка Восточной Европы — фестиваль Sziget вздрогнет от казацкого марша и «гайдамацького» рока
12 августа, 19:55

На будапештском острове Обудаи, где каждый август уже в течение 16 лет локализуется самый масштабный в Восточной Европе фестиваль Sziget, рядом с исполнителями мирового уровня пришлось играть и украинским музыкантам. Еsthetic Education, «ТНМК», «Мандри», Mad Heads, «Брати Блюзу». В этом году на приглашение венгров в Будапешт едут «Гайдамаки». Их будущее выступление кажется исключительным. Во-первых, потому что выйдут они не на второстепенную (как остальные украинские исполнители на этом фестивале), а на главную сцену. А такой чести удостоены единицы. К примеру, в этом году этот список «единиц» составляют «гиганты» Ska-P, Bloc Party, Fatboy Slim, Placebo, The Offspring, Faith No More; а в один день с украинцами на главную площадку выйдут легендарные Primal Scream и The Prodigy. Именно с этих, истоптанных звездными подошвами, подмостков «Гайдамаки» вжарят свой казак-рок. Представляете, как среди многотысячной мультинациональной прогрессивной фестивальной толпы будет звучать казацкий марш? Аж дрожь берет... И это еще одна причина исключительности этого выступления.

Накануне отъезда музыкантов в Венгрию «Дню» удалось «поймать» их в Киеве. И не где-нибудь, а в музее Ивана Гончара, где вместе с дизайнером Олесей Телиженко ребята подбирали «снаряжение», которое наиболее подходит к ритмам казацкого рока.

Поводом для 20-минутного экспресс-разговора с лидером «Гайдамаків» Сашком Ярмолой стал, конечно, Sziget. Но это был только повод. Потому что лучшего собеседника для темы украинской европейской перспективы найти сложно. Ведь, как не парадоксально, «Гайдамаки» пришли к украинскому слушателю через Европу. Кстати, недавно в Польше вышел их совместный альбом с культовыми польскими Voo Voo. В Украине эту пластинку представили на сентябрьском джаз-фестивале в Коктебеле.

— «Гайдамаки» — не первая украинская группа, которая будет представлять нашу страну на Sziget. Но выступление «Гайдамаків» особое, ведь вы выйдете на главную сцену, с которой на многотысячную мультинациональную толпу будет звучать сугубо украинская музыка. Во Львове на фестивале «Старе місто» прошла премьера вашей сигетовской программы. По какому принципу вы подбирали композиции для нее?

— Во Львове мы играли не совсем ту программу, там звучали и новые песни, и романтические вещи. А в Будапеште новых песен мы не будем играть, на фестивалях такого уровня играют только «железобетонные» песни. И никакой романтики — только файт-файт-файт.

«Гайдамаків» пригласили на Sziget, потому что мы не только сугубо украинский ансамбль, но и, я не побоюсь этого сказать, единственный украинский ансамбль мирового уровня. Я не хочу никого обижать, конечно, есть проекты, сделанные на высоком уровне, но просуществуют ли они в условиях постоянных переездов? В пример можно поставить группу Gogol Bordello (американская группа, основанная украинским эмигрантом Евгением Гудзем. Кстати, в позапрошлом году Gogol Bordello также выступали на Sziget на этой самой сцене в это самое время). Это группа, которая существует в том ритме, в котором должны существовать музыканты мирового уровня.

— Т.е. европейскость в музыке измеряется, прежде всего, способностью держать ритм?

— Ритм и стабильность, ритм и стабильность, ритм и стабильность. Ты не имеешь права дать плохой концерт, ты всегда в отличной форме, всегда на уровне — независимо от того, выступаешь перед площадкой на сто или на сто тысяч человек.

— Чего ожидаете от Sziget? Прежде всего — коммерческого эффекта?

— Нет! Это для нас всегда определенная детерминация — надежно и классно выступить на большой сцене.

«НАМ НАДО ВЫРАЩИВАТЬ ЭЛИТУ»

— На одном из европейских фестивалей мне приходилось слышать африканскую исполнительницу, которая в перерывах между песнями говорила о своем народе, который сейчас находится в состоянии постколониальном. Певица утверждала, что она входит в число тех, кто должен поддерживать свою страну духовно, при помощи своей музыки. Как думаете, это дело относится к обязанностям музыканта?

— Если говорить об украинских музыкантах, то они в первую очередь должны заниматься ломкой стереотипов и формированием мнения об Украине как о стопроцентной нормальной европейской стране. Но не нужно об этом рассказывать между песнями. Я бы себе этого не позволял. Например, Лем из группы Motorhead выходит на сцену и говорит: мы — Motorhead, не забудьте. И — пошел. А что-то объяснять, читать лекции по истории на сцене — это уместно только на каких-то специальных мероприятиях. Например, если это концерт инициативы «Не будь байдужим» (музыкально-социальная инициатива, основанная Сашком Положинским), то, конечно, там мы будем рассказывать людям, почему мы здесь и почему это должно быть так. А если речь идет о таких фестивалях как Sziget, то никому это не интересно.

— Понятно. Но соглашаетесь ли вы с тем, что Украина — страна постколониальная, и что лечением этой болезни должны заниматься в том числе музыканты?

— Постколониальная — это термин оскорбительный. По моему мнению, дело в том, что Украина в своей территориальной целостности и в целости нации образовалась только недавно, после декларации независимости. Потому что до этого она существовала то в виде ЗУНР, то как Сеч, то как Гетманская республика. И у каждой части этой нации была своя история, потому что Полесье входило в состав Польско-Литовской унии, Северщина — это земля русская, а, скажем, Буковина была когда-то Румынией. Сейчас нужно работать над тем, чтобы как можно быстрее и правильнее — не агрессивно, а положительно, эти части интегрировать.

Еще одна вещь, над которой, по моему мнению, надо работать, но над которой никто в Украине не работает (поскольку правят совсем не те круги) — это выращивание элиты нации, из которой впоследствии выйдут и писатели, и художники, и бойцы спецслужб, и руководящие кадры. Среди центров, которые занимаются воспитанием элиты, я бы назвал только Киево-Могилянскую академию и Острожскую академию. Этим двум университетам стоит предоставить статус элитных, государство должно заботиться о них и поддерживать.

— Какие еще украинские приоритеты вы бы назвали?

— Правильная идеология. Это то, чего в Украине сегодня не понимают. Телевидение и остальные масс-медиа подчеркивают, что главное — экономика. Тогда как экономика без идеологии — это купи-продай. Так можно распродать всю страну, что, собственно, уже почти произошло с Украиной. Значит, кому-то выгодно, чтобы идеологии не было. Поэтому мне нравится позиция нашего действующего Президента. У него прежде всего — идеология. К тому же, идеология правильная, без радикальных измов и ксенофобии.

— Продолжая тему выращивания элиты. Недавно во Львовской области проходил фестиваль «Свірж». Хотя он был провальный с точки зрения организации, но он явно показал, что подобные мероприятия сплачивают прогрессивную проукраинскую молодежь. Вы — одни из корифеев фестивального движения в Украине. Что можете сказать о наших фестивалях?

— Фестивальное движение развивается. И почитателей подобных фестивалей становится все больше. Такие события как «Шешори» (теперь фестиваль имеет название «Арт-Поле». — Прим. Ред.) и «Країна мрій» — для украинской интеллигенции. Не «Таврические игры», где кормят попсой маргиналов. И не концерты, спонсируемые лишенными личной культуры олигархами. Это профанационный подход, подобные мероприятия с идиотичной музыкой не выращивают новое поколение.

— В сентябре в Черновцах будут отмечать 20-летие «Червоной Руты». На прошлой неделе Тарас Грималюк жаловался «Дню», что молодое поколение музыкантов сегодня не имеет стартовых площадок. Ваш путь к украинскому слушателю был очень длинным и прокладывали вы его через Европу. Какие возможности, по вашему мнению, имеет сегодня украинская музыкальная молодежь?

— Я бы всем посоветовал приходить в Украину через Европу. Там многому можно научиться, чему не научишься в Украине. И — не партизанами туда ездить, а закрепиться, поездить с концертами от какого-то агентства, добиться ряда успехов, поконфликтовать с менеджментом. Тогда ты будешь иметь профессиональную позицию, будешь уверенным в том, что все делаешь правильно, потому что так делается в мире. Потому что наши музыканты, как правило, очень пафосные, требуют джипы, а на самом деле в райдере должны быть только необходимые вещи — правильный звук, свет...

«МЫ ТАК ЖЕ «ОЧЕНЬ УКРАИНСКИЕ» КАК И «ОЧЕНЬ ЕВРОПЕЙСКИЕ»

— Музыкальный критик Александр Евтушенко называет «Гайдамаків» номером один среди групп, которые продвигают украинскую культуру в Европе. Чтобы проиллюстрировать читателям «Дня» ваши масштабы, расскажите, где вы были в последнее время и куда собираетесь в ближайший период?

— Недавно мы вернулись из Люблина, с фестиваля «Другое звучание». Это был классный фестиваль, ведь он артистический от начала до конца. В моем понимании это в том числе определенная архитектура места, где проходит фестиваль. Например, «Країна мрій» на Певческом поле также имеет неплохую архитектуру. Ведь фестивали могут быть спроектированы по-разному. Можно арендовать два гектара в поле, поставить сцену, мощную аппаратуру, но должного эффекта не будет. Фестиваль должен быть спроектирован как правильный храм. Люблинский фестиваль именно так и проектируется. Там очень классная аура.

После Sziget мы едем в Канаду, далее — концерты в Польше, Германии. Осенью у нас запланирован тур. Я не уверен, будем ли издавать мы сейчас альбом (это будет казацкий рок, альбом в однородном стиле, некий украинский Motorhead или Rammstein), потому что недавно вышел совместный проект с Voo Voo в Польше. Это не тот казацкий рок, которым мы сами делаем, но это что-то, что нам также свойственно. Например, дома я слушаю много кобзарских песен, румынских дойн, романтических распевов. Всему этому в казацком роке места нет, но если возникает какой-то побочный проект, где мы можем поиграть акустику, мы с удовольствием делаем это. С каждым новым альбомом мы концентрируем свой стиль. Электроника здесь нам только помогает, но она не является основой. Для меня, так же как и для ребят, основой всегда была живая музыка. Я думаю, что «Гайдамаки» никогда не перейдут с барабанов на электронный пульт.

— Где корни того, что вас так охотно в свои объятия приняла Европа? Ведь вы кажетесь очень украинскими. Возможно, это из-за того, что Украина такая европейская?

— Думаю, мы представляем лучшую, европейскую сторону Украины. Мы так же очень украинские как и очень европейские. Мы говорим на разных языках, умеем общаться с людьми и быть ответственными.

— Некая эталонная модель украинца...

— Нужно интегрироваться. Хотя границы до сих пор закрыты, нужно пытаться выезжать, видеть Европу.

— А как относительно, так сказать, другой стороны? На презентации своего альбома «Кобзар» вы говорили о том, что Россия не является для вас приоритетным рынком. Но есть украинские группы, которые достаточно успешно развиваются в северо-восточном направлении. Это может даже перерасти в культурную экспансию...

— Думаю, об экспансии не может речь идти в любом случае. Россияне могут любить украинцев, любовь как к народу независимому еще придет со временем, но зачем им изучать украинский язык? Пусть лучше изучают английский. Это они также не очень делают.

— Малоизвестный, но очень показательный факт. Когда речь шла к переименованию вашей группы, который раньше назывался «Актус», вы выбирали между «Кріпаками» и «Гайдамаками». Почему, наконец, отдали преимущество «Гайдамакам»?

— Гайдамаки — это воины. А крепостные — это уже хлеборобы.

— В одной из ваших песен звучит фраза «правдиві воїни світла». Как вы ее толкуете?

— Это игра в мистику. Конечно, каждый из нас имеет свои грехи, и борется с ними как может. Воины — потому что нам всегда импонировал «козак файт» и все эти «козаки-спецівці». Мы с ними дружим, иногда ездим к ним на Сеч, а они приходят к нам на концерты. Мы себя отождествляем с казаками и воинами. Почему света? По-видимому, потому что каждому хочется воевать за свет, а не за тьму.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать