Новый формат классики

В Театре на Подоле камерный ансамбль «Лятошинский Трио» выступил с мультимедийным концертом «Отражение. Линии судьбы»

Вечер был посвящен творчеству выдающегося украинского композитора Бориса Лятошинского. Режиссеркой, сокоординаторкой и авторкой проекта выступила Жанна Чепела, которая уже не раз ярко демонстрировала свой художественный вкус и профессионализм в таких постановках, как «БаROKko» (ДАТОБ), «Симфо-шоу» (ДАТОБ), «Орфей в аду» (Схід ОПЕРА) и многих других.

Учредители и исполнители ансамбля - известные музыканты как в Украине, так и за рубежом, лауреаты многих международных конкурсов: Михаил Захаров (скрипка), Роман Лопатинский (фортепиано), Алексей Шадрин (виолончель). Напомним, трио было создано в 2019 году с целью популяризации и распространения украинской академической музыки среди широких кругов слушателей их прогрессивные поиски чудесным образом совпали с техническими режиссерскими задумками Жанны Чепелы.

Таким образом, такое творческое объединение талантливых художников общими усилиями создало невероятный по красоте, содержанию и наполнению концерт, главной изюминкой которого стало использование мультимедийных технологий. Креативное сочетание визуального ряда и музыкального воплощения вызвало настоящий слухо-зрительный взрыв.

С самых первых минут зрительный зал окутали «линии судьбы», «ниточки» запутанного жизненного пути Бориса Лятошинского, творчеству которого и посвящен проект. Использование 3D-технологий создало эффект присутствия в другом времени, даже вне его: в пространстве, где мы все можем увидеть сложную и неординарную судьбу выдающегося композитора. А потом раздался голос - голос Бориса Лятошинского, который искренне признается в безграничной любви к музыке. Лишь через несколько минут очарованная действом публика увидела на сцене настоящего обладателя этого голоса - актера Алексея Райта, который еще много раз превратится и в Валентина Сильвестрова, и в Виталия Годзяцкого, и в Ивана Карабица, читая письма и воспоминания близких людей выдающегося композитора. Очень тонкий, интеллигентный, даже внешне, словно из тех времен - Алексей Райт, который совершенно почувствовал каждую ноту и слово, - точная находка режиссерки и один из удачных смысловых штрихов этой мультимедийной постановки.

Как только первые эмоции улеглись, с началом звучания воздушного вальса Бориса Лятошинского закрутился настоящий калейдоскоп впечатлений. Всплывали воспоминания об учебе композитора у знаменитого Рейнгольда Глиэра, страстной любви к Маргарите Царевич, тяжелых годах скитаний при советской власти. Все это сопровождалось ярким визуальным рядом с вырезками газет и писем, уникальными фотографиями, оригиналами партитур и малоизвестных материалов семейных архивов композитора и его учеников.

Музыкальный ряд составлял неотъемлемый компонент созданного синтеза. В блестящем исполнении трио звучали как известные произведения (Фортепианное трио № 1 и № 2, цикл «Отражение» Бориса Лятошинского, Трио для скрипки, виолончели и фортепиано «Эпилог» Евгения Станковича), так и менее исполняемые - «Прелюдия» из цикла «Три пьесы в романтическом стиле» Виталия Годзяцкого, «Мгновения Моцарта» Валентина Сильвестрова, «Три пьесы для трио» Ивана Карабица.

Финальной точкой концерта стало исполнение Михаилом Захаровым виртуозной каденции скрипичного концерта Рейнгольда Глиэра, завершенного Борисом Лятошинским. Под заключительные звуки произведения, с помощью вентиляторов, на сцене вихрем поднялось множество партитурных листьев, которые падали на пол уже среди шума бурных оваций.

Действительно, концерт получился на удивление удачным. Использование мультимедийных технологий и их интеграция в пространство современной академической музыки открывает новые пути для ее популяризации среди широких кругов слушателей. Взаимодействие визуального и музыкального рядов существенно облегчает восприятие, воздействуя на зрителя сразу всем арсеналом выразительных, содержательных и коммуникативных возможностей. Таким образом, в будущем подобный синтез музыки и технологических новаций имеет все шансы представлять новый синтетический жанр в сфере искусства.